19. Бюджетный дефицит и гос долг, источники финанс-я


Скачать 76.44 Kb.
Название19. Бюджетный дефицит и гос долг, источники финанс-я
Дата публикации09.11.2013
Размер76.44 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Экономика > Документы

19. Бюджетный дефицит и гос долг, источники финанс-я.

Сущ 3 концепции балансирования бюд дефицита:

- балансирование по эк циклу

- балансирование не бюджета, а учет и балансирование главных программ благосостояния и развития

- ежегодное балансирование ( в РБ – дефицит 1,5% к ВВП)

Хронический дефицит превращ в гос долг, кот бывает:

- внутренний – долг своим гражданам, предприятиям

- внешний – долг другим странам. Он более опасен, опасен процентами.

Дефицит и гос долг взаимосвязаны. Какие же возникают проблемы при балансир гос бюджета и гос долга?

1) проблема при оценке реального дефицита гос бюджета.

Реальн деф = номин деф – вел-на гос долга*темп инфляции на нач года

2) проблема бюджетирования капитала. Это расчёт и учет не только активного капитала, но и обязательств, кот берет гос-во перед гражданами или др странами (учтённые обяз-ва)

3) Бюджет должен включать неучтённые обяз-ва, т.е. будущие пенсии и пособия по соц страхованию, отчисления текущего года, кот. не вошли в план учётных обяз-в. Эти проблемы выводят нас на различные виды дефицита и долга. Следует различать структурный дефицит и циклический дефицит.

Степень стабильности эк-ки завис от вел-ны циклических бюджетных дефицитов и излишков. Они выполняют ф-цию амортизаторов.

Способы финансирования дефицита:

  1. кредитно-денежная эмиссия (монетизация)

  2. Выпуск займов

  3. Увеличение разл способов налоговых поступлений в бюджет.

1)В случае монетизации нередко возникает сеньораж – доход гос-ва от печатанья денег. Темпы роста ден массы опережают темпы роста ВВП реального и это приводит к повышению среднего ур-ня цен. В рез-те все эк объекты платят своеобразный инфляционный налог, т.е. выплачивают владельцы ден ср-в, которые несут потери, вызванные ростом инфляции. Сеньораж – разность между суммой дополнительно выпущенных денег и затратами на их выпуск. Этот доход всегда получает гос-во. Сеньораж усилив з/п в стране и он может быть пров не только с пом эмиссионного пути, но и путём создания резервов комбанков.

В условиях повышения ур цен возник эфф. Оливера – Танзи. Это сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения нал отчислений в бюджет. Во время затяжки происх обесц денег, выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит гос бюджета может возрасти.

2) Если дефицит гос бюджета финанс с пом выпуска гос займов, то происх увеличение ср рыноч ставки %, от этого снижаются инвестиции в частном секторе, сниж чистый экспорт, потреб расходы и в итоге возникает эфф-т вытеснения частных производителей. (Выс % ставка, не под силу им брать кредит)

3) В краткоср периоде снижение нал ставки сопровожд 3-мя явл:

- снижается степень встроенности стабильности эк-ки

- происх вытеснение негос сектора на фоне повышения % ставки

- возможно увеличение бюд дефицита из-за одновременного снижения ставок налогообл-я и сниж налог посупления в бюджет.

Отношение гос долга к ВВП характ бремя долга. Вел-на долга завис от размера реальн % ставки, от темпов роста ВВП и от вел-ны первичного дефицита (это разность между вел-ной общ деф и суммой %-ых выплат по долгу. Формы: 1) рефинансир-е (выпуск новых займов 2) конверсии, т.е. изменение условий займа относительно доходности 3) консолидация гос долга – изменение усл относительно сроков переноса.

^ 20. Эффективность фискальной политики и ос-сти в РБ.

Эфф-ной считается та фискальная политика, кот. обеспечивает наиболее полное поступление налогов в бюджет, при наименьших затратах по их сбору. Для определения эфф-сти используют различные показатели:

- ур-нь или норма налогообложения. Надо всегда сравнивать с темпом роста ВВП. Нал нагрузка = ∑нал поступл/ВВП.

- предельная нал ставка = ∆доходы/∆ВВП

- налоговый мультипликатор, т.е. разделение между MPC и MPS (MPC/MPS), (для РБ – 3,8)

- уровень нал нагрузки по отраслям предприятий.

В РБ высока доля централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете (48,7 %), большое количество взимаемых налогов и льгот; неравномерна налоговая нагрузка по отраслям и секторам экономики. Наблюдается слабая координация ФП с другими формами госрегулирования. Сильный налоговый пресс стимулирует уклонения от уплаты налогов; ухудшает финансовое положение хозяйствующих субъектов, снижает налоговые поступления в бюджет, способствует утечке отечественного капитала из страны. Предприятиям и организациям наряду с налогами приходится выплачивать сборы во внебюджетные фонды, которые значительно повышают себестоимость и цены на отечественную продукцию.

Недостатки обусловливают необходимость поэтапного реформирования фискальной системы по следующим направлениям.

В области налоговой политики предстоит серьезная реформа не только всей системы применяемых налогов и сборов, но и законодательных основ налогообложения в рамках подготовки к введению в действие Налогового кодекса РБ унифицированного с Налоговым кодексом РФ.

^ Бюджетная политика в ближайшие годы будет направлена на инвестирование бюджетных средств в формирование конкурентоспособной структуры национальной экономики, реализацию соц.-экономических приоритетов и гос. программ, проведение активной соц. политики.



^ 21. Понятие и цели денежно-кредитной политики.

ДКП – совокупность экономических мер по регулированию денежно-кредитного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста. Объектами ДКП являются спрос и предложение на денежном рынке, а субъектами – нацбанк и сеть комбанков. Осуществляет д-кп центральный банк

Цели ДКП:

- экономический рост

- полная занятость

- стабильность цен

- устойчивый платежный баланс

ДКП имеет промежуточные цели:

- денежная масса (основана на )

- % ставка

- обменный курс

- объем кредитов

Все основные и промежуточные цели определяет гос политика с помощью инструментов ДКП.

Процесс д-к регулирования включает 2 этапа. На первом – центральный банк воздействует на пар-ры д-к сферы. На втором – изменённые пар-ры передаются в сферу пр-ва.

^ 22. Создание банковской системы “новых денег”.

Комбанки проводят балансовые операции. Существуют банковские активы и пассивы. По активам осуществляется развитие денежных ср-в, по пассивам – их накопление.

Баланс

Активы

- ссуды

- резервы

Пассивы

- вклады

^ Активы = пассивы - резерв

Банковская система обладает способностью создавать деньги, т.е. увеличивать предложение денег. В основе способности создания денег лежат:

  1. избыточные резервы

  2. обязательные резервы

  3. принцип мультипликатора

1) – разница между фактическими и обязательными резервами. Именно их банк может использовать для выдачи ссуд

2) – части резервов, которые комбанк держит наличными на счетах НацБанка.

Созданные одним банком деньги превращаются в депозиты других банков, за исключением обязательных резервов, используемых для дальнейших выдач ссуд.

Пример: Комбанк имеет 10000уе вкладов и норма обязательных резервов пусть 10%.

Баланс

Активы

- ссуды – 9000 уе

- резервы – 1000 уе

Итого: 10000уе

Пассивы

- вклады – 10000уе
Итого: 10000уе

Всего фигурирует 19000 уе.

Норма обяз резервов (R) устан в НБ в % от объема депозитов и этот фиксированный размер ден ср-в каждый банк обязан хранить в форме резервов в НБ. Обяз резервы НБ использует для страхования вкладов, осуществления межбанковских расчётов, регулирования различ деят-сти банк-ой системы.

Банк-ий мультипликатор (мультипликатор денег) – вел-на, обратная норме обязательных резервов = 1/R и выражает макс кол-во кредитных денег, кот. может быть создана избыточными резервами при данной норме обязательных резервов.

Но сущ и более общая модель предл-я денег с учетом возможности оттока части денег с депозитов в наличночть.

Денежная база (MB) – деньги выс эфф-сти, вкл:

- наличность вне банковской системы

- обязательные резервы комбанков, хран. в НБ.

MB = С+R (нал деньги + резервы)

= наличные деньги + депозиты

=


^ 23. Инструменты денежно-кредитной политики.

Инструменты – совокупность монетарных методов, исп НБ для достижения намечанных результатов
Инструменты ДКП:

- прямое регулирование % ставки

- изменение нормы обязательного резерва

- изменение учетной ставки (ставки рефинансирования)

- операции на открытом рынке

Учетная ставка - %, кот. Комбанк платит НБ за предоставление ему ссуды. С помощью неё опред усл-е доступа к централизованным кредитам, влияющие на доходность банков, что может сказаться на избыточные резервы.

^ Изменение учетной ставки:

↓ учет ставка → ↑ объем кредитования Комбанков → ↑ масса денег, предлаг в ссуду фирмам и населению → ↓ проц ставка → ↑ ден-кредитная масса в обращении

^ Изменение нормы обяз резервов:

↓ резервная норма → ↓ обяз резервы → ↑ избыточные резервы → ↑ денежный мультипликатор → ↑ ден-кредитная масса в обращении.

^ Операции на открытом рынке: для увеличения предложения денег НБ покупает ценные бумаги, для уменьшения – продает их. НБ занимается покупкой или продажей гос ценных бумаг Комбанкам и населению. Этот способ контроля ден массы – самый гибкий во всех странах. Эти операции проводятся в странах с развитым рынком ценных бумаг.

Посредством проведения НБ–ом операций увеличивается при продаже или уменьшается при покупке объем собственных резервов Комбанков как в отдельности, так и в банковской системе в целом.

Если НБ выкупает облигации у населения, он платит ему за ценные бумаги чеками. Владелец передает их своему Комбанку, кот. предъявляет его к оплате Нацбанку. НБ оплачивает и увеличивает резервы Комбанка.





Похожие:

19. Бюджетный дефицит и гос долг, источники финанс-я iconПервыми иностранными инвестициями Великобритании
В консорциуме, который финансировал экспедицию, значительная доля принадлежала королеве Елизавете. Из этой доли она выплатила весь...
19. Бюджетный дефицит и гос долг, источники финанс-я iconБюджетный кодекс российской федерации
...
19. Бюджетный дефицит и гос долг, источники финанс-я icon№2 Источники гражданского права
Основные источники гражданского права, действующие на территории Российской Федерации
19. Бюджетный дефицит и гос долг, источники финанс-я icon1. Понятие и предмет финансового права Финансовое право
Финансовое право определяет источники и порядок образования денежных фондов мини­стерств, комитетов, источники и порядок их финансирования,...
19. Бюджетный дефицит и гос долг, источники финанс-я iconВступление
Нет, не то. Понятия «долг», «должен» не всегда соотносятся с понятием «возможность»
19. Бюджетный дефицит и гос долг, источники финанс-я iconВ разное время и в различных частях мира, можно только опираясь на...
Специалисты-гуманитарии изучают исторические источники, находя в них неисчерпаемые ресурсы новой информации о человечестве, его творческих...
19. Бюджетный дефицит и гос долг, источники финанс-я iconФедеральный закон
О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и установлении требований к работникам специализированной финансовой...
19. Бюджетный дефицит и гос долг, источники финанс-я iconЛекция №1. Литература: Бюджетный кодекс рф, Налоговый кодекс рф, ч. 2 Гк РФ «Расчеты»
Финансовое право. Отдельная тетрадь для семинаров. К экзамену конспект лекций. Все семинары должны быть закрыты. Экзамен: электронное...
19. Бюджетный дефицит и гос долг, источники финанс-я iconПонятие, предмет, принципы, источники правового обеспечения профессиональной деятельности
Тема Понятие, предмет, принципы, источники правового обеспечения профессиональной деятельности. (Краткая история законодательства,...
19. Бюджетный дефицит и гос долг, источники финанс-я iconИздание правовых норм не является самоцелью деят-ти гос-ва. Юридические...
При опосредованной реализации права осуществление прав и обязанностей субъектов права происходит с помощью правоприменительной деят-ти...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница