17. Эффективность менеджмента организации


Скачать 453.22 Kb.
Название17. Эффективность менеджмента организации
страница1/4
Дата публикации17.06.2013
Размер453.22 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4


Тема 17. Эффективность менеджмента организации.

17.1. Обобщающие характеристики качества менеджмента

17.2. Основные подходы и критерии (показатели) оценки эффективности менеджмента.

17.3. Показатели экономической эффективности менеджмента.

17.4. Показатели социальной эффективности менеджмента.

17.5. Социальная ответственность и этика менеджера.
17.1. Основные характеристики качества менеджмента

В условиях глубоких качественных преобразований экономики и всей системы общественных отношений проблема эффективности менеджмен­та приобретает особую актуальность и остроту. Эффективность управления всегда является относительной вели­чиной и представляет собой характеристику результативности деятель­ности конкретной управляющей системы.

По мнению известного исследователя в области теории менеджмента Питера Друкера:

  • результативность является следствием того, что делаются нужные, правильные вещи (doing the right things);

  • эффективность является следствием того, что правильно создаются эти самые вещи (doint things right).

Иными словами, под эффективностью менеджмента понимается его качество, обеспечивающее организации достижение намеченных целей. Количественно эффективность менеджмента определяется как отношение результата к необходимым для этого затратам.

Содержание понятия «качество системы управления / менеджмента» обусловлено сущностью процессов управления по выработке средств и методов взаимодействия элементов системы между собой и внешней средой, их соответствием потребностям производства с учетом прогрессивных мировых и отечественных тенденций развития экономики и управления.

Под качеством менеджмента понимается совокупность показателей, определяющих степень соответствия результатов деятельности организации в целом, ее подразделений и отдельных исполни­телей производственно-хозяйственным и социальным задачам, стоящим перед организацией.

^ Основные характеристики, в которых в наибольшей степени отражено качество системы управления:

Социально-экономические:

■ место организации в мировом или национальном рейтинге (по профилирующей продукции или виду деятельности);

■ имидж фирмы (критерий — привлекательность);

■ конкурентное преимущество (критерий — способность развития). Финансово-экономические:

■ экономичность (критерий — минимум затрат);

■ рентабельность (критерий — максимум отдачи ресурсов);

■ прибыльность (критерий — обеспеченность развития). Информационно-технологические:

■ инновационность (критерий — период смены изделий);

■ информационная вооруженность (критерий — интеллект).

Организационные:

■' организованность (критерий — отсутствие сбоев); » адаптивность (критерий — гибкость связей);

■ уровень интеграции (критерий — способность воспроизводства);

■ уровень диверсификации (критерий — максимизация использова¬ния потенциала);

■ уровень децентрализации (критерий — предприимчивость, инициа¬тивность персонала).

Социально-психологические:

■ стиль руководства (критерий — минимизация конфликтных ситуаций);

■ соотношение формальных и неформальных структур (критерий — совместимость, лидерство);

■ этичность (критерий — минимизация нарушений);

■ профессионализм кадров (критерий — профессиональный рост, положительная динамика результатов деятельности).

Таким образом, под качеством менеджмента понимается совокупность существенных свойств, характеризующих способность системы управления удовлетворять потребности производства, формировать условия и ресурсы развития.

Наиболее характерными формами понятия «качество менеджмента» выступают:

  • качество управленческого труда;

  • качество персонала, (профессионализм);

  • качество ресурсов и потенциала управления;

  • качество процессов управления, содержание которых определяется сферой или видом управляемой деятельности (производство, маркетинг, финансы);

  • качество системы управления.

Качество как базовая характеристика менеджмента, взаимосвязано с другими обобщающими характеристиками менеджмента (рис. 1).

Рис. 1. Взаимосвязь качества с другими обобщающими характеристиками менеджмента

Содержание результативности связывается с реализацией целей ме­неджмента и результативностью деятельности управляемого объекта за определенный период времени.

Цель менеджмента обусловлена социально-экономической потребностью общества и экономики в целом. Следовательно, конечный результат, прогнозируемый в общей цели социально-экономической системы, в том числе в производственно-хозяйственной, всегда имеет социальную форму в виде удовлетворения определенной потребности, на которую ориентирована данная система. Поэтому конечный результат можно трактовать как уровень удовлетворенности социально-экономической потребности общества в том или ином виде продукции или услуг (рис.2).



Рис. 2. Обусловленность результативности организации

Устойчивость развития связана с оценкой уровня достижения (или недостижения) цели, определением величин неудовлетворенной и потен­циальной потребности. В организации, как производственно-хозяйственной системе, кроме непосредственно производственной имеется инновационная, маркетин­говая, финансовая, социальная деятельность, результативность которой определяется уровнем достижения функциональных целей:

  • инновацион­ный результат — масштаб новшеств;

  • финансовый результат — величина или динамика прибыли;

  • социальный результат — уровень жизни работников и его динамика;

  • маркетинговый результат — доля нового рынка или расширение имеющегося.

Таким образом, результативность менеджмента — способность системы менеджмента обеспечить достижение конечных результатов, адекватных поставленной цели, удовлетворяющих определенную социально-экономическую потребность и создающих условия для устойчивого развития социально-экономической системы.

На латинском языке effectivus означает действенный, дающий определенный эффект. В смысловом отношении эффективность связана с результативностью работы (действия) и экономичностью, т.е. минимальным объемом затрат для выполнения данной работы (действия).

^ Под эффективностью понимается уровень (степень) результативности в сопоставлении с произведенными затратами.

Эффективность менеджмента отражает его результативность в дости­жении целей управляемого объекта и обеспечении социально-экономиче­ского эффекта в сопоставлении с использованными ресурсами и затрата­ми на управление (рис. 3).

Экономический смысл эффективности менеджмента — в обеспечении наибольшего экономического эффекта при данных ре­сурсах (затратах) на управление.

Социальный смысл — в обеспечении наибольшего социального эффекта при данных ресурсах (затратах) на управление.



Рис. 3. Формирование эффекта менеджмента

Характерные особенности оценки эффективности менеджмента:

  • во-первых, результат может быть как прямым (непосредственным), так и косвенным (опосредованным, отдаленным);

  • во-вторых, результат может принести одновременно социально-экономический, социально-психологический и социально-организационный и другой эффект;

  • в-третьих, мы можем получить исключительно экономический, производственный эффект. Социальный и экономический эффект находятся в постоянном противоречии. Рост социального эффекта может вызывать снижение экономического эффекта и наоборот.

^ Эффективность менеджмента (управления) - это результативность деятель­ности конкретной управляющей системы, которая отражается в раз­личных показателях как объекта управления (организации в целом и её подразделений), так и субъекта управления (собственно управ­ленческой деятельности), причем эти показатели имеют количест­венные и качественные характеристики.

Из определения эффективности управления следует, что её мож­но рассматривать в:

  • широком смысле - эффективность функционирования управ­ляемой системы в целом и (или) её элементов;

  • узком смысле - результативность собственно управленческой деятельности.

Распределение ресурсов, их структура выступают важными факторами эффективности менеджмента. Анализ изменений в структуре ресурсов по­зволяет выявлять реальные возможности и способы достижения цели (рис. 4).



Рис. 4. Состав основных ресурсов менеджмента

Современная теория управления определяет следующие виды эффективности менеджмента:

по средствам воздействия — целевая, стратегическая и тактическая, планируемая, прогнозная, программная, концептуальная, мотивационная и стимулирующая, ресурсная и потенциальная;

по содержанию эффекта — экономическая, социальная, инновационная, организационная, экологическая;

по уровню проявления эффекта — народно-хозяйственная, региональная, отраслевая, внешнеэкономическая;

по формам эффективности — деятельность менеджера, аппарата управления, процесса управления, системы менеджмента, управленческих нововведений;

по стадиям развития систем менеджмента — формирования, становления, антикризисного управления, реформирования, реструктуризации;

по видам систем менеджмента — маркетинговая, инновационная, производственная, финансовая.

Эффективность менеджмента оценивается по следующим направлениям:

постановка и обоснование цели оценки;

выбор критерия и показателей оценки;

соизмерение цели социально-экономической системы и потребности в данном виде продукции;

соизмерение цели и конечного результата;

соизмерение конечного результата и потребности;

определение результативности менеджмента;

определение ресурсообеспеченности цели;

соотношение конечного результата с ресурсами (ресурсосбережение);

определение величины экономического эффекта;

отношение экономического эффекта к величине каждого вида использованных ресурсов;

отношение экономического эффекта к величине затрат на управление;

отношение величины каждого вида использованных ресурсов к величине соответствующего потенциала;

определение эффективности процессов управления по выработке и реализации средств воздействия: стратегии, мотивации труда, форм организации управления;

определение величины использования каждого вида потенциала: ресурсного, организационного, информационного, научно-технического, экологического, кадрового;

определение эффектов: социального, научно-инновационного, экологического, организационного;

определение эффективности использования каждого вида потенциала социально-экономической системы.

В конечном итоге, как критериальный признак развития менеджмента можно опре­делить конкурентоспособность. Конкурентоспособность менеджмента - способ­ность системы менеджмента вырабатывать и поддерживать конкурент­ные преимущества предприятия в области эффективных методов и форм организации управления, прогрессивных систем мотивации работников, профессионализма персонала и др.
17.2. Основные подходы и критерии (показатели) оценки эффективности менеджмента.

Центральным понятием эффективности является критерий эффективности (показатель успешности) менеджмента.

^ Критерии (показатели) эффективности менеджмента – это количественные показатели (числа), характеризующие его результативность и экономичность.

В качестве критериев эффективности должны избираться такие показатели, которые дают возможность:

– прогнозировать ожидаемый результат – достижение организацией ее цели;

– оценивать фактическую степень достижения цели;

– сравнивать различные варианты достижения цели между собой.

Для этого критерии эффективности должны вскрывать сущность решаемой организацией задачи, определять главные, решающие связи и пути совершенствования менеджмента.

Основные требования к критериям (показателям) эффективности менеджмента:

1. Соответствовать целям, стоящим перед организацией. Так, если целью коммерческой организации является извлечение прибыли, то естественно взять в качестве показателя ее успешности прибыль, а если цель некоммерческой организации – решение определенной социальной проблемы (например, снижение уровня безработицы), то показатель успешности должен свидетельствовать о ее решении (это может быть количество безработных на определенный день).

2. Быть связанным с внешней и внутренней обстановкой, в которой организация решает свои задачи. Так, если организация находится в состоянии кризиса, уместно использовать в качестве критериев эффективности такие, как стабильность, ликвидность и т. п. Если же организация процветает, на первый план выходят такие показатели, как рентабельность, прибыльность и т. п.

3. Обладать полнотой, достаточной для принятия необходимых решений. Например, широко известный показатель «тонно-километры» не позволяет судить, за счет чего достигнут требуемый результат: то ли за счет тонн (перегруз?), то ли за счет километров (далеко возили?).

4. Быть пригодным для использования, т. е. простым, понятным (иметь физический смысл) и выраженным в количественной форме. Вряд ли можно считать полноценными критериями эффективности качественные характеристики типа «ходовой товар», «высокое качество», «большой спрос» и т. п.

5. Быть доступным для получения. Так, некоторые критерии эффективности, имеющие статистическую основу (например, вероятности достижения определенной цели), безупречны с точки зрения теории, но требуют длительных и дорогостоящих экспериментов и сложных расчетов, что делает их малопригодными для практики.

Основной принцип выбора критерия эффективности обоснован в 1945 году академиком А. Н. Колмогоровым и состоит в установлении строгого соответствия между целью, которая может быть достигнута организацией в результате ее действий, и принятым показателем успешности. В этом смысле показатель успешности (критерий эффективности) называют целевой функцией.

^ Показатели эффективности менеджмента можно классифицировать:

1. Обобщающие показатели экономической эффективности управления:

  • отношение общего результата всей деятельности организации к затратам на получение этого результата;

  • отношение затрат на содержание аппарата управления к доходам организации и др.

  1. Обобщающие показатели социальной эффективности управ­ления:

  • отношение числа решений, принятых по предложению ис­полнителей (сотрудников) организации, к общему числу принятых решений;

  • отношение численности персонала, привлеченного к управ­ленческой деятельности, к общей численности всего персонала ор­ганизации.

  1. Частные показатели экономической эффективности управле­ния:

  • отношение управленческих расходов цеха к общей сумме всех из­держек цеха;

  • трудоемкость обработки управленческой информации отдела кадров.

  1. Частные показатели социальной эффективности:

  • отношение технической оснащенности управленческого тру­да цеха к общей технической оснащенности всего цеха;

  • сравнение коэффициента текучести работников аппарата управления нашей организации с коэффициентом текучести ра­ботников аппарата управления организации-конкурента.

Система показателей эффективности деятельности органи­зации должна давать всестороннюю оценку использования всех ресурсов и содержать все социально-экономические показатели: обобщающие, а также част­ные (функциональные), характеризующие какую-либо оп­ределенную сторону деятельности.

Эффективность менеджмента в целом может характеризоваться количественными (экономическая эффективность) и качественными (социальная эф­фективность) показателями.

При оценке эффективности управления необходимо ком­плексное применение всей системы обобщающих и частных по­казателей - как количественных, так и качественных.
  1   2   3   4

Похожие:

17. Эффективность менеджмента организации iconТема 14. Эффективность менеджмента
Результативность системы менеджмента – ее способность выполнять управленческие функции таким образом, чтобы организации могла достигать...
17. Эффективность менеджмента организации iconРоль руководителя в управлении
От эффективности управления в организации, зависит эффективность деятельности в целом, возможности и динамика развития организации,...
17. Эффективность менеджмента организации icon1. Современная система взглядов на менеджмент как тип управления....
В организации отношений в менеджменте характерна гибкая организация управления, способная быстро перестраиваться в соответствии с...
17. Эффективность менеджмента организации iconГрупповая динамика и руководство. Эффективность менеджмента
Группа – это несколько человек, которые взаимодействуют друг с другом, при этом каждый из участников группы как оказывает влияние...
17. Эффективность менеджмента организации iconТемы курса «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме» Тема 1
Понятие, сущность и функции менеджмента. Рыночная экономика и менеджмент. Опыт менеджмента за рубежом, возможности его использования...
17. Эффективность менеджмента организации iconПроцесс менеджмента Процесс менеджмента целесообразно представить...
Процесс менеджмента является общей суммой всех функций. Такой подход к менеджменту принято считать процессным
17. Эффективность менеджмента организации iconТемы выпускных квалификационных работ гр. 216 специальность 101101 «Гостиничный сервис»
...
17. Эффективность менеджмента организации iconМенеджмент в россии. Будущее менеджмента
Исходя из определения, состояние и уровень развития менеджмента следует оценивать по тому, насколько эффективно
17. Эффективность менеджмента организации iconТема Основные виды менеджмента
...
17. Эффективность менеджмента организации iconCase–технологии в рамках интерактивных форм организации учебного процесса
Например: Генеральный директор дал задание инженеру по управлению качеством разработать проект улучшения конкретного процесса (группы...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница