Лекция 17. Тема 17. Структурные преобразования в экономике: индустриальная и государственная научно-техническая политика


Скачать 192.9 Kb.
НазваниеЛекция 17. Тема 17. Структурные преобразования в экономике: индустриальная и государственная научно-техническая политика
Дата публикации19.11.2013
Размер192.9 Kb.
ТипЛекция
vb2.userdocs.ru > Экономика > Лекция


Лекция 17. Тема 17. Структурные преобразования в экономике:
индустриальная и государственная научно-техническая политика.


Цель занятия: в ходе лекции дать студентам знания относительно сущности, направлений и принципов структурных преобразований в экономике, рассмотреть товарную специализацию и этапы разработки макроэкономической промышленной политики.

Время: 2 часа.

План лекции:

  1. Макроэкономическая структурная политика и ее влияние на экономическую динамику на современном этапе общественного прогресса.

  2. Методы реализации государственной структурной политики в различных экономических системах.

  3. Товарная специализация и этапы разработки макроэкономической промышленной политики.


1. Макроэкономическая структурная политика и ее влияние на экономическую
динамику на современном этапе общественного прогресса.


Государственная экономическая политика включает институциональную, структурную, инвестиционную, денежно-кредитную, социальную, внешнеэкономическую, научно-техническую, налоговую, бюджетную политику.

Сложившиеся в настоящее время тенденции развития экономики в целом характеризуются спадом деловой активности производителей, соответственно снижением объемов выпуска конечной продукции, в особенности продукции группы Б, т.е. используемой для конечного потребления. Невозможность конкурирования большинства отечественных производителей товаров широкого потребления ни по качеству, ни по себестоимости с наводнившими отечественный внутренний рынок зарубежными товарами все больше обуславливает деформацию украинской экономики в сторону развития добывающих отраслей, что уже практически превратило нашу страну в мировой сырьевой рынок. Предпосылки такого положения в экономике были заложены еще при осуществлении пятилетнего планирования в СССР, когда основополагающим принципом экономического развития являлся опережающий рост выпуска продукции 1-го подразделения экономики над продукцией 2-го подразделения. Диспропорции были усугублены в ходе проводимых Правительством реформ, ориентированных на либерализацию ценовой политики и создание саморегулируемого рынка, благодаря чему, как предполагалось, должна была сформироваться оптимальная отраслевая структура. Однако, использование монетарных методов в ущерб проведению целенаправленной структурной перестройки, направило нашу экономику на путь “шоковой терапии”, характеризуемый глубоким спадом в социальной сфере и развалом сложившихся связей в экономике. Перед нашей страной сейчас стоит выбор одного из двух путей развития. Первый, и наиболее реальный в настоящий момент, связан с перспективой включения в мирохозяйственную систему в качестве сырьевого производителя. Это реальная угроза нашей экономике и политическому положению, поскольку страны с подобной ориентацией в значительной мере подвержены внешнему влиянию и становятся в прямую зависимость от экономических и политических интересов развитых стран. Это путь в группу стран третьего мира. Второе направление связано с сохранением Украины с активным дееспособным населением, эффективной экономикой, обеспечивающей высокие жизненные стандарты. Реализация этого направления возможна только путем создания предпосылок для оживления, а затем и решительного подъема национального производства на базе разработки и внедрения новейших достижений научно-технического прогресса. Выход экономики из кризиса, т.о. возможен на основе осуществления структурной политики, направленной на поддержание развития отечественных производителей. Структурная перестройка экономики должна стать обязательным компонентом реформирования и оздоровления народного хозяйства.

Структурную политику можно определить как систему мер государственного регулирования, направленных на реализацию долгосрочных приоритетов на базе формирования оптимальных пропорций развития различных секторов экономики, и обеспечивающих повышение эффективности национального производства при органичном включении его в мирохозяйственные связи. Ее конечная цель — построение социально-ориентированной экономической системы, способной обеспечить благосостояние членов общества. На современном этапе реформирования экономики структурная политика имеет по большей части декларативный характер. Ее реализация ставится в зависимость от решения проблемы сокращения дефицита бюджета, т.е. ограничивается чисто монетарными методами, что недопустимо, поскольку использование в условиях гиперинфляции и спада объема промышленной продукции подобных подходов является неэффективным, т.к. вызывает обратный результат: снижение инвестиционной активности и наращивание инфляционных процессов. Следует отметить, что особое внимание в реализации структурной перестройки должно быть уделено региональному уровню. Здесь легче сформировать оптимальную структуру отраслей с учетом местных географических, демографических и экономических особенностей, а также сложившихся связей с другими регионами. Структурная политика неразрывно связана с институциональными преобразованиями. К числу наиболее важных инструментов ее реализации относится развитие полноценного сектора малого и среднего бизнеса. Обширная структура предпринимательства, сформированная с учетом его возможностей и потребностей, создает предпосылки для повышения эффективности экономики. Сфера малого и среднего бизнеса, обладая значительным потенциалом в мобилизации финансовых и производственных ресурсов населения, играет огромную роль в решении проблем занятости, насыщения потребительского рынка, формирования конкурентной среды. При этом одним из перспективных путей развития предпринимательства в “точках роста” региональной экономики является формирование локальных интегрированных структур: финансово-промышленных групп, холдингов и т.п., представляющих собой самофинансируемые проектно-производственные комплексы. Подобные объединения, благодаря законченности всего цикла от составления бизнес-плана, финансирования и выпуска конечной продукции, обладают большей устойчивостью к рыночным колебаниям. Однако эта устойчивость может быть реализована лишь при наличии соответствующих правовых и экономических условий. Создание интегрированных структур путем объединения производственного потенциала крупных предприятий и организационных возможностей предпринимательства на основе разработки и внедрения инноваций, сегодня практически единственная реальная возможность привлечения инвестиционных ресурсов в региональную промышленность, создания современной и устойчивой инвестиционной инфраструктуры, выхода на уровень конкурентоспособности с аналогичными зарубежными корпорациями. Применение стимулирующей налоговой политики в рамках поддержки приоритетных направлений развития отечественной экономики, является мощнейшим рычагом экономического регулирования, который призван создать благоприятные условия для функционирования экономических субъектов в этих направлениях. Вместе с тем, специфика реализации структурных преобразований на региональном уровне, связанная с выбором направлений и методов структурной политики, остается недостаточно изучена.

Опыт развитых стран показал, что высокий уровень потребления на индустриальной базе достигается непомерно дорогой ценой: растратой ресурсов земли, порой невосполнимых; нерациональным использованием человеческого потенциала, нарушением равновесия между деятельностью человека и окружающей его природной средой, ее естественных кругооборотов. Если бы весь мир попытался приблизиться к стандартам потребления развитых стран в рамках прежних технологий, то такая попытка была бы ограничена абсолютными пределами ресурсов, находящихся в распоряжении общества, и привела бы к подлинной экологической катастрофе. Ряд факторов тормозит ход общественного прогресса: разбалансированность научно-технических, экономических, экологических и социальных составляющих экономического роста; исчерпание возможностей сложившихся институциональных структур и систем регулирования экономики; ослабление стимулов к труду и накоплению. Это нашло отражение в демографическом, экологическом, энергетическом, сырьевом, продовольственном и структурном кризисах мировой экономики. С особой разновидностью этих глобальных кризисов столкнулась советская экономика, которая, не реализовав все преимущества индустриализма, испытала на себе многие его отрицательные последствия, усугубленные негативными свойствами планово-распределительной системы. Развитие народного хозяйства страны носило инерционно-экстенсивный характер с односторонним акцентом на тяжелой индустрии и военном производстве, и было ограничено естественными пределами трудовых и даже природных ресурсов. Из-за варварского отношения к окружающей среде в ряде регионов страны создалась тяжелая экологическая обстановка. В результате к началу 80-х годов произошло затухание темпов экономического роста, наступила стагнация. Углубление экономического кризиса в Украине обнаруживается во всех трех его классических составляющих. Ими, как известно, являются: 1) падение производства; 2) рост безработицы; 3) инфляция. Экономический кризис наиболее остро отразился на реальном секторе экономики, характеризующимся деградацией его структуры, беспрецедентным падением производства, параличом инвестиционной деятельности предприятий, ослаблением научно-технического потенциала промышленности, расстройством финансовой системы общественного воспроизводства. Основными причинами этого являются углубление диспропорций в развитии реального сектора и сферы обращения (отток финансовых ресурсов из материального производства в процессе ваучерной приватизации, изъятие свободных капиталов через рынок ГКО и др.), неразработанность правовых норм регулирования некоторых видов экономической деятельности. Анализ финансового состояния отраслей промышленности дает определенное представление относительно их возможностей осуществления инвестиций в обновление основных фондов. Они практически нулевые. Прибыль не играет существенной роли в воспроизводственном процессе промышленности, тем не менее, и для ее распределения характерны тенденции, подрывающие основы воспроизводства, ориентированные на сокращение ее источников. Прослеживается также тенденция, что и в распределении всех денежных средств: на развитие производства из прибыли в целом по промышленности расходуется сумма, в 2 раза меньшая, чем на социальные нужды. Тем самым сокращается и, в конечном счете, ликвидируется источник роста производства, в том числе источник затрат на социальные нужды. Вот почему в бюджетной политике государства должен быть сделан упор не на активизацию перераспределительных процессов, а на увеличение доходной части бюджета за счет устойчивого повышения рентабельности реального сектора экономики.
^ 2. Методы реализации государственной структурной политики
в различных экономических системах.


С понятием “селективное управление” тесно связано понятие “государственная селективная структурная политика”. Ее целью обычно выступает повышение эффективности общественного производства через целенаправленное изменение его структуры, технического уровня и номенклатуры продукции, стабилизацию и достижение на этой основе последующего роста объемов производства, что осуществляются с помощью системы государственных решений и обеспечения финансово-экономической заинтересованности субъектов хозяйственной деятельности.

При реализации структурной селективной политики можно выделить два уровня: стратегические цели и первоочередные задачи – на ближайший период. Не упуская из виду стратегических целей, прежде всего, необходимо решить задачу достижения стабилизации производства на избранных предприятиях, что осуществляется на основе практического применения селективного управленческого воздействия, выражающегося в использовании жестких мер финансово-кредитного и денежного характера.

Эффективность структурной селективной политики зависит от правильного отбора ее критериев, а также объектов их приложения, что, в свою очередь, будет определяться сложившимся положением дел в экономике. Если критерии и объекты приложения выбраны верно, то эта политика, даже в условиях ограниченных ресурсов, сможет позволить относительно быстро начать реальное перемещение производительного капитала в направлении достижения экономических успехов.

Сама “ограниченность ресурсов, необходимость контроля над инфляцией обуславливают придание структурной политике строго селективного характера”.

Структурная политика, помимо того, должна проводиться в рамках общей стратегии экономических реформ при ее согласовании с другими направлениями экономических преобразований, с денежно-кредитной, налоговой политикой, с использованием административных рычагов и в сочетании с коммерческой инициативой.

В условиях переходного периода структурная политика должна, с одной стороны, обеспечить поддержку выделенных групп предприятий и организаций с ориентацией на получение от них реальной продукции, а с другой – учитывать многочисленные аспекты складывающихся рыночных отношений, становления экономической свободы предприятий и предпринимателей.

Активная борьба со спадом производства товаров и услуг, финансовая поддержка важнейших его направлений при использовании жесткого селективного подхода к управлению объективно способны вызвать оживление по всем сопряженным цепочкам взаимодействия. Они смогут в значительной мере стимулировать спрос и обеспечивать сбыт продукции на большом количестве других предприятий, технологически связанных с патронируемым государством.

При этом важно осуществлять адресное доведение централизованных финансовых средств с тем, чтобы предприятия, попадающие в сферу влияния структурной селективной политики, могли владеть точной информацией: на какие источники они могут рассчитывать со стороны федерального бюджета, сколько средств им необходимо заработать самим либо привлечь со стороны, и в какой мере они могут рассчитывать на помощь региональных бюджетов.

При формировании и реализации государственной селективной политики необходимо четко проанализировать возможности финансово-кредитной системы, так как именно она будет жестко определять пределы селективного финансирования, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Следует также обеспечить прямую ответственность за взятые у Министерства финансов и Центрального банка финансовые средства для предприятий.

При использовании централизованных средств потребуется более тщательно прорабатывать всю систему финансово-экономических отношений, и особое внимание обращать на меры контроля, на предупреждение возможности перекачки этих средств в фонды потребления предприятий и организаций.

Применение селективного управления, несомненно, предполагает всеохватывающий государственный контроль за расходованием государственных средств и на конкретном предприятии, с тем, чтобы они использовались на те цели, которые обусловили повышенный интерес государства именно к данному предприятию. И только так станет реальным обеспечение эффективного целевого финансирования, получение планируемых объемов производства и достижение целей селективного управления.

Формируя государственную структурную селективную политику, не следует выпускать из внимания и столь важный фактор, как рынок, который независимо от государства будет осуществлять собственную и довольно жесткую структурную селекцию.

В связи с этим в рамках государственной структурной политики необходимо создавать новые организационные формы управления конкретными сферами производства, такие, например, как: финансово-промышленные группы, межотраслевые и межрегиональные ассоциации, концерны, банковские союзы, совместные предприятия, частные предпринимательские союзы и т. п.

Структурная селективная политика государства – это долговременная программа хозяйственного развития, причем переход к ней от политики неизбирательной, всеохватывающей экономической перестройки сам по себе обещает быть сложным. Реформы в Украине, определяемые некоторыми экономистами (причем с достаточным на то основанием) как “капиталистическая революция”, призваны обеспечить переход украинской экономики из упадочного ее состояния в наиболее рациональное, но сегодня это может стать реальным только с помощью селективного управления.

Что касается последствий использования селективного управления, то при его применении должен учитываться тот факт, что в то время как отдельные предприятия, включенные в категорию точек роста, смогут получать мощную государственную поддержку, большинство других товаропроизводителей должны будут выбираться из кризиса самостоятельно, ориентируясь только на собственные силы.

Это будет означать появление целой серии банкротств, закрытие предприятий, безработицу и другие негативные явления, в том числе, социально-психологического характера. Могут резко обостриться взаимоотношения внутри отдельного региона, где “бок о бок” будут сосуществовать работники предприятия, патронируемого государством, и бывшие работники предприятия-банкрота.

И такие тяжелые последствия, вызванные применением селективного управления, потребуют большой и предметной работы на всех уровнях управления экономикой, и, прежде всего, на региональном уровне, а также в социальной сфере.

Отдельного внимания потребует проведение государственной селективной политики в инвестиционной сфере, для формирования и осуществления которой представляется необходимым обратиться к опыту экономически развитых стран, где с ее помощью они смогли достичь огромных успехов не только в экономической, но и социальной областях жизнедеятельности общества.

Выводы: Возникает объективная потребность в анализе условий экономической жизни нашего общества, породивших необходимость обращения к селективной форме государственного управления, а также в определении понятийного аппарата.

Государственное управление экономикой представляет собой процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формулирования и достижения общественно значимых целей хозяйствования. Селективное же управление – предполагает избирательное воздействие государства на определенные элементы (объекты) экономической системы, с помощью которого достижение этих целей становится оптимальным.

Объектом применения селективного управления (“точками роста”) могут выступать целые отрасли, крупные производственные организации и отдельные предприятия. Правильный выбор “точек роста” позволяет достичь искомых результатов с наименьшими финансовыми затратами (в отсутствие достаточных средств для комплексного ее подъема) и с наибольшей эффективностью.

Через конкретные объекты, имеющие для страны стратегически важное хозяйственное значение, и без интенсивного развития которых становится невозможным продвижение вперед к высокоэффективной экономике, через оказание им помощи – по сопряженным цепочкам взаимодействия становится возможным решать задачи оживления всей украинской экономики.

Помимо того, в зону воздействия государственного селективного управления должны попадать крупные структурообразующие производственные комплексы, обеспечивающие поддержание социально-экономической стабильности в регионах страны и предприятия, решающие социально значимые задачи в обществе.

Участие государства в регулировании развивающейся рыночной экономики в Украине, с одной стороны, актуализируется необходимостью стабилизации экономической ситуации, разрешения кризисных явлений, а с другой – оно затруднено самим переходным периодом и неготовностью государства к грамотному осуществлению регулирующей деятельности.

При проведении “государственной структурной селективной политики” потребуется разработка системы государственных решений, обеспечения финансово-экономической заинтересованности субъектов хозяйственной деятельности и использования жестких мер финансово-кредитного и денежного характера, она должна учитывать и многочисленные аспекты складывающихся рыночных отношений, становления экономической свободы предприятий и предпринимателей.

Эффективность селективного управления будет зависеть от четкого формулирования критериев отбора “точек роста” – с учетом определения конкретных сумм для их выделения из федерального бюджета, требующихся объемов производства и необходимых структурных изменений. Важно также осуществлять адресное доведение централизованных финансовых средств до самих объектов и предоставлять им объективную информацию в области финансов.

Среди методов селективного управления могут применяться: гарантированное кредитование; развитие лизинга; страхование инвестиционных кредитов; льготное налогообложение; государственный протекционизм во внешнеэкономических действиях и другие меры экономического и административного характера.

При этом государство должно проводить комплексный анализ возможных социально-экономических последствий от применения селективного управления, в том числе, негативных (появление целой серии банкротств, закрытие предприятий, безработицу, нарастание социальной напряженности в регионах и др.)

Отдельного внимания потребует проведение государственной селективной политики в инновационной сфере, для формирования и осуществления которой следует обратиться к опыту экономически развитых стран, сумевших с ее помощью достичь огромных успехов в экономической и социальной сферах общества.

^ 3. Товарная специализация и этапы разработки
макроэкономической промышленной политики.


В рамках экономической политики, проводимой в современном мире, выделяются две основных сферы:

1. Макроэкономическая политика, подразумевающая регулирование хозяйственных процессов на национальном уровне.

2. Промышленная политика, направленная на достижение конкретных стратегических целей на отраслевом и корпоративном уровне.

Национальная промышленная политика — комплекс мер государственного регулирования экономических процессов на отраслевом и корпоративном уровне, направленный на стимулирование инновационной активности, структурной перестройки экономики и экономического роста.

Заблуждения относительно промышленной политики

1. Промышленная политика — это всегда поддержка лоббистов, особенно крупного бизнеса — "поддержка сильных".

2. Промышленная политика — это всегда раздача бюджетных средств.

3. Промышленная политика — это любая политика, направленная на развитие экономики.

Две модели промышленной политики

1. "Жесткая" промышленная политика: Ставит своей целью создание и развитие отраслей экономики, определенных как приоритетные.

2. "Мягкая" промышленная политика: Ориентирована на содействие росту конкурентоспособности национальных компаний-производителей.

"Жесткая" промышленная политика

Имеет ярко выраженные мобилизационные черты и предполагает:

Опору на бюджетное субсидирование и кредитование предприятий приоритетных отраслей.

Развитые механизмы косвенного субсидирования компаний за счет манипуляций с валютным курсом, регулирования цен на сырье и энергию, тарифов естественных монополий.

Протекционистский курс во внешней торговле, направленный на создание "тепличных" условий для национальных производителей и привлечение прямых иностранных инвестиций, мотивированных заинтересованностью в избежании высоких тарифов.

"Мягкая" промышленная политика

Ориентирована на содействие росту конкурентоспособности национальных производителей.

На поддержку инвестиционных проектов, позволяющих частному бизнесу повысить уровень эффективности.

Проекты, поддерживаемые в рамках промышленной политики

1. Инфраструктурные проекты.

2. Инновационные проекты.

Инфраструктурные проекты

Дают позитивный эффект не только для компании-инвестора, но и для компаний, условия деятельности которых улучшаются благодаря улучшению:

Транспортной инфраструктуры (включая портовую и трубопроводную).

Информационной инфраструктуры (включая системы спутниковых и оптико-волоконных коммуникаций).

Образовательной и научно-технической инфраструктуры (системы ВУЗовского и профессионально-технического образования во взаимосвязи с научными учреждениями).

Социальной и коммунальной инфраструктуры (обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов, в которых размещены хозяйственные объекты).

Инновационные проекты

Ориентированы на закрепление страны в перспективных нишах мировых рынков. Могут преследовать две основные цели:

Создание в рамках отечественной экономики цепочек добавленной стоимости, "на выходе" которых — конкурентоспособный по мировым стандартам продукт.

Встраивание отечественных компаний в глобальные цепочки добавленной стоимости (с участием зарубежных компаний), но не в качестве поставщиков материального и интеллектуального "сырья", а в качестве продавцов высокотехнологичного продукта и профессиональных услуг.

Принципы промышленной политики

Национальный характер промышленной политики: Промышленная политика должна вырабатываться на основе тесного взаимодействия органов власти, представителей бизнес-сообщества и экспертного сообщества.

Ориентация на объективные потребности экономики: Отбор проектов для поддержки должен осуществляться в соответствии с четко определенными направлениями повышения конкурентоспособности производителей.

Прозрачность критериев поддержки проектов: Критерии отбора проектов (объем производимой добавленной стоимости, динамика прироста выпуска, экспорта и занятости, снижение издержек) должны быть четко определены и не допускать двусмысленного толкования.

Целостность системы промышленной политики: Мероприятия промышленной политики должны быть логически связаны друг с другом и с другими мероприятиями экономической политики.

Принципы промышленной политики

Поддержка инновационного и инвестиционного процесса мерами налоговой и кредитной политики (инвестиционные налоговые кредиты, режим ускоренной амортизации, создание специализированных кредитных фондов, частичное субсидирование процентной ставки по коммерческим займам).

Предоставление государственных заказов на высокотехнологичную продукцию и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) при условии, что рыночный потенциал финансирования соответствующих проектов недостаточен.

Предоставление инвесторам, осуществляющим долгосрочные проекты, гарантий от неблагоприятного изменения экономического законодательства и цен, находящихся под контролем государства (таких, как тарифы на услуги естественных монополий).

Стимулирование экспорта продукции путем обеспечения доступа к кредитным фондам, возврата части налогов, уплаченных на стадии производства продукции, и юридической поддержки экспортеров в случае их дискриминации на внешних рынках, а также при прохождении процедур международной сертификации их продукции.

Задачи промышленной политики

Создание эффективных механизмов защиты национальных производителей от некорректных торговых практик конкурентов, в т.ч. в сфере контроля за качеством товаров и услуг и использования торговых марок (брендов).

Развитие финансовой и банковской инфраструктуры, отвечающей потребностям бизнеса в кредитных ресурсах.

Совершенствование системы валютного регулирования в части, касающейся валютных операций национальных компаний, экспортирующих готовую продукцию и импортирующих сырье, материалы, оборудование и технологии.

Диверсифицированный подход к утверждению ввозных и вывозных таможенных пошлин, предполагающий льготный режим в отношении импорта критически важных видов сырья и оборудования и отмену э кспортных пошлин на наукоемкую продукцию.

Региональные аспекты промышленной политики

Направления региональной промышленной политики:

Принятие мер в сфере компетенции региональных органов власти.

Идентификация направлений совершенствования промышленной политики на национальном уровне.

Результаты региональной промышленной политики:

Прямые: повышение конкурентоспособности региональных производителей.

Косвенные: рост благосостояния жителей региона и налоговой базы региональных бюджетов.

Литература


Основная:

  1. Бункина М.К., Семенов А.М. Экономическая политика: Учебное пособие. – М.: Бизнес-школа, 1999. –366 с.

Дополнительная:

  1. Баулінська О.Я. Макроекономіка: Навчальний посібник. – К.: Центр навчальної літератури, 2005. – 442 с.

  2. Гурне Б. Державне управління. – К.: Основи, 1998.

  3. Ефимова Е.Г. Экономика: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2005. – 368 с.

  4. Кирієнко М.П. Сучасні макроекономічні теорії. – Львів: Світ, 1996. – 412 с.

  5. Кубко Е.Б. Программно-целевая организация государственного управления – К.: Наукова думка, 1998.

  6. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 720 с.

  7. Мамедов О.Ю. Современная экономика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

  8. Мельник А.Ф. Державне регулювання економіки. – К.: Вентурі, 2000.

  9. Мельникова В.І. Макроекономіка: Навчальний посібник. – 2-ге вид., випр. – К.: Професіонал, 2005. – 400 с.

  10. Новицький В.С. Економічні ресурси цивілізаційного розвитку: Навчальний посібник. – К.: НДУ, 2004. – 268 с.

  11. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. – М.: ЮНИТИ, 2000.

  12. Панасюк Б., Науменко В. Впровадження методів прогнозування. – К.: Афіша, 2000.

  13. Практикум з прогнозування і державного регулювання економічного і соціального розвитку / За ред. А.Ф. Мельник: Навч. посібник. – К., 2000.

  14. Райт Г. Державне управління. – К.: Основи, 1998.

  15. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика / Пер. с англ. – М.: БИНОМ; Лаборатория базовых знаний, 1999. – 800 с.

  16. Солонінко Є.С. Макроекономіка: Навчальний посібник. – К.: Центр навчальної літератури, 2002. – 320 с.

  17. Фишер С. и др. Экономика. – М.: Дело, 2002. – 864 с.

  18. Хайне П. Экономический образ мышления. – М.: Академия, 1999.

  19. Экономика: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д.э.н., проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2002. – 896 с.


Похожие:

Лекция 17. Тема 17. Структурные преобразования в экономике: индустриальная и государственная научно-техническая политика iconЛекция 18. Тема 17. Структурные преобразования в экономике: индустриальная...
...
Лекция 17. Тема 17. Структурные преобразования в экономике: индустриальная и государственная научно-техническая политика iconЛекция Тема Макроэкономическая политика открытости
Глобальная макроэкономическая политика и глобализация современной экономической жизни
Лекция 17. Тема 17. Структурные преобразования в экономике: индустриальная и государственная научно-техническая политика iconОглавление
Макроэкономическая политика государства и особенности ее осуществления в открытой экономике
Лекция 17. Тема 17. Структурные преобразования в экономике: индустриальная и государственная научно-техническая политика iconЛекция 14. Тема 14. Внешнеэкономическая политика государств
...
Лекция 17. Тема 17. Структурные преобразования в экономике: индустриальная и государственная научно-техническая политика iconЛекция 11. Тема 11. Макроэкономическая политика и макроэкономическая нестабильность
...
Лекция 17. Тема 17. Структурные преобразования в экономике: индустриальная и государственная научно-техническая политика iconЛекция Тема Макроэкономическая политика валютного регулирования
Цель занятия: приобретение студентами знаний относительно сущности, направлений и инструментов макроэкономической политики валютного...
Лекция 17. Тема 17. Структурные преобразования в экономике: индустриальная и государственная научно-техническая политика iconЛекция 13. Тема 13. Макроэкономическая политика обеспечения рыночного равновесия
Цель занятия: в ходе лекции дать студентам знания относительно сущности, направлений и особенностей макроэкономической политики обеспечения...
Лекция 17. Тема 17. Структурные преобразования в экономике: индустриальная и государственная научно-техническая политика iconВопросы к экзамену по дисциплине «Правовая информация»
Государственная политика Республики Беларусь в области информатизации правовой сферы
Лекция 17. Тема 17. Структурные преобразования в экономике: индустриальная и государственная научно-техническая политика iconЛекция 15. Тема 15. Макроэкономическая политика обеспечения экономической...
Цель занятия: в ходе лекции дать студентам знания относительно сущности, направлений и принципов макроэкономической политики обеспечения...
Лекция 17. Тема 17. Структурные преобразования в экономике: индустриальная и государственная научно-техническая политика iconЛекция 12. Тема 12. Макроэкономическая политика обеспечения экономического...
Цель занятия: в ходе лекции дать студентам знания относительно сущности, направлений и принципов макроэкономической политики обеспечения...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница