1. Введение в экономическую теорию. Возникновение экономической теории как науки. Предмет, метод и функции экономической теории


Название1. Введение в экономическую теорию. Возникновение экономической теории как науки. Предмет, метод и функции экономической теории
страница1/5
Дата публикации09.11.2013
Размер0.89 Mb.
ТипРеферат
vb2.userdocs.ru > Экономика > Реферат
  1   2   3   4   5
Модуль 1 . Тема 1. Введение в экономическую теорию. Возникновение экономической теории как науки. Предмет, метод и функции экономической теории.
ПЛАН.

1. Зарождение и основные этапы развития экономической теории.

2. Предмет экономической теории.

3. Система экономических отношений. Экономическая структура общества.

4. Методы познания социально - экономических процессов.

5. Функции экономической теории.
СОДЕРЖАНИЕ.

1. Зарождение экономической теории и ее развитие прошло в несколько этапов:

- научная мысль древности (Платон, Аристотель, Ксенофонт и др.);

- этап меркантилизма (богатство общества определяется объемами внешней торговли);

- этап физиократии (богатство общества определяется уровнем развития такой отрасли, как сельское хозяйство);

- классическая экономическая теория (Адам Смит, Давид Рикардо, Ульям Петти, Франсуа Кенэ, Тюрго).

Они утверждали, что основой богатства общества является труд и с научных позиций исследовали такие категории, как товар, деньги, прибыль, заработная плата и др.;
- этап буржуазно - экономической теории (Мальтус, Сэй, Бастия). Они утверждали, что классовое общество - это вечное общество и частная собственность - это вечная собственность;

- марксистская или пролетарская экономическая теория (Маркс, Энгельс, Ленин).

Содержание марксизма сводилось к тому, чтобы показать историю возникновения и развития капиталистического способа производства, а так же место и роль пролетариата в этом обществе;

- Конец XIX-начало XX характерен рядом научных экономических школ:

a) ленинская школа - теория империализма. Капитализм вступает в свою высшую особую и последнюю стадию развития, империализм есть умирающий капитализм;

б) австрийская школа (Менгер, Баверк, Бисерк). Они утверждали теорию предельной полезности материальных благ. Ценность любого блага определяется ограниченностью его, редкостью его и той пользой, которую может принести последний экземпляр данного блага;

в) кембриджская (Альберт Маршалл).

Суть его теории сводилась к тому, что он сделал попытку объединить теории издержек производства, спроса и предложения, производительности и воздержания с теорией предельной полезности и предельной производительности;

г) регулируемый капитализм (Джон Кейнс). Государство может регулировать все экономические отношения в обществе;

д) школа экономического роста (Ростоу). Общество проходит в своем развитии несколько этапов экономического роста от единого индустриального до пост индустриального общества.
2. Существует несколько различных определений предмета экономической теории.
Марксистское определение.

Экономическая теория изучает экономические отношения производства, распределения, обмена и потребления на различных ступенях развития общества.

Самуэльсон.

Предмет экономической теории изучает, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевые назначения, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов или групп общества.

Определение экономики в учебнике Макконнела и Брю.

Во-первых экономика - это исследование поведения человека в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире редких ресурсов.

Во-вторых экономика исследует эффективное использование ограниченных производственных ресурсов или управление ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека.
3. Система экономических отношений - это есть отношения между людьми в обществе по поводу материальных благ и услуг, их распределения и потребления между классами и социальными группами, между странами, предприятиями или фирмами, внутри предприятий, между мелкими и крупными собственниками в городе и деревне; вся система экономических отношений рассматривается во взаимосвязи, в их единстве.

Система экономических отношений соответствовать состоянию производства, чтобы обеспечивать его развитие и эффективное функционирование.

Материальное производство является материальной основой экономических отношений.

Предмет труда - это то, на что человек воздействует своим трудом и изменяет его.

Средства производства - это то, что человек помещает между собой и предметом труда, и чем воздействует на предмет труда.

Главным фактором производства является работник.

Средства производства и работники, приводящие их в движение, образуют производительные силы общества.

Производительные силы и экономические отношения образуют способ производства.

По Марксу способ производства прошел 5 исторических этапов в своем развитии. Зарубежные экономисты периодизацию в развитии человеческого общества строят на основе теории стадий экономического роста (Ростоу). Он выделяет 5 стадий экономического роста:

- традиционное общество;

- переходное общество (стадия подготовки условий для сдвига);

- стадия сдвига и перехода к индустриальному обществу;

- после индустриальное общество;

- стадия массового потребления.
4. Методы экономической науки разнообразны:

- метод научной абстракции, т.е. освобождение наших представлений о предметах исследования от частного, случайного кратковременного, единичного и нахождение в них сущностного, постоянного типичного.

- движение от абстрактного к конкретному;

- метод индукции, т.е. из анализа частного выводятся общие положения и принципы;

- метод дедукции (гипотетический), на основе общих положений основываются те или иные частности экономических объектов и процессов.

- единство исторического и логического, т.е. экономические процессы рассматриваются в исторической последовательности их возникновения и в логической взаимосвязи;

- экономико-математическое моделирование, создание математических моделей той или иной экономической теории.
5. Существуют несколько функций экономической теории.

- познавательная функция;

- Методологическая, т.е. экономическая теория исследует общее (и экономические отношения, и производительные силы) и является методологической базой для других наук, т.к. выявляет общие экономические законы, которые являются исходной методологической посылкой для исследования в других науках.

  • Практическая функция - обеспечить на основе теоретических разработок экономическую политику;

  • Прогностическая функция – формирование перспектив экономического развития;

  • Критическая функция – выявление позитивного и негативного в экономическом развитии.



Тема 2. Основы общественного производства.
ПЛАН.
1. Человек и экономика

2. Экономические ресурсы и факторы производства. Ограниченность ресурсов, их доступность, воспроизводимость и заменяемость.

3. Структура общественного производства. Результаты общественного производства.

4. Производство и воспроизводство.
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Труд является основой богатства любого общества.

Труд - это есть целесообразная деятельность человека, направленная на изменение предметов и сил природы в целях удовлетворения его потребностей. Труд является главным фактором в развитии и совершенствовании человека. В процессе труда складываются определенные экономические отношения между людьми.

Труд реализуется в процессе производства, а оно предполагает взаимодействие трех факторов:

- труда и рабочей силы;

- предметов труда;

- средств труда.

Рабочая сила - это совокупность физических и умственных способностей человека, его способность к труду.

Предметы труда - это то, на что направлен труд человека. Они составляют материальную основу будущего продукта. Всеобщим предметом труда является земля.

Средства труда - это вещь или комплекс вещей, которую человек помещает между собой и предметом труда и воздействует на предмет труда. Средства труда бывают механические и сосудистые.

Механические средства труда (машины, передаточные устройства) называются орудиями труда и составляют костную и мускульную силы производства.

Всеобщим средством труда - является земля.

Предметы труда и средства труда в совокупности составляют средства производства.

Рабочая сила, предметы и средства труда образуют сложную систему взаимодействия через технологию и организацию производства.

Технология - это способ воздействия человека на предметы труда через механические физические или химические их свойства.

Организация производства - это функционирование всех факторов производства через определенные формы взаимодействия участвующих в производстве людей.

2. Человек - это существо биосоциальное, т.е. он является частью всего живого на земле и в то же время он преобразует эту природу. Экономическая теория анализирует человека как фактор производительных сил и субъект экономических отношений независимо от общественной формы производства.

Функции человека в процессе труда и производства определяются общеэкономическими законами.

а) Закон соответствия факторов производства, т.е. содержимое рабочей силы в каждый данный период определяется состоянием применяемых средств производства и освоенных технологий; вместе с тем средства производства и технология предъявляет определенные требования к содержанию рабочей силы.

б) Закон возмещения затрат рабочей силы - развитие средств производства и освоение технологий определяют уровень расходов рабочей силы и величину и характер затрат на ее воспроизводство.

в) Работник всегда функционирует в исторически определенной социально - экономической форме, т.е. его положение определяется принадлежностью его к какой - либо социальной группе.

г) С развитием производства возрастают требования к качеству работника, к его совершенствованию.

д) Человек - конечная цель производства и удовлетворение его потребностей является конкретным предназначением общественного производства.
3. Воспроизводство - это постоянно повторяющийся процесс производства.

Общественное воспроизводство включает в себя 2 момента:

- воспроизводство производительных сил;

- воспроизводство производственных отношений.

Воспроизводство производительных сил это есть постоянное возобновление рабочей силы, средств производства и природных ресурсов. Воспроизводство производственных отношений это есть воспроизводство социально - экономических форм производства и воспроизводство отношений между людьми.

Воспроизводство бывает простое и расширенное.

Простым воспроизводством является такое воспроизводство, когда размеры произведенного продукта и его качество остается низким из года в год.

Расширенное воспроизводство - это такое воспроизводство, когда размеры произведенного продукта и его качество из года в год возрастает и совершенствуется. Расширенное воспроизводство воплощено в экономическом росте.

Экономический рост - это динамика общественного продукта и факторов его производства. Бывает двух типов: экстенсивный и интенсивный.

При экстенсивном типе экономический рост достигается количественным увеличением факторов производства при сохранении прежней технологии производства.

При интенсивном типе экономический рост достигается путем качественного совершенствования факторов производства.
4. Средства труда в единстве с материалами, технологией, энергией и организацией производства составляют содержание НТП.
НТП прошел в своем развитии несколько исторических этапов, для каждого из которых были характерны свои отличительные черты:

I. Появление и использование огня.

II. Зарождение и становление крупного машинного производства.
Крупному машинному производству предшествует простая кооперация и мануфактура.

Простая кооперация - это простая форма организации труда, когда множество работников заняты однородным трудом. Мануфактура основана на разделении труда между участвующими в процессе производства.

С появлением крупного машинного производства основной формой предприятия стала фабрика с использованием машин и вытеснением ручного труда механизированным.

III. Конец XIX - начало XX века. Этот этап обозначен в истории как первая научно - техническая революция или индустриальная эра производства.

IV. Середина 50-х гг. XX века и до наших дней - вторая НТР или информационная эра производства. Этот этап характеризуется преимущественным ростом в экономике всех отраслей, связанных с обработкой информации. Производство становится гибким, ориентированным на индивидуальные запросы потребителей, эффективность производства осуществляется за счет экономических затрат прошлого труда.

НТП может осуществляться в двух основных формах: эволюционной и революционной.

Эволюционная форма основана на использовании в производстве одного и того же научно - технического потенциала.

Революционная - означает переход к использованию в производстве качественно новых научно - технических потенциалов.

НТП (НТР) - это противоречивое явление:

- противоречие между новейшими достижениями человеческой мысли и применением малопроизводительного ручного труда;

- противоречие между материально - техническим и личным факторами производства.

Оба противоречия разрешимы.
5. Технический прогресс общества тесно связан с экономическим и социальным прогрессами.

Экономический прогресс - это сложный процесс и для его характеристики используется система показателей:

- Уровень развития производительных сил - это высший критерий экономического прогресса, это общий глобальны показатель. Этот общественный показатель уточняется более детальными показателями.

Техническое строение производства, т.е. соотношение между массой применяемых средств производства и численностью занятых в производстве работников.

- Распределение труда, т.е. способы общественной комбинации труда: организация производства, специализации и кооперации труда.

Разделяют 3 вида разделения труда:

а) общественное разделение труда, т.е. разделение труда в обществе в целом (между городом и деревней, между материальным и нематериальным производством, между производством средств производства и производством средств потребления);

б) частное разделение труда, т.е. разделение труда между различными отраслями и производствами (металлургия и машиностроение, добывающая и обрабатывающая промышленности, текстильное и швейное производство);

в) единичное разделение труда, т.е. разделение труда внутри отдельного предприятия (между цехами, участками, бригадами, отдельными работниками).

- Экономия рабочего времени, т.е. производительность человеческого труда.

- Рост массы и нормы прибавочного продукта. Он связывает экономический прогресс с социальным, т.к. создает условия для роста и совершенствования производства, для развития науки, культуры, увеличения свободного времени, всестороннего развития личности.

6. НТП и НТР обуславливают необходимость и возможность перехода к новому типу экономического роста.

Современный тип экономического роста - это развитие интенсификации производства на основе НТР.

Показатели современного типа экономического роста:

- повышение качества продукции;

- повышение производительности труда;

- ресурсосбережения, т.е. уменьшение удельного расхода ресурсов на единицу полезного эффекта;

- динамика фондоотдачи

- снижение текущих затрат живого и овеществленного труда на единицу продукции;

- интегрированный показатель нового типа экономического роста - рост эффективности общественного производства.

Общий показатель - высокие конечные результаты.

1. Источником экономического прогресса являются экономические противоречия.

Основным экономическим противоречием является противоречие между производством и потреблением. В реальной жизни оно имеет определенную общественную форму и конкретные формы его проявления.

Конкретные формы проявления:

а) Противоречие между производительными силами и производственными отношениями.

б) Противоречие внутри самих производительных сил между их элементами (средства производства и работник)

в) Противоречие между базисом и надстройкой (политическими, юридическими, духовными и нравственными отношениями общества и их институтами). Надстройка может или прямо влиять на экономический прогресс общества (государство и право), либо оказывать косвенное воздействие на экономический прогресс (духовная жизнь, мораль).

2. Потребность - это объективно обусловленное и осознанное стремление человека или социальных общностей к достижению и воспроизводству наилучших условий жизни. В обществе всегда функционирует система потребностей.

Выделяют 3 вида потребностей:

- физические (материальные);

- социальные;

- духовные.

Физические потребности связаны с физической жизнью людей и их удовлетворение воспроизводит человека как биологическое существо (пища, одежда, жилище).

Социальные потребности - это основы деятельности человека как члена общества, как социального субъекта, выполняющего определенные функции (потребность в труде, отдыхе, охране здоровья, общественной деятельности, самовыражении, получении социальных гарантий).

Духовные потребности связаны с духовно - творческой деятельностью (образование, повышение культуры, эстетическое наслаждение).

Для осуществления экономической и социальной политики потребности классифицируются по их качественной определенности:

- абсолютные потребности;

- действительные потребности;

- платежеспособные потребности.

Абсолютные потребности выражают в самом общем виде достижения мировой цивилизации.

Действительные потребности - это потребности, сформированные в рамках достигнутого уровня развития производства и общественных отношений в каждой отдельной стране.

Платежеспособные потребности - это потребности, ограниченные возможностью потребителей оплатить их удовлетворение.

Для планирования производства и торговли потребности трудящихся

классифицируются следующим образом:

- удовлетворенные;

- неполно удовлетворенные;

- неудовлетворенные;

- насущные, т.е. менее настоятельные и более отдаленные;

- социально - перспективные;

- социально - неперспективные;

Общество всегда формирует потребности своего населения, но формирование этих потребностей обусловлено объективными факторами:

а) Развитие общественного производства. С развитием производства возвышаются и потребности людей. Закон возвышения потребностей является объективным экономическим законом и действует на протяжении всей истории человеческой цивилизации.

б) Демографические факторы. Полный возраст человека, а для общества в целом - соответствующая структура населения.

в) Природно-климатические условия.
Общество пытается формировать разумные потребности, т.е. потребности, удовлетворение которых обеспечивает условия жизнедеятельности людей, соответствующие экономическим и социальным возможностям общества; потребности, которые способствуют высокой социальной активности трудящихся. Разумные потребности формируются посредством экономических, организационных и социально-психологических мер.

Экономический интерес - это побудительный мотив, стимул деятельности.

Различают 5 групп экономических интересов:

1) по субъектам:

- общенародные;

- коллективные;

- индивидуальные (личные).

2) по важности:

- коренные;

- второстепенные.

3) по времени:

- текущие;

- перспективные.

4) по объекту:

- имущественные;

- финансовые;

- трудовые;

- морально - нравственные.

5) по степени осознания:

- подлинные (истинные);

- ложно понятые.
Все вышеперечисленные группы интересов функционируют во взаимосвязи и взаимодействии и их несовпадение свидетельствует о неполной реализации интереса и порождает необходимость мер и действий, разрешающих противоречия в конкретных ситуациях.

3. Необходимость выбора в экономике обусловлена двумя объективными причинами:

- потребности;

- ограниченность ресурсов.

Общество всегда стремится определить оптимальный вариант экономического развития, т.е. такой, при котором не только будут отсутствовать потери (прямые и косвенные), но и наилучшим образом использоваться факторы производства (средства производства и рабочая сила).

Добиться этого общество может только на границе производственных возможностей.

Построим график границ производственных возможностей для двух классических товаров - ракет и зерна:

Возможности (альтернативы)

Ракеты в тыс. шт.

Зерно в млн. т.

А

10

0

Б

8

1

В

6

2

Г

4

3

Д

0

4



Производство вне границы производственных возможностей невозможно (М), а производство внутри границы производственных возможностей указывает на неполную занятость ресурсов на их резервы (Е) и в экстремальной ситуации общество воспользуется этими резервами зерно не сокращая выпуск другой продукции.
Тема 3. Отношения собственности и их роль в экономике.

План

1. Материально-вещественное, экономическое и правовое содержание собственности.

2. Многообразие форм собственности.

3. Преобразование отношений собственности в РК.

4. Основные типы экономических систем.
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Собственность - это есть исторически определенный тип экономических отношений между людьми по поводу средств производства и результатов труда (экономическое содержание собственности).

Правовое содержание собственности - это есть урегулированные законом общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом

Отношения собственности завязываются в сфере производства, т.е. там, где реально взаимодействуют средства производства с живым трудом. Поэтому сфера производства является начальным пунктом для анализа собственности.

Собственность является основой экономической системы общества, основой совокупности производственных отношений, т.к.:

  1. Из отношения собственности вырастают все элементы производственных отношений (характер производства и труда, характер состязательности, содержание высшей цели производства);

  2. На основе отношений собственности преобразуется социально-классовая структура общества;

  3. Отношения собственности пронизывают все фазы воспроизводящих процессов (производство, обмен, распределение, потребление), и соединяют их единым социально-экономическим содержанием.

Собственность - это не застывшие экономические отношения, это развивающаяся экономическая категория, которая связывает деятельность экономических субъектов и выступает общей формой движения материальных объектов.

Субъектами собственности являются общество в целом, классы и социальные слои общества, государство, коллективы работников, отдельные работники, люди.

Субъекты собственности всегда закрепляются законом о собственности.

Объектами собственности являются средства производства, денежные ресурсы, природные богатства.

2. Собственность характеризуется многообразием форм. Это многообразие объективно обусловлено уровнем развития производительных сил (развитием разделения труда, уровнем технической оснащенности, степенью концентрации производства, потенциалом общечеловеческой- экономической культуры).

Различают 3 основных формы собственности:

- общая;

- частная (индивидуальная);

- смешанная.

Общая собственность означает, что отношения между людьми строятся как отношения равноправных собственников. Эта форма собственности имеет несколько видов:

- общинная (собственность родовой общины);

- семейная (собственность семейной общины);

- общенародная.

Частная собственность означает, что средства производства и результаты производства принадлежат отдельным лицам. Различают 2 вида частной собственности:

- трудовая;

- нетрудовая.
Частная трудовая собственность основана на личном труде собственника средств производства. Результаты труда принадлежат ему. Частная нетрудовая собственность основана на использовании чужого труда (т.е. отчужденного от средств производства). Результаты труда достаются собственнику средств производства.

Смешанная собственность - это такая собственность, в которой сочетается трудовая, нетрудовая и общественная формы собственности.

3. Развитие форм собственности осуществляется через такие процессы, как огосударствление и разгосударствление.

Сегодня преобразование собственности в Казахстане характеризуется приватизацией государственного имущества. Приватизация собственности в Казахстане осуществляется в соответствии с "Законом о приватизации".

Приватизация государственного имущества - это есть отчуждение имущества предприятий и организаций, находящихся в общегосударственной и коммунальной собственности, в пользу граждан и юридических лиц, которое заключается в передаче гражданам и юридическим лицам государственного имущества в частную, коллективную или смешанную форму собственности.

Приватизация осуществляется на основе следующих принципов:

- предоставление льгот на приобретение государственного имущества трудовым коллективам приватизируемого предприятия;

- принцип законности;

- обеспечение социальной защищенности и равенства граждан РК в процессе приватизации;

- приоритетное предоставление прав собственности гражданам РК;

- безвозмездная передача части государственного имущества каждому гражданину РК;

- принцип приватизации государственного имущества по его реальной стоимости на платной основе за личные средства граждан и их хозяйственных объединений, кредитные ресурсы и приватизационные ценные бумаги;

- принцип свободного выбора способа и объектов вложения средств и финансовых посредников;

- принцип полного, своевременного и достоверного информирования общественности о всех действиях, о приватизации и контроль за ее осуществлением.
Объекты приватизации.
- предприятия, цехи, производства, участки и другие подразделения, которые могут быть выделены в самостоятельные предприятия или структурные единицы объединений;

- оборудование, дома, сооружения, материальные запасы, лицензии, патенты, финансовые и другие нематериальные и материальные активы;

- незавершенное строительство.

Приватизации не подлежат:

а) имущество органов государственной власти и управления, вооруженных сил, национальной гвардии, пограничных войск, правоохранительных и таможенных органов;

б) золотой и валютный фонды и запасы, государственные материальные резервы, эмиссионная и резервная системы;

в) предприятия по изготовлению ценных бумаг и денежных знаков;

г) средства правительственной и специальной связи;

д) объекты государственной метрологической службы;

е) объекты культуры, искусства, архитектуры, мемориальные комплексы национального значения;

ж) предприятия по изготовлению и реализации наркотических средств, оружия и взрывчатых средств.
Модуль 2.

Тема 4: Формы общественного хозяйства. Товарная организация общественного хозяйства. Экономические типы хозяйствования. Товарная организация производства - основа рыночной экономики.
ПЛАН.
1. Сущность, основные черты, формы и границы натурального хозяйства.

2. Товарный тип хозяйства: сущность, условия становления и основные черты.

3. Система основных категорий товарного производства и обращения, их эволюция:

а) товар, его потребительская стоимость;

б) стоимость товара, меновая стоимость, индивидуальная и общественная стоимость товара, механизм определения величины стоимости товара, факторы величины стоимости товара;

в) деньги: происхождение, сущность и функции;

г) закон денежного обращения

4. Закон стоимости – основной экономический закон товарного производства.
Содержание.

1. Два типа хозяйствования: натуральное и товарное.
Натуральный тип - это такой тип организации общественного хозяйствования, при котором продукт труда используется для внутреннего потребления.

Производитель продукта должен быть собственником средств производства. Продукт труда не является товаром.

Формы натурального хозяйства абстрактно могут быть самыми разнообразными. Границы натурального хозяйства определяются системой внутреннего потребления.

2. Товарный тип объективно обусловлен на определенном этапе развития человеческого общества.

Определение товарного производства впервые дает В. И. Ленин в работе по поводу так называемого вопроса о рынках: "...под товарным производством разумеется такая организация общественного хозяйствования, когда продукты производятся отдельными обособленными производителями, причем каждый специализируется на выработке одного какого-либо продукта, так что для удовлетворения общественных потребностей необходима купля - продажа продуктов (становящихся в силу этого товаром) на рынке".

Для становления товарного хозяйства необходимы два условия:

- общественное разделение труда;

- обмен, рынок.
Основные черты товарного хозяйства:

- производитель продукта труда может быть собственником средств производства, но может и не быть им;

- продукт труда является товаром;

- рабочая сила становится товаром.
3а. Товар, это есть продукт труда, удовлетворяющий какую либо человеческую потребность через обмен, рынок. Товар обладает потребительской стоимостью. Это есть способность, товара удовлетворять какую либо общественную потребность. Исходя из общественной потребности, товары делятся на средства производства и предметы потребления.

Средства производства - это товары, удовлетворяющие производственные потребности общества.

Предметы потребления - это товары, удовлетворяющие личные потребности человека.
3б. Товар имеет стоимость. По вопросу величины стоимости существуют три подхода:

- марксистский: величина стоимости определяется количеством труда, воплощенного в товаре - эта величина находится под воздействием двух факторов:

а) производительности труда;

б) интенсивности труда.

Производительность труда - это количество продукции, производимой в единицу времени.

Интенсивность труд - это количество труда, затраченное в единицу времени.

Рост производительности труда уменьшает цену стоимости товара, а рост интенсивности труда увеличивает общую массу стоимостей, но не меняет стоимости единицы продукции.

- австрийская школа считает, что стоимость товара определяется ограниченностью и редкостью ресурсов и той пользой, которую может принести последний экземпляр товаров определенной группы.

- кембриджская школа считает, что стоимость продукции определяется издержками производства, спросом и предложением и предельной полезностью.

Меновая стоимость - это количество или пропорция, в которой одна потребительская стоимость приравнивается к другой на рынке.

Стоимость бывает индивидуальная и общественная.
Индивидуальная - это стоимость товара каждого отдельно взятого производителя.

Общественная стоимость проявляется на рынке.

Величина стоимости товара зависит от трех факторов:

а) общественная производительность труда;

б) ограниченность и редкость ресурсов;

в) спрос и предложение.
Транспорт это четвертая сфера материального производства после промышленности, строительства и сельского хозяйства. Продукция транспорта - само перемещение (перевозка).

Понятие товара нельзя отрывать от интереса потребителя. Он готов платить за такой товар транспорта, который удовлетворяет следующим требованиям:

- перевозка грузов без потерь их массы, свойств, комплектности;

- доставка грузов в нормативные и незаказанные сроки;

- ритмическая подача груженного подвижного состава на фронт разгрузки предприятия;

- обеспечение отгрузки готовой продукции заказанным подвижным составом по его типам и в полной готовности к перевозке.

- оказание всего комплекса услуг, связанного с перевозкой.

Для пассажирского транспорта:

- полная отправка всех желающих;

- обеспечение им безопасности и требуемых удобств;

- оказание комплекса дополнительных услуг;

- выполнение расписания движения транспортных средств;

- ускорение доставки пассажиров по их заказам.
Тарифы на ж/д перевозки необходимо строить на основе расчетной (фактической) себестоимости перевозки различных грузов в разных условиях по регионам.
Таким образом, продукция транспорта - это законченное перемещение пассажиров и грузов.
3г. Деньги в своем развитии прошли большой исторический путь. Их возникновение и развитие связано со сменой форм стоимости.

Форма стоимости в своем развитии прошла четыре исторических этапа:

- простая (случайная);

- полная (развернутая);

- всеобщая;

- денежная.
На этапе разложения натурального хозяйства и зарождения товарного, зародилась простая форма стоимости. Обмен происходил случайно, выглядел просто.

Полная форма стоимости появляется вместе с первым разделением труда.

Денежная форма стоимости отличается от всеобщей тем, что роль всеобщего эквивалента закрепляется за деньгами навечно, навсегда. Деньги - это всеобщий эквивалент.

Деньги выполняют пять функций:

а) мера стоимости. В этой функции деньги измеряют стоимость всех других товаров. Эту функцию деньги выполняют идеально, то есть мысленно представляемы;

б) средство обращения;

в) средство платежа;

г) средство накопления;

д) мировые деньги. Деньги выходят за пределы национальных границ.
3д. Денежное обращение - это непрерывное движение денег. В своем развитии денежное обращение прошло три исторических этапа:

- золотомонетный тип. На этом этапе денежная единица любой страны имела золотое содержание или обеспечение;

- золотобумажный тип денежного обращения (1769 г. в России) бумажные деньги пришли двумя путями:

а) порча монет. Казначейские векселя, то есть обязательства государственной власти, которые свободно обменивались на серебряные и медные монеты;

б) через коммерческий вексель, то есть обязательства отдельного промышленника или торговца уплатить в определенный срок деньги за полученные в кредит товары. Позже банкноты стали выпускать банки. Банкнота обеспечивается государством золотом, драгоценными металлами и другими активами государственного банка.

- банковский тип денежного обращения. Он характеризуется тем, что бумажные деньги, никак не связаны с золотом.

Сегодня функционируют так называемые банковские деньги, то есть основная масса операций по покупке и продаже товаров совершается без участия денег (безналичный расчет) или с помощью кредитных карточек.
Тема 5. Общая характеристика рыночного хозяйства. Маркетинг
ПЛАН.

1. Эволюция товарно-денежных отношений и становление рынка.

2. Принципы и функции рынка.

3. Структура рынка. Классификация рынка по различным критериям. Виды рынка.

4. Особенности становления рыночных отношений в РК.
Содержание.

1. Рынок - это есть совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег.

Начало учения о рыночной системе хозяйствования положил Адам Смит в работе "О природе и причине богатства народа" в 1776 г. Смит считает, что объективной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека.

Адам Смит называл рынок невидимой рукой. Учение Смита нашло свое дальнейшее развитие в трудах Маркса "Капитал", Ленина "По поводу так называемого вопроса о рынке" и австрийца Ф. Хайека, который определял рынок, как одну из форм спонтанного социального порядка.

Маркс и Ленин утверждали, что в основе рыночных отношений лежит общественное разделение труда.

В рыночной экономике рынок стоит непосредственно между производителями и потребителями, помогает им общаться на языке цен и решать три главных экономических вопроса:

- что производить;

- как производить;

- для кого производить.
В командной системе хозяйства между производителями и потребителями создаются громоздкие необыкновенно дорогостоящие структуры с огромной численностью работников, которые пытаются решать эти три вопроса.

В смешанной экономике между производителем и потребителем стоит рынок с элементами регулирования рыночных отношений.
2. Товарное производство функционирует в результате действия объективных экономических законов:

- закон о стоимости;

- спроса и предложения;

- закон о денежном обращении.

Закон стоимости требует, чтобы обмен товара осуществлялся в соответствии с качеством и количеством труда, затраченного на их производство.

Закон спроса и предложения - это объективный закон, который определяет соотношения между продавцами и покупателями.

Закон денежного обращения регулирует количество денег, которое необходимо обществу в дальнейший исторический период.

Все эти законы способствуют созданию рыночного механизма.

Рыночный механизм - это механизм формирования цен и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товара.
4. Конкуренция - это мотивация поведение экономического субъекта в сфере хозяйствования.

Конкуренция - это процедура открытия таких факторов, которые без обращения к ней остались бы никому не известными или, по меньшей мере, неиспользуемыми.

Конкуренция - это процедура открытия способов предложения более качественных или более денежных товаров, чем те, что уже поступают потребителю.

Формы конкуренции:

- между монополистическими объединениями;

- внутри монополистических объединений;

- между монополистическими объединениями и немонополизированными предприятиями (аутсайдерами);

- между немонополизированными предприятиями.
Средства конкурентной борьбы:

лишение сырьевых материалов; лишение рабочих рук; лишение подвоза; лишение сбыта; договор с покупателями; планомерное сбивание цен; лишение кредита; объявление бойкота; предоставление дополнительных гарантий и услуг; качество товара; широкая реклама.

С появлением монополий государства стали принимать антимонопольные законодательства. Цель этого законодательства поддержать конкуренцию, как основу хозяйственного механизма и четко определить, какие методы допустимы в борьбе за рынок и прибыль, а какие нет. Первое антимонопольное законодательство приняло США в 1890 г.

Тема 5.1. Рын эк МАРКЕТИНГ КАК ФОРМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.
ПЛАН.
1. Экономические условия становления маркетинга.

2. Сущность маркетинга.

3. Анализ рынка для вашего предприятия.

4. Методы работы с потребителем.
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Маркетинг как наука сложилась в результате перехода общества из индустриальной эры в эру информационную.
2. Маркетинг - комплекс мероприятий в области исследования торгово-сбытовой деятельности предприятия и изучения всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю.
Маркетинг включает в себя следующие элементы:

- изучение потребителя - изучение спроса и потребностей покупателя;

- исследование мотивов его поведения на рынке;

- анализ рынка предприятия;

- исследование продукта предприятия;

- анализ форм и каналов сбыта продукции;

- анализ объема товарооборота;

- изучение конкурентов, определение форм и методов конкурентной борьбы;

- исследование рекламной деятельности;

- определение наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынок;

- изучение ниши рынка.
3. Изучение рынка для предприятия начинается с определения сегмента рынка.
Сегмент рынка - это особым образом выделенная часть рынка, обладающая определенными общими признаками.
Объектами сегментации являются:

- потребители;

- изделия или услуги;

- фирмы (конкурирующие и не конкурирующие).
Сегментация по потребителям осуществляется с учетом следующих факторов:

- географический:

- регион;

- административное деление;

- численность населения;

- плотность населения;

- климат;

- демографический:

- возраст;

- пол;

- размер семьи;

- семейное положение;

- уровень дохода;

- виды профессий;

- уровень образования;

- религия;

- раса;

- национальность;

- психографический:

- социальный слой;

- стиль жизни;

- личные качества (амбициозные, стадийные, импульсные, авторитарные);

- поведенческий:

- степень случайности покупки;

- поиск выгоды;

- статус постоянного клиента;

- степень нуждаемости в продукте;

- степень лояльности к предприятию или продукту;

- степень готовности купить изделие;

- эмоциональное отношение к изделию.
Сегментация по параметрам продукции выделяет два фактора:

- в каких отраслях, для каких целей используется изделие или для каких групп пользователей;

- функциональные и технические параметры продукции.
Сегментация по конкурентам.

Здесь необходимо предпринимателю составить лист оценки конкурентоспособности предприятия относительно других конкурентов (конкретно каждого):

- продукт:

- качество;

- технические параметры;

- право замены изделия;

- стиль;

- престиж торговой марки;

- упаковка;

- габариты;

- уровень ремонтного обслуживания;

- гарантийный срок;

- многовариантность в использовании;

- уникальность;

- универсальность;

- надежность;

- срок службы;

- защищенность патентами;

- цена:

- прейскурантная цена;

- процент скидки с цены;

- срок платежа;

- условия кредита;

- каналы сбыта:

- формы сбыта;

- прямая доставка торговым представителям;

- оптовые посредники;

- комиссионеры и маклеры;

- торговые дилеры;

- система транспортировки;

- система складских помещений;

- система контроля запаса;

- продвижение продукта на рынке:

- реклама (для потребителей и для посредников отдельно);

- индивидуальная продажа;

- продвижение продукта по каналам торговли;

- телевизионный маркетинг;

- упоминание об изделиях в средствах массовой информации.
После этого подсчитывается общее количество баллов.
4. Для работы с потребителем необходимо знать, что такое потребитель.
Потребитель - самая важная персона в обществе, самый главный авторитет для производителя.
Что хотят потребители:

- спокойствия и безопасности;

- чтобы производитель справился с теми проблемами, которые им самим не по силам;

- чтобы компания производителя и его продукция была для них удобна;

- общения с ними;

- качества;

- стать партнерами.
Тема 6. Основы теории спроса и предложения
ПЛАН.
1. Основы механизма рыночной саморегуляции.

2. Рыночный механизм конкурентного равновесия.

3. Содержание и формы рыночного равновесия.
СОДЕРЖАНИЕ.


  1. Основой механизма рыночной саморегуляции являются спрос и предложение.


Спрос - это форма выражения потребности представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами.
Предложение - это совокупность товаров находящихся на рынке или способных быть произведенными и представленными к продаже по соответствующим удовлетворяющим производителя товара ценам.
На рынке действует объективный закон спроса. Если цены на товар растут, то спрос уменьшается.
Соотношение цены и количества реализованных на рынке товаров:

Разновидности продаваемых товаров

Цена за единицу товара в денежном выражении

Спрос, т.е. количество продаж товара

А

5

10

Б

4

15

В

3

20

Г

2

25

Д

1

40



  1   2   3   4   5

Похожие:

1. Введение в экономическую теорию. Возникновение экономической теории как науки. Предмет, метод и функции экономической теории iconТесты тема: Предмет и метод экономической теории
Невозможность удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и в полном объеме определяется в экономической теории...
1. Введение в экономическую теорию. Возникновение экономической теории как науки. Предмет, метод и функции экономической теории iconТема 1 Предмет и метод экономической науки. Экономический образ мышления....
Й реальности. Наука как целостный системно-организованный механизм познания окружающей реальности. Цель, задачи, функции и структура...
1. Введение в экономическую теорию. Возникновение экономической теории как науки. Предмет, метод и функции экономической теории iconЛекция Предмет и метод экономической теории
Общее представление о значении и состоянии экономической теории в современном мире
1. Введение в экономическую теорию. Возникновение экономической теории как науки. Предмет, метод и функции экономической теории icon1. Этапы становления и развития экономической теории. Российская...
Предмет экономической теории, ее философские и методологические основы. Экономическая категория, экономический закон и закономерность...
1. Введение в экономическую теорию. Возникновение экономической теории как науки. Предмет, метод и функции экономической теории icon1. Предмет и метод экономической теории Методы экономической теории
Современное содержание экономического и социального развития. Экономическая теория и экономическая политика
1. Введение в экономическую теорию. Возникновение экономической теории как науки. Предмет, метод и функции экономической теории icon1. Возникновение и развитие экономической теории
Еще тогда человек стал задумываться над тем, как рационально использовать природные ресурсы. Однако древние мыслители не создали...
1. Введение в экономическую теорию. Возникновение экономической теории как науки. Предмет, метод и функции экономической теории iconКлассическая школа политэкономии направление экономической мысли
Классическая школа исследовала механизм воспроизводства, денежное обращение и кредит, государственные финансы, разрабатывала трудовую...
1. Введение в экономическую теорию. Возникновение экономической теории как науки. Предмет, метод и функции экономической теории iconЧто изучает экономическая теория. Взаимосвязь экономической теории с
Такие вопросы всегда интересовали людей. В реальной жизни люди сталкиваются с противоречием ограниченности возможностей и безграничности...
1. Введение в экономическую теорию. Возникновение экономической теории как науки. Предмет, метод и функции экономической теории icon1. Предмет и метод микроэкономики
Микроэкономика — составная часть экономической теории, изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая общие...
1. Введение в экономическую теорию. Возникновение экономической теории как науки. Предмет, метод и функции экономической теории icon1. Предмет, структура и функции экономической теории
Важнейшими категориями здесь являются экспорт и импорт, торговый и платежный баланс, тарифы, квоты, валютные курсы
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница