Лекция 18. Тема 17. Структурные преобразования в экономике: индустриальная и государственная научно-техническая политика


Скачать 263.8 Kb.
НазваниеЛекция 18. Тема 17. Структурные преобразования в экономике: индустриальная и государственная научно-техническая политика
Дата публикации19.11.2013
Размер263.8 Kb.
ТипЛекция
vb2.userdocs.ru > Экономика > Лекция


Лекция 18. Тема 17. Структурные преобразования в экономике:
индустриальная и государственная научно-техническая политика.


Цель занятия: в ходе лекции дать студентам знания относительно проблем и перспектив развития технологической специализации промышленности в контексте макроэкономической промышленной политики, выделить цели, задачи и приоритеты макроэкономической научно-технической политики в различных экономических системах.

Время: 2 часа.

План лекции:

  1. Перспективы развития технологической специализации промышленности и региональные проблемы макроэкономической промышленной политики.

  2. Цели и задачи макроэкономической научно-технической политики.

  3. Базовые приоритеты макроэкономической научно-технической политики в различных экономических системах.


1. Перспективы развития технологической специализации промышленности и
региональные проблемы макроэкономической промышленной политики


Для регулирования структурных преобразований промышленного производства на основе максимизации рыночных результатов и выработки товарной специализации промышленного комплекса необходимо провести:

  • маркетинговые исследования для выявления потребности названных выше рынков в товарах, определения перспективных товаров отечественных товаропроизводителей и возможностей выхода на рынки с учетом фактора времени;

  • оценку эффективности производства и реализации планируемой продукции промышленными предприятиями;

  • оптимизацию инвестиций в производственно-технологическую базу для выпуска выбранных в результате маркетинговых исследований товаров с учетом разумных требований к эффективности производства и ограничений на использование природных ресурсов.

Формирование товарной специализации должно обеспечить целенаправленную структурную перестройку промышленности с ориентацией на выпуск конкурентоспособных товаров, пользующихся стабильным спросом. Для промышленности Украины этот вопрос еще не решен. Вместе с тем рыночная конъюнктура и имеющийся производственный и научный потенциал позволяют осуществлять развитие промышленности в направлении:

  • усиления ее ориентации на внутренние рынки продукции высоких технологий и экономически эффективные товарные рынки;

  • обеспечения внутреннего потребительского спроса на промышленные товары и услуги.

Товарно-технологическая специализация основывается на сложившейся материально-технической базе с учетом ее достаточного научно-технического уровня и научного задела для развития, необходимости наиболее полного использования потенциальных и реальных возможностей для производства конкурентоспособной продукции. Кроме прямого воздействия рынка на товарно-технологическую специализацию промышленности оказывают влияние:

  • инвестиционные возможности и инвестиционная политика;

  • обеспеченность природными ресурсами;

  • требования к экологии.

Это также находит отражение в промышленной политике, которая обеспечивает концентрацию ресурсов общества на выбранных направлениях развития экономики и реализуется через долгосрочную программу развития промышленности. Государственное регулирование создает условия для целенаправленного проведения структурной перестройки промышленности на основе эффективного использования накопленного, развивающегося и привлеченного научно-технического потенциала и инвестиций.

Программа развития промышленности Украины должна реализоваться поэтапно с использованием системы экономических рычагов и стимулов.

На первом этапе ее реализации необходимо вернуть ведущее положение украинских товаропроизводителей на украинском рынке промышленных товаров и услуг.

На втором этапе украинские промышленные товары должны вернуть свое место на рынках СНГ.

На третьем этапе украинские промышленные товары должны выйти на рынки Восточной Европы и развивающихся стран.

На четвертом этапе украинские промышленные товары должны реализоваться в достаточном объеме на рынках развитых капиталистических стран.

На каждом этапе критерием оценки товаров является их конкурентоспособность.

Промышленность Украины имеет достаточный приоритет по выходу на некоторые мировые рынки с рядом товаров, может быть, несколько упущенный ранее. Это – рынки вооружения, авиакосмической техники. Возврат позиций на этих и некоторых других рынках – дело государственной политики поддержки промышленности.

Технологическая специализация промышленного комплекса в первую очередь проявляется в отраслевой структуре. В рыночных условиях она определяется совокупностью базовых технологий, ориентированных на выпуск конкретных видов продукции, состоянием материально-технической базы производства, научно-технологическим, патентным и лицензионным заделом, собственным или полученным по научной кооперации. Развитие конкретных производств осуществляется на основе бизнес-планов и инвестиционных программ. В рамках государственной промышленной политики инвестиционные программы предприятий могли бы разрабатываться на основе среднесрочных отраслевых программ технического развития, отражающих научно-техническую политику в отрасли. Для подведомственных предприятий в этих программах должны предусматриваться меры по переходу на новый технический уровень, обеспечивающий высокую эффективность производства, выпуск продукции, способной завоевать устойчивое положение на соответствующих рынках. Отраслевые программы представляют собой инструмент регулирования отраслевой инновационно-инвестиционной политики государства. Они носят информационный характер и реализуются на конкретных объектах на рыночных условиях или через экономические механизмы и меры поддержки.

Разработка инвестиционных программ предприятий с участием государственного финансирования может осуществляться на основе отраслевых программ технического развития производства, разработанных в рамках государственной инвестиционной программы. Степень соответствия им может служить дополнительным критерием обоснования инвестиций.

В программах инвестирования технического развития предприятий должно предусматриваться качественное изменение их технического уровня, обеспечивающее переход к новому технологическому укладу. Это требование может выдвигаться при проведении мер государственной поддержки промышленных предприятий. Коммерческие предприятия, эффективно осуществляющие свою деятельность на товарных рынках, не нуждающиеся в протекционистских мерах, сами поддерживают необходимый технический уровень производства за счет собственных инвестиций. На них рассматриваемые условия и меры поддержки не распространяются.

При реализации инвестиционных программ требования товарной и технологической специализации производства, совмещаются.

Инвестиционно-инновационная политика в промышленности представляет собой основную часть государственной инвестиционной политики. Она реализуется через государственную инвестиционную программу и представляет собой интегрированную совокупность инвестиционных программ отраслей и предприятий промышленности, которая:

  • обеспечивает высокие темпы развития предприятий товарной специализации промышленности со стабильным или повышающимся объемом реализации;

  • ориентирует на перспективные наукоемкие товары, имеющие гарантированный сбыт в перспективе, соответствующие потребностям рынков по качеству, ценам и перспективной конкурентоспособности. Развитие сбыта этих товаров обеспечит стабильное участие в формировании бюджета как за счет налоговых поступлений, так и за счет получения прибыли от использования государственной собственности;

  • предусматривает повышение технологического уровня производства на основе применения современной техники, разработанной, как правило, на предприятиях Украины или приобретаемой по лицензиям.

Инвестиционно-инновационная политика строится на следующих основных принципах:

  • обоснование конечных экономических и социальных целей и эффективности технического перевооружения и развития материально-технической базы промышленных предприятий;

  • использование для производства продукции современных технологий и техники, которые для основной массы промышленных предприятий обозначают создание нового технологического уклада, соответствующего мировому уровню;

  • формирование замкнутого цикла производства конечной продукции на украинских предприятиях по вертикальной технологической специализации, обеспечивающее увеличение рабочих мест и насыщение рынков Украины отечественной продукцией.

Для проведения эффективной инвестиционной политики на основе разработанной товарно-технологической специализации необходимо:

  • разработать систему критериев социально-экономической и технологической оценки инвестиционных программ предприятий и их отбора для реализации;

  • разработать механизм кредитования инвестиционных мероприятий и его использования как основного источника инвестиционных ресурсов или использования других финансовых источников;

  • спроектировать экономическую схему финансирования инвестиционных программ на основе долевого участия различных категорий инвесторов с учетом максимизации интересов государства;

  • разработать систему экономической поддержки инвестиционных программ и проектов, выполняемых с участием зарубежных внешних инвесторов;

  • создать постоянно действующую систему контроля выполнения инвестиционных программ с учетом ресурсов государственной инвестиционной программы;

  • создать законодательную базу и механизм наложения санкций за нарушение договорных обязательств в сфере городских инвестиций.

Развитие промышленности в бывшем СССР осуществлялось в соответствии со “Схемой размещения производительных сил СССР” планомерно, с учетом эффективного использования природных и трудовых ресурсов, удобства транспортировки товаров от производителей к потребителям, выравнивания уровней развития экономики регионов. В результате ее реализации в настоящее время сложились определенная территориальная структура промышленности, технологическая и товарная специализация экономик регионов. На ее базе формируются межрегиональные товаропотоки, развитие которых осуществляется на основе изучения потребностей регионов в товарах и услугах внешних товаропроизводителей и финансовых возможностей потребителей с учетом максимизации эффективного товарообмена. Вместе с тем эффективность товарной специализации регионов и межрегионального товарообмена объективна и должна поддерживаться не только рынком, но и в рамках промышленной политики.

Представляется, что функцию регулирования структуры промышленности должны эффективно выполнять сами регионы Украины на основе рыночного движения товаров и заключения межрегиональных соглашений по товарообмену. Выполнение этих операций обеспечивается имеющейся первичной статистической информацией.

Наибольшего внимания в регионах заслуживает производство товаров, обеспечивающих собственные потребности. Это могут быть товары широкого ассортимента, относящиеся к развитию предприятий народнохозяйственной специализации региона, товары внутреннего потребления, в том числе местной промышленности. Производство этих товаров формируется в первую очередь на основе оценки и прогнозирования степени удовлетворения потребностей населения в определенных видах товаров и услуг. Работа с предприятиями, выпускающими эти товары, может строиться на основе прогнозирования платежеспособного спроса, таможенного регулирования экспорта при условии контроля за качеством и ценами на товары, регулирования внутриукраинского товарообмена. Эта функция полностью выполняется администрацией региона.

Для оценки степени удовлетворения потребности региона в товарах и услугах необходимы следующие меры:

  • проведение социологических исследований соответствия покупательной способности населения и промышленных предприятий их технологическим и физическим потребностям; динамики покупательной способности;

  • изучение динамики изменения потребностей в процессе развития экономики;

  • подготовка нормативной базы потребления и производства ряда товаров.

На этой основе могут быть разработаны индикативный план развитии производства региона и внешних связей по удовлетворению платежеспособного спроса и система мер экономического регулирования соответствующих рынков. Развитие группы предприятий, выпускающих промышленные товары народного потребления, представляет собой раздел промышленной политики региона.

Для оценки межрегионального товарообмена создана определенная информационно-статистическая база – статистические справочники. Она позволяет оценить и сформировать эффективные межрегиональные товаропотоки.
^ 2. Цели и задачи макроэкономической научно-технической политики.

Научно-техническая политика рассматривается как часть социально-экономической политики, которая выражается в отношении государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Украины в области науки, техники.

С социально-экономической точки зрения государственная научно-техническая политика – это наиболее полное исполнение государством своих основных функций по отношению к научной и научно-технической сферам и соответствующим видам деятельности с учетом творческого труда и его мотивации.

Содержание научно-технической политики проявляется прежде всего в совокупности целей и задач. Для современных украинских условий их можно сгруппировать в три блока.

Первый блок представляет совокупность целей и задач, связанных с сохранением и развитием научно-технологического потенциала Украины, с сохранением и умножением традиций научных, исследовательских и инженерно-конструкторских школ, с их возможностью обеспечения смены технологических укладов в основных сферах жизнедеятельности людей, обеспечения технологической безопасности Украины.

Второй блок объединяет цели и задачи, гарантирующие максимальное и наиболее эффективное использование существующего научно-технологического потенциала для формирования системных преобразующих факторов-инноваций, включающих как новые технические, так и новые технологические комплексы, способствующие созданию единого технологического пространства в Украине и СНГ и создающие научно-производственную базу для воспроизводства конкурентоспособной на мировых рынках продукции, а также для создания безопасной экологической ситуации в стране и реанимации природной среды.

В третьем блоке объединяются задачи по созданию целостной совокупности условий, позволяющих решать проблемы и достигать цели первых двух блоков на непрерывной воспроизводственной основе. В их составе решение проблем обеспечения инновационной и инвестиционной активности хозяйственных систем всех уровней и прежде всего предприятий, объединений, корпораций, а также создания всех предпосылок для наиболее полного и эффективного использования научно-технологического потенциала Украины, решение комплекса приоритетных социальных задач.

В обобщенном виде все перечисленные выше цели и задачи научно-технической политики можно представить в виде интегрированной цели поэтапного перевода экономического развития Украины, на инновационный тип, который характеризуется производством преимущественно новой и постоянно обновляемой продукции, в том числе факторов-инноваций в виде новых техники, технологий, материалов, новой организации и мотивации труда, а также наличием внутрихозяйственной системы всех основных институциональных исходных условий для воспроизводства инновационности на постоянной основе.

Государственные органы Украины, разрабатывая научно-техническую политику, правомерно исходят из того, что наука стала мощной производительной силой, а научно-технологический потенциал – решающим совокупным фактором конкурентоспособности любой страны на мировых рынках, а эффективное и целенаправленное использование научных разработок является важнейшей предпосылкой устойчивого развития любой хозяйственной системы в ближайшей и отдаленной перспективе. Украинская научно-техническая политика связывает свои стратегические цели с развитием, рациональным размещением и эффективным использованием научно-технического потенциала, увеличением вклада науки и техники в развитие экономики, государства, реализацией важнейших социальных задач, обеспечением прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышением его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшением экономической обстановки и защитой информационных ресурсов государства, укреплением обороноспособности государства и безопасностью личности, общества и государства, упрочнением взаимосвязи науки и образования, а также науки, производства и рынка.

Полезно сравнить эти задачи с теми, которые решают индустриально развитые страны с помощью факторов науки, техники и технологий. Например, закон США “О национальной научной и технологической политике, организации и приоритетах”, принятый Конгрессом США в 1997 г., предусматривает использовать возможности научно-технического прогресса для:

  • обеспечения лидирующего положения США в мире;

  • повышения эффективности использования материалов, продукции и общего вклада науки и техники в экономическое развитие страны, стабильность и рост;

  • достаточного обеспечения снабжения страны продовольствием, сырьем, материалами и энергией;

  • вклада в национальную безопасность;

  • решения качества здравоохранения;

  • сохранения, развития и восстановления здоровой и эстетически совершенной природной среды; с обеспечения сохранности морей, океанов, береговых зон, а также полярных областей и эффективного использования их ресурсов;

  • укрепления экономики и обеспечения полной занятости на основе применения полезных научных и технологических инноваций;

  • повышения качества образования и народного просвещения;

  • содействия сохранению и эффективному использованию природных и человеческих ресурсов страны;

  • развития жилищного фонда страны, систем транспорта и связи, а также обеспечения эффективных общественных услуг в городах и сельских местностях;

  • устранения загрязнения воздуха и воды, вредных для здоровья либо неэффективных лекарственных препаратов и продуктов питания;

  • содействия исследованию и мирному использованию космоса.

Данный неполный перечень основных задач, которые решает правительство США с помощью научно-технологических факторов, – яркое свидетельство того, какую огромную роль отводят науке, технологиям властные федеральные органы США.

Эти задачи конкретизируются в повседневной экономической практике США, в связи с чем достигается: обеспечение лидирующего положения страны в мировой науке и технике, преодоление растущей конкуренции на мировом технологическом рынке, сохранение и рост конкурентоспособности американских товаров, создание с помощью критических технологий базы национальной безопасности страны, подъем производительности труда и рост эффективности промышленности в борьбе за внешние рынки, содействие реализации внешнеэкономических целей, улучшение общего качества жизни.

Сравнение задач научно-технической политики Украины, зафиксированных в законодательных актах и решениях правительства с аналогичной зарубежной практикой дает основание для вывода о том, что наши властные государственные органы недооценивают возможности современных науки, техники и технологий для преодолении экономических кризисных явлений, подготовки перехода к экономическому росту, к расширенному общественному вос­производству на основе обновления производительного аппарате, укрепления экономической безопасности, формирования украинских сегментов рынка в мировом хозяйстве.

Цели и задачи научно-технической политики каждой страны, естественно, будут разными, ибо различны проблемы, развитость производительных сил, новизна технологических укладов, а главное их ресурсы отличаются по количеству и качеству. Учитывая это и зная научно-технологический потенциал Украины конца XX столетия, можно согласиться с тем, что вывод специалистов о недостаточной востребованности отечественной науки, научно-технологического потенциала является обоснованным.

Для современной экономической ситуации переходного периода в Украине характерны следующие особенности:

  • переход к многообразию форм собственности, становление многоукладности;

  • формирование комплексности механизма регулирования экономического развития, включающего рыночную самоорганизацию с ее инструментом конкуренции, состязательности, борьбой за монопольное положение;

  • государственное регулирование; воздействие общественных профессиональных организаций (профсоюзы, союзы работодателей и пр.); влияние самоорганизации трудящихся;

  • сложные процессы структурной перестройки, структурной адаптации к законам и закономерностям экономики с развитыми рыночными распределительно-обменными отношениями;

  • нарушение основных экономических пропорций научно-воспроизводственных процессов, вызывающее негативные структурные деформации в народном хозяйстве. Нарушены пропорции между предпроизводственной и производственной фазами общественного воспроизводства, между накоплением и потреблением, между производством и распределительно-обменной фазой, между различными инфраструктурами, которые к тому же и не развиты в достаточной степени до нормального функционирования экономики;

  • засилье на внутренних товарных рынках зарубежных производителей, опирающихся в своей деятельности на более мощное современное научно-технологическое обеспечение, государственную поддержку, в отличие от украинских производителей, а также, как правило, на стабильную национальную валюту;

  • экономическая, в том числе финансовая, неустойчивость многих первичных производственных звеньев в переходный период; нарушение многих критериев экономической безопасности национального народного хозяйства; серьезные ресурсные ограничения.

Учитывая эти особенности, можно выделить следующие стратегические цели и задачи украинской научно-технической политики на современном этапе:

    1. конкурентоспособность украинских товаров на внутреннем и мировом рынках, в том числе новой техники и технологий;

    2. поэтапное формирование нового технологического ядра экономики, обновление ее производственного аппарата, обеспечение технологической безопасности, конкурентоспособности национального производства в мировом хозяйстве;

    3. достаточное обеспечение страны продовольствием, энергией, сырьем и материалами;

    4. создание здоровой экологической ситуации для жизнедеятельности человека; сохранение и реанимация природной среды;

    5. пропорциональное с производством качественное развитие инфраструктур (транспорт, связь, информатика, услуги и пр.);

    6. содействие сохранению и эффективному использованию природных и человеческих ресурсов страны;

    7. создание институциональных условий дли эффективного использования научно-технологического потенциала;

    8. формирование научно-технологической основы национальной безопасности, военно-технической базы обороноспособности страны.



^ 3. Базовые приоритеты макроэкономической научно-технической
политики в различных экономических системах.


Если цели и задачи научно-технической политики напрямую связаны с целями и задачами социально-экономического развития страны, с определением и подготовкой для этого важнейших инновационных факторов-ресурсов, с логикой и закономерностями современного научно-технического прогресса, то направления научно-технической политики в наибольшей степени предопределяются состоянием общественного научно-воспроизводственного процесса, его эффективностью, степенью встроенности национальной экономики в мировое хозяйство, ее экономической устойчивостью, особенностями и глубинной экономической трансформации на том или ином этапе развития общества, состоянием взаимосвязей с промышленной и структурной политикой государства.

Современный общественный воспроизводственный цикла Украине характеризуется:

а) глубоким нарушением многих пропорциональных зависимостей (накопление и потребление, предпроизводственная и производственная стадии, производственная и распределительно-обменные фазы, инвестиционная и интеллектуальная подготовка производства и др.);

б) неразвитостью, некомплектностью ресурсного обеспечения, в том числе инвестициями, предпринимательским информационным ресурсом и др.;

в) недостаточно развитым инфраструктурным обеспечением;

г) ослабленностью научной подготовки;

д) деформированностью организационно-функциональной конструкции;

е) довольно низкой эффективностью и конкурентоспособностью продукции, особенно наукоемкой;

ж) ослаблением возможностей воспроизводства кадрового фактора.

Машиностроение, являющееся основным поставщиком технического фактора в воспроизводственный процесс, по оценкам специалистов, по удельному весу в промышленном государстве не может быть ниже 25% без ущерба экономической безопасности. Если эта пропорциональная зависимость нарушена, и установилась устойчивая тенденция снижения доли машиностроения даже в, сокращающемся ВВП, конкурентоспособности украинской машиностроительной продукции, сокращения возможности машиностроения воспроизводить внутренние факторы саморазвития (снижение рентабельности продукции составило с 47,0 %в 1992 г. до 8.0% в 1997 г.).

В 1999 г. обстановка несколько изменилась. Сократился спад производства в отрасли с начала года, который в целом за год составил 0.8 % против 4.5% в 1998 г. Получен прирост продукции в металлургическом, станкостроительном, энергетическом и сельскохозяйственном машиностроении.

Анализ ситуации в экономике Украины, в воспроизводственных процессах основных факторов-ресурсов дает основание выделить следующие направления научно-технической политики Украины в условиях экономической трансформации ее народного хозяйства и большей погруженности в мировое хозяйство:

  1. содействие развитию системного наукоемкого производства, технико-технологического экспорта;

  2. выбор и реализация приоритетов научно-технологического развития, включая макротехнологические системы, продукция которых способна формировать собственные ниши на мировом рынке наукоемкой продукции и технологий;

  3. структурное обновление сфер НИОКР, активное развитие инновационного предпринимательства, государственных научных центров и наукоградов;

  4. 4) формирование научно-технологической и инновационной инфраструктуры, включающей транспорт, связь, информатику, телекоммуникации, услуги специального характера, технопарки, научно-технические центры, специализированные биржи и пр.;

  5. реструктуризация отраслевой науки в направлении ее адаптации к новым рыночным отношениям; развитие заводского (корпоративного) сектора науки и повышение эффективности его функционирования; интеграция науки, образования, производства и рынка;

  6. создание национального рынка наукоемкой продукции, инноваций и его регулирование;

  7. комплексное ресурсное обеспечение развития науки и технологий, включая кадровые, инвестиционные, технические, информационные и другие ресурсы; концентрация их на приоритетных направлениях; развитие оборонных НИОКР и их конверсия;

  8. целенаправленная передача передовых технологий из ВПК в гражданское производство; целенаправленное формирование базы национальных критических и двойных технологий;

  9. социальная политика в научно-технологической сфере; формирование действенной системы мотивации научного и инженерного труда через обновление системы оплаты труда и различные льготы;

  10. содействие развитию научно-технических потенциалов субъектов государства и эффективности их использования, стимулирование активной научно-технической и инновационной деятельности в них, интеграция ее в рамках единой научно-технической политики государства;

  11. активное международное научно-техническое сотрудничество, в том числе участие в крупных международных проектах при условии строгого соблюдения национальных интересов;

  12. активизация роли государственных органов: в нормативно- правовом обеспечении научно-технической и инновационной деятельности на федеральном и региональном уровнях, в ресурсном обеспечении, особенно фундаментальной науки, в реализации стратегических научно-технологических программ типа макротехнологических систем, в обеспечении технологической безопасности страны.

Безусловно, полезны и некоторые более частные направления. Например, развитие эталонной базы и сертификации продукции, совершенствование статистики в области научно-технической и инновационной деятельности, развитие внутренних связей науки и коммерциализация ее деятельности, содействие инновационной и научно-технической активности корпоративного и первичного производственного звена (фирмы, предприятия), организация оператив­ного мониторинга состояния научно-технической, инновационной деятельности и ее результативность и др.

Важнейшим ключевым направлением государственной научно-технической политики являются выработка и реализация приоритетов в области науки, новой техники, технологий, технико-технологических систем, обеспечение их взаимосвязи и результирующего влияния на достижение основных целей и решения социально-экономических задач, В экономической литературе встречаются по существу два определения приоритетов. Одно трактует приоритет как опережающее развитие отрасли, сферы деятельности, направления по сравнению с остальными. Второе, более комплексное, характеризует приоритет производства, отрасли, сферы деятельности как целенаправленное, ускоренное качественное преобразование всех составляющих производительных сил, структурных элементов и механизма их взаимодействия и опережающее наращивание преимущественно на этой основе объемов производства и многократное повышение показателей эффективности.

Однако такое определение не совсем подходит при рассмотрении приоритетных направлений научно-технического развития, а также развития техники и технологий. Оно нуждается в уточнении. Это обусловлено спецификой научного и инновационного труда и его результатов. Чаще всего под научно-технологическим приоритетом понимают наиболее перспективные открытия, разработки, способствующие существенному многократному росту производитель­ности груда, фондоотдачи, прибыли, снижению издержек производства и потребления, ресурсообеспечению и пр. Это верно, но неполно.

Обеспечение научно-технологических приоритетов связано не только с преобразованием некой совокупности производительных сил и организационно-экономических отношений в ходе их функционирования, но и с. изменением взаимосвязей большой совокупности воспроизводственных процессов, с переструктурированием целых сфер экономики. Такой подход к научно-технологическим приоритетам обоснован новым пониманием научно-технического прогресса как взаимосвязанной совокупности научно-технологических и инновационных процессов, протекающих как в сфере пауки, так и в производстве. При таком понимании НТП совокупность научно-технологических приоритетов в науке, отдельных ее отраслях предстает в виде научных идей, новых технологий, новой техники, их комплексов, отдельных составляющих, а также как их взаимная трансформация в направлении наилучшего использования в производственном процессе. Совокупность приоритетов в науке допол­няется согласованной с ней особой совокупностью приоритетов инновационного свойства в действующем производстве.

Итак, научно-технологические приоритеты — это структурная часть сложной системы приоритетов, под которыми следует понимать ускоренное качественное целенаправленное развитие научных достижений, инноваций в едином цикле "наука—воспроизводство", обеспечиваемое ускоренным преобразованием содержания, условий и концентрации интегрированного труда (живого и овеществленного). Данная концентрация достигается благодаря преимущественному ресурсному обеспечению его качественно новыми материалами, техникой, приборами, кадрами, а также новой мотивационной атмосферой коллективного и индивидуального творчества.

Предложенное определение научно-технологических приоритетов предполагает и новые подходы к выработке целостной методологии их выбора. Она должна исходить прежде всего из объективной необходимости формирования системы и подсистем приоритетов в развитии общества, в его научно-технической политике, из их взаимосвязанности.

В соответствии с этими условиями методология выбора научно-технологических приоритетов должна охватывать проблемы состава совокупности приоритетов; способов связей и организации взаимодействия задач, разрешаемых с помощью приоритетов; связей подсистемы научно-технологических приоритетов; информационного обмена в ней. Таким образом, в некотором смысле блоки методологии, рассматривающие указанные проблемы, являются интегрированными признаками ее целостности.

В исследовании последних лет приоритетность развития, как правило, связывают: а) с ограниченностью ресурсов и необходимостью концентрации их на наиболее результативных направлениях; б) с новыми возможностями потенциала НТР, ее современного этапа, а также с новым прорывом человеческого интеллекта в познании неизвестных свойств материи.

Проведенный анализ показал, что приоритеты в каждой сфере человеческой деятельности обусловлены не только двумя приведенными причинами, но и целой совокупностью разнообразных факторов как объективного, так и субъективного характера. Это – увеличивающиеся и изменяющиеся по ассортименту и качеству потребности общества, коллективов, личностей; сокращение сроков обновления всех условий жизнедеятельности человека; рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды; резкое ослабление комплексности экономики Украины вследствие развала народнохозяйственного комплекса бывшего Союза; конверсия; меняющаяся конъюнктура рынка; радикальное изменение политической ситуации и целевых установок; ускоренное переструктурирование экономики и др.

Многофакторность обусловленности приоритетов – важнейшая составная часть методологии выбора и реализации приоритетов, в том числе и научно-технологических.

Вся совокупность приоритетов в экономике не просто взаимосвязана, а представляет собой сложную иерархическую систему.

Выбор научно-технологических приоритетов касается всех стадий и сфер расширенного воспроизводства, а также периода научного поиска.

На государственном, региональном, корпоративном уровнях и в первичном хозяйственном звене, т.е. в разных хозяйственных системах научно-технологические приоритеты не совпадают, так как с их помощью решаются различные задачи. Это качественно разные уровни. Но полной их "расстыковки" быть не должно. Высшие государственные приоритеты должны конкретизироваться, быть сквозными во всех уровнях, хотя на последующих уровнях таковыми могут не считаться, но будут обеспечиваться государством как приоритетные через систему льгот и создание коммерческого интереса для территорий и корпораций. Таким образом, вся совокупность, точнее, подсистема научно-технологических приоритетов, будет представлять собой слабо­структурированный комплекс, объединяемый в целое приоритетами государственного значения.

Методика выбора научно-технологических приоритетов должна:

а) учитывать специфику приоритетных направлений, их свойства, многофакторность развития, включая факторы неопределенности;

б) соответствовать теориям цикличности развития, технологических укладов, сложных систем, хозяйственных систем, расширенного воспроизводства, НТР, эффективности, прогнозирования, устойчивости хозяйственных систем;

в) охватывать такие методы, как коллективный экспертный опрос, независимая экспертиза, моделирование, вариантные сценарии (наборы) приоритетов научно-технологического развития, экономико-математическое исследование, балансовый, "мозговой штурм", эвристические, статистические, агрегирования, декомпозиционные и прочие методы;

г) обеспечить полноту и целостность информации;

д) учитывать формирующуюся экономико-правовую среду;

с) обеспечивать возможность сравнения с международными показателями;

ж) максимально нейтрализовать субъективизм, просчеты и ошибки;

з) согласовывать с действующими методами анализа экономических и социальных процессов;

и) использовать апостериорный анализ (основанный на изучении опыта);

к) учитывать конъюнктуру мирового рынка наукоемкой продукции, включая системные технологии.

В качестве приоритетных направлений развития науки и техники в современных условиях государство рассматривает тематические области исследований и разработок, которые обеспечивают основной вклад в научно-техническое развитие и в достижение текущих и долгосрочных социально-экономических национальных (региональных) целей.

Существуют следующие приоритетные направления развития науки и техники Украины:

  • фундаментальные исследования; информационные технологии и электроника; производственные технологии;

  • новые материалы и химические продукты;

  • технологии живых систем;

  • транспорт;

  • топливо и энергетика;

  • экология и рациональное природопользование.

В реализации принципа приоритетности важны региональные приоритетные научно-технические программы и проекты, имеющие межрегиональное и общегосударственное значение.

Необходимым условием финансирования региональных программ и проектов в современных условиях является долевое участие в нем бюджета региона, региональных внебюджетных фондов НИР, собственных средств предприятий и организаций.

Принятие приоритетных направлении, подпрограмм в области науки и техники, а также критических технологий при ограниченности финансовых ресурсов государства не означает, что разнообразные виды государственной поддержки должны оказываться только тем исследованиям и разработкам, которые попали в приоритетные. Помимо общегосударственных приоритетных направлений и технологий должны существовать ведомственные, а также региональные их перечни.

Главный недостаток большинства научно-технологических приоритетов Украины заключается в их нечетком конечном коммерческом результате.

В связи с этим заслуживает особого внимания предложение некоторых специалистов по рассмотрению в качестве основных научно-технологических приоритетов на перспективу 10-15 макротехнологических систем, продукция которых способна занять около 10% мирового рынка наукоемкой продукции, емкость которого к 2010-2015 гг. составит около 4 трлн. долл.

Данное иное предложение практически полностью совпадает с основными методологическими подходами к выработке научно-технологических приоритетов, изложенными выше. Но рассматривать его в качестве альтернативы принятой правительством программы вряд ли целесообразно. Есть достаточно оснований для разработки на базе изложенных здесь двух вариантов новой приоритетной научно-технической программ, учитывающей положительные аспекты каждого варианта.

Литература


Основная:

  1. Бункина М.К., Семенов А.М. Экономическая политика: Учебное пособие. – М.: Бизнес-школа, 1999. –366 с.

Дополнительная:

  1. Баулінська О.Я. Макроекономіка: Навчальний посібник. – К.: Центр навчальної літератури, 2005. – 442 с.

  2. Гурне Б. Державне управління. – К.: Основи, 1998.

  3. Ефимова Е.Г. Экономика: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2005. – 368 с.

  4. Кирієнко М.П. Сучасні макроекономічні теорії. – Львів: Світ, 1996. – 412 с.

  5. Кубко Е.Б. Программно-целевая организация государственного управления – К.: Наукова думка, 1998.

  6. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 720 с.

  7. Мамедов О.Ю. Современная экономика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

  8. Мельник А.Ф. Державне регулювання економіки. – К.: Вентурі, 2000.

  9. Мельникова В.І. Макроекономіка: Навчальний посібник. – 2-ге вид., випр. – К.: Професіонал, 2005. – 400 с.

  10. Новицький В.С. Економічні ресурси цивілізаційного розвитку: Навчальний посібник. – К.: НДУ, 2004. – 268 с.

  11. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. – М.: ЮНИТИ, 2000.

  12. Панасюк Б., Науменко В. Впровадження методів прогнозування. – К.: Афіша, 2000.

  13. Практикум з прогнозування і державного регулювання економічного і соціального розвитку / За ред. А.Ф. Мельник: Навч. посібник. – К., 2000.

  14. Райт Г. Державне управління. – К.: Основи, 1998.

  15. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика / Пер. с англ. – М.: БИНОМ; Лаборатория базовых знаний, 1999. – 800 с.

  16. Солонінко Є.С. Макроекономіка: Навчальний посібник. – К.: Центр навчальної літератури, 2002. – 320 с.

  17. Фишер С. и др. Экономика. – М.: Дело, 2002. – 864 с.

  18. Хайне П. Экономический образ мышления. – М.: Академия, 1999.

  19. Экономика: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д.э.н., проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2002. – 896 с.


Похожие:

Лекция 18. Тема 17. Структурные преобразования в экономике: индустриальная и государственная научно-техническая политика iconЛекция 17. Тема 17. Структурные преобразования в экономике: индустриальная...
Цель занятия: в ходе лекции дать студентам знания относительно сущности, направлений и принципов структурных преобразований в экономике,...
Лекция 18. Тема 17. Структурные преобразования в экономике: индустриальная и государственная научно-техническая политика iconЛекция Тема Макроэкономическая политика открытости
Глобальная макроэкономическая политика и глобализация современной экономической жизни
Лекция 18. Тема 17. Структурные преобразования в экономике: индустриальная и государственная научно-техническая политика iconОглавление
Макроэкономическая политика государства и особенности ее осуществления в открытой экономике
Лекция 18. Тема 17. Структурные преобразования в экономике: индустриальная и государственная научно-техническая политика iconЛекция 14. Тема 14. Внешнеэкономическая политика государств
...
Лекция 18. Тема 17. Структурные преобразования в экономике: индустриальная и государственная научно-техническая политика iconЛекция 11. Тема 11. Макроэкономическая политика и макроэкономическая нестабильность
...
Лекция 18. Тема 17. Структурные преобразования в экономике: индустриальная и государственная научно-техническая политика iconЛекция Тема Макроэкономическая политика валютного регулирования
Цель занятия: приобретение студентами знаний относительно сущности, направлений и инструментов макроэкономической политики валютного...
Лекция 18. Тема 17. Структурные преобразования в экономике: индустриальная и государственная научно-техническая политика iconЛекция 13. Тема 13. Макроэкономическая политика обеспечения рыночного равновесия
Цель занятия: в ходе лекции дать студентам знания относительно сущности, направлений и особенностей макроэкономической политики обеспечения...
Лекция 18. Тема 17. Структурные преобразования в экономике: индустриальная и государственная научно-техническая политика iconВопросы к экзамену по дисциплине «Правовая информация»
Государственная политика Республики Беларусь в области информатизации правовой сферы
Лекция 18. Тема 17. Структурные преобразования в экономике: индустриальная и государственная научно-техническая политика iconЛекция 15. Тема 15. Макроэкономическая политика обеспечения экономической...
Цель занятия: в ходе лекции дать студентам знания относительно сущности, направлений и принципов макроэкономической политики обеспечения...
Лекция 18. Тема 17. Структурные преобразования в экономике: индустриальная и государственная научно-техническая политика iconЛекция 12. Тема 12. Макроэкономическая политика обеспечения экономического...
Цель занятия: в ходе лекции дать студентам знания относительно сущности, направлений и принципов макроэкономической политики обеспечения...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница