Внешнеэкономическая деятельность предприятия, как элемент системы управления качеством. План лекции


Скачать 124.25 Kb.
НазваниеВнешнеэкономическая деятельность предприятия, как элемент системы управления качеством. План лекции
Дата публикации09.11.2013
Размер124.25 Kb.
ТипЛекция
vb2.userdocs.ru > Экономика > Лекция
Лекция 7 Внешнеэкономическая деятельность предприятия, как элемент системы управления качеством.

План лекции: Основы системы менеджмента качества. Требования международных стандартов ИСО 9001:2008 к процессному подходу. Процессно-ориентованна модель управления предприятием (внешнеэкономической деятельностью предприятия).

Основы система менеджмента качества. Для улучшения управления производственно-хозяйственной деятельностью многие предприятия Украины создают и внедряют так на называемые системы менеджмента качества по требованиям международных стандартов ISO 9001:2008.

Система менеджмента качества - есть система процедур, правил, информации, ресурсов, людей и т.д. взаимодействующих в рамках организации для установления и достижения целей в области качества

Систему менеджмента качества можно использовать, как основной инструмент управления предприятием, в том числе и для повышения эфективности управления внешнеэкономической деятельностью предприятия.

Международные стандарты ISO 9001:2008 являются не только наиболее проработанным предложением по построению процессной системы управления предприятием и повышению качества управления, но и единственным общепризнанным в мировой практике стандартом системного управления предприятием.

Согласно требованиям вышеуказанного стандарта для результативного и эффективного функционирования предприятие должно определить и управлять многочисленными взаимосвязанными видами деятельности.

^ Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. Применение в организации системы процессов, наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться «процессным подходом». Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке между отдельными процессами в рамках системы процессов, а также при их комбинации и взаимодействии.

И так, ключевым элементом системы менеджмента качества предприятия есть Рабочие (бизнесс) процессы, представляющие совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих с помощью ресурсов результаты последовательного выполнения отдельных действий в планируемые результаты (рисунок ). Основное отличие процессного подхода к управлению от функционального состоит в том, что процесс является измеряемым, формализуемым, документируемым, контролируемым, а значит и управляемым.

Рисунок 7.1 Рисунок Схема описания процесса

^ Входы рабочих процессов – ресурсы: материальные (cырье, комплектующие, и т.п.), информационные (документ, информация в любом виде, и т.п.), необходимые для выполнения и получения результата процесса, которые потребляются или преобразовываются при выполнении процесса.

^ Результаты рабочего процесса (выходы рабочего процесса.) - то, ради чего осуществляется процесс, т.е. деятельность всегда рассматривается вместе с целью этой деятельности - получение на выходе некоторого результата, удовлетворяющего заданным требованиям. В качестве Выходов могут быть все те же элементы, что и на входе, но уже преобразованные в определенное состояние в результате выполнения процесса.

^ Управление процесса - как правило информация (методы, стандарты, и т. п.), которая определяет правила преобразования входов в выход;

Механизмы (ресурсы) процесса – это материальные и нематериальные компоненты, необходимые для достижения целей процессов. Ресурсы не подлежат преобразованию в ходе процесса. Как правило, они являются работниками и специалистами (структурными подразделениями) предприятия и техникой, которую используют при реализации процесса (станки, оргтехника и т. п.).

При процессном подходе также используются следующие термины и определения:

- ^ Владельцы (хозяева, руководители) рабочих процессов - должностные лица, несущее ответственность за разработку, организацию, надлежащее функционирование и получение результата процесса и обладающее реальными полномочиями для распоряжения ресурсами, необходимыми для выполнения этого процесса;

- Исполнители рабочеих процессов – работники и специалисты из различных структурных подразделений (функциональных областей), обеспечивающих выполнение действий процесса. Исполнители процесса в большей степени ориентированы на результат, чем исполнители отдельных функций при функциональном подходе, так как основой мотивационной схемы при процессном управлении является распределение бонусов среди членов команды только при получении конечного результата. При функциональном подходе исполнители мотивируются только за исполнение функций и не заинтересованы в получении конечного результата;

- Модель процесса - описание процесса, которое отражает с необходимой степенью приближения действительный процесс;

- Шаг процесса - термин для обозначения какого-либо действия (работы, этапа, субпроцесса) в рамках процесса;

- Структура процесса - состав шагов процесса, их последовательность и взаимодействие между собой и другими процессами;

- Параметры Процессов - характеристики (информация) по которым руководители процессов и высшее руководство могут судить о том, насколько эффективно выполняется процесс и вкакой мере достигаются запланированные результаты (цели);

- Потребители процессов - потребители результатов процессов, степень удовлетворенности которых, также предназначена для оценки эффективности процессов;

- ^ Блок-схема процесса - графическое представление последовательности действий процесса с указанием поставщиков, потребителей, начальных ресурсов и конечных результатов (продуктов);

- Требования к процессам - установленные потребности или ожидания, которые обычно предусматриваются или является обязательными. Установленным требованием является требование, которое определено, например, в документе;

- Записи (протоколы качества) процессов - документы, которые содержат достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности;

- Удовлетворенность потребителей процессов- восприятие потребителями степени выполнения их требований;

- Предупреждающие действия - действия, осуществляемые для устранения причин потенциальных несоответствий или других потенциально нежелательных ситуаций;

- Заинтересованые стороны - лица или группа лиц, которые имеют определенный интерес относительно показателей деятельности;

- Корректирующее действия - действия, направленные на устранение причин найденных несоответствий или других нежелательных ситуаций;

- ^ Цель в области качества - цель, которую хотят достичь в результате выполнения процессов (в области качества);

- Несоответствия - невыполнение установленных требований заинтересованых сторон;

- ^ Оценка процессов - проверка, осуществляемая для определения соответствия (адекватности) выполнения работ;

- Политика в области качества - общие намерения и направления деятельности предприятия в области качества, официально сформулированные высшим руководством;

- ^ Поставщик процесса - (группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений) или лицо, которое предоставляет продукцию (результат своего процесса) (поставщик может быть внутренним или внешним по отношению к предприятию Внутренний поставщик процесса - поставщик(подразделение) , должностное лицо в соответствии с организационной структурой) внутри предприятия. Внешний поставщик процесса – поставщик (клиент, субподрядчик и другое) за пределами предприятия;

- Результативность - степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов;

- ^ Потребитель процесса - (группа работников, подразделение) и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений) или должностное лицо, которое получает продукцию (результат процесса). Потребитель может быть внутренним или внешним по отношению к предприятию. Внутренний потребитель процесса - потребитель (например: подразделение, должностное лицо в соответствии с организационной структурой) внутри предприятия. Внешний потребитель процесса - потребитель (например: конечный клиент, заказчик, субподрядчик и другое) за пределами предприятия.

^ Требования международных стандартов ИСО 9001:2008 к процессному подходу - организация должна:

- выявлять необходимые для системы менеджмента качества процессы и области их применения по всей организации;

- определять последовательность и взаимодействие этих процессов;

- определять требуемые критерии и методы, позволяющие гарантировать, что функционирование и контроль этих процессов эффективны;

- обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых, чтобы поддерживать функционирование и мониторинг этих процессов;

- вести мониторинг, измерять и анализировать эти процессы;

- предпринимать необходимые действия с целью достичь запланированных результатов и непрерывного совершенствования этих процессов.

Из чего можно представить сущность процессного подхода заключающегося в реализации вышеуказанных требований при функционировании предприятия для улучшения его деятельности.

Процессный подход позволяет рассматривать деятельность организации как связанную систему бизнес-процессов, каждый из которых протекает во взаимосвязи с другими бизнес-процессами или внешней средой.

Практика показывает, что система управления, построенная на принципах процессного управления, является более эффективной и результативной по сравнению с равной ей по масштабу функциональной системой. Вместе с тем, разработка и внедрение такой системы - сложный процесс.

И так любым процессом, любой деятельностью необходимо управлять! И это является одной из основных задач менеджмента. В данном контексте (контексте системы менеджмента качества) управлять нужно именно деятельностью для достижения результата (получение продукта, удовлетворяющего заданным требованиям), а не самим результатом (продуктом, управление которым в случае его материального воплощения может сводиться только к его перемещению в пространстве)

Одним из самых известных в менеджменте качества способов управления является следование циклу Деминга (Шухарта-Деминга) PDCA (рисунок ). Он состоит из четырех шагов: Plan - Определение целей и мероприятий, Do - Проведение запланированных мероприятий, Chek - Проверка проведения мероприятий, АСТ - Оценка и реакция на новую ситуацию. Суть управления сводится к изменению целей, планов, формирование новых плановых мероприятий и прочее по итогам проверки выполненных работ.


Рисунок Методология управления процессами PDCA :

Управление процессом можно также представить в виде следующей схемы (рисунок )



Рисунок - Концептуальная схема управления процессом

Стандарт ISO 9001-2008 предлагает следующий подход к управлению деятельностью предприятий (рисунок ). :



Рисунок Непрерывное совершенствование деятельности предприятия по требованиям стандарта ISO 9001-2008 .

Здесь звено "планируй" переименовано в "управление ресурсами" и разделено на два звена: собственно "планируй" и "обеспечивай план ресурсами". Это понятно: планирование без обеспечения ресурсами - не планирование, а маниловщина. Звено "проверяй" разрослось в три звена: "измерение", "анализ" и "совершенствование" отклонений фактических характеристик результата от запланированных.

^ Процессно-ориентированная модель управления предприятием (внешнеэкономической деятельностью предприятия).

Описание процессов должно отражать не только отдельные процессы, но также взаимосвязи и взаимодействия между процессами.

Процессы вместе с взаимосвязями и взаимодействиями представляют собой сеть процессов организации или так называемую процессно-ориентированную модель управления предприятием.

На рисунке приведена процессно- ориентированная модель управления внешнеэкономической деятельностью предприятия, которая представляет собой систему (сеть) взаимодействующих процессов, каждый из которых влияет на функционирование других процессов и систему в целом. Результаты одного процесса являются входными ресурсами для других процессов. И соответственно входные ресурсы, поступающие в данный процесс являются результатами предшествующих процессов. Лица отвечающие за выполнение последующих процессов рассматриваются как потребители данного процесса. И соответственно те, кто отвечает за предшествующие процессы, являются поставщиками по отношению к данному процессу

Процессно-ориентированная модель управления внешнеэкономической деятельностью предприятия состоит из: процессов жизненного цикла услуг по внешнеэкономической деятельности; процессов управления ресурсами; процессов управления деятельностью и ответственности руководства; процессов измерений, анализа и улучшений.

^

Процессы управления деятельностью и ответственности руководства:


Управление документацией и записями (РП 4.1)

Стратегическое планирование внешнеторговых операций (РП 5.1); Оперативное планирование внешнеторговых операций (РП 5.2); Анализ деятельности (РП 5.6).


Процессы измерений, анализа и улучшений:
Внутренний аудит (РП 8.1); Контроль качества предоставления услуг по внешнеторговым операциям (РП 8.2); Оценка удовлетворенности клиента (РП 8.3);Управление несоответствиями (РП 8.4);Управление корректирующими и предупреждающими действиями (РП 8.5);

Постоянное улучшение деятельности (РП 8.6).




^

Процессы управления ресурсами:


Управление персоналом (РП 6.1), Управление транспортом (РП 6.2); Управление денежными ресурсами (РП 6.3); Информационное обеспечение транспортировки грузов (РП 6.4); Управление производственной средой (РП 6.5).

^

Процессы жизненного цикла услуг :


Маркетинговые исследование рынка внешнеторговых операций (РП 7.1); Правовое регулирование внешнеторговой деятельности (РП 7.2); Управление импортными и реимпортными операциями (РП 7.3); Управление экспортными и реэкспортными операциями (РП 7.4); Управление контрагентами и ведение переговоров (РП 7.5); Управление торгово-посредническими операциями (агентские, брокерские и др.) РП 7.6); Управление внешнеторговыми инжиниринговыми операциями (РП 7.22); Управление внешнеторговыми операциями подряда, аренды, найма и т.п. (РП 7.7); Управление контрактной деятельностью (РП 7.8); Управление внешнеторговыми транспортиртными операциями (РП7.9); Управление рисками и организация страхования грузов. Таможенное оформление грузов. Экспедирование и охрана груза и др.). Управление товарно-сопроводительной документацией (РП 7.10); Порядок приемки и передачи груза потребителю. (РП 7.11); Управление платежно -расчетной документацией (РП 7.12).






Рисунок Процессно-ориентированная модель управления внешнеэкономической деятельностью предприятия

Данная процессно- ориентированная модель управления внешнеэкономической деятельностью предприятия не является универсальной догмой, возможны варианты, параллельного выполнения части процессов.(например, некоторые процессы внешнеэкономической деятельности прпедприятия могут быть распределенны и отданы на откуп другим подразделениям предприятия, а могут быть и централизованными).

^ Виды процессов

В зависимости от таких характеристик процесса, как устойчивость и повторяемостьони подразделяются на следующие виды:

- постоянные процессы – это процессы, которые выполняются с неизменным порядком действий. Состав операций процесса определен и повторяется из раза в раз одинаково. Время выполнения операций или цикл всего процесса существенно не изменяется. Процессы выполняются циклично;

- непостоянные процессы – это процессы, состав операций которых определен, но последовательность их выполнения может меняться. Время выполнения операций изменяется. Процессы не обладают цикличностью;

- многовариантные процессы – это процессы, которые изменяют состав действий и ход выполнения в зависимости от внешних или внутренних условий работы организации.

Все процессы, которые определены в стандарте ИСО 9001:2008, могут быть отнесены к любому из указанных видов процессов. Однако, как правило, технологические процессы и процессы обеспечения относятся к постоянным процессам. Процессы административного управления в большей степени относятся к непостоянным и многовариантным процессам, процессы контроля анализа и измерений - к постоянным и непостоянным.

Лишь точно построив процессы (и, конечно, устранив выявленные в результате этого мероприятия «нестыковки») мы, во многом, можем достичь одной из главных целей логистики - создания некоего конвейера упорядочивающего всю работу предприятия и добиться существенного улучшения по важнейшим логистическим показателям, характеризующим ее деятельность.

Ориентация предприятий на процессное управление позволяет лучше понять конечные цели и результаты деятельности предприятий, а также роль в этом сотрудников и специалистов. Но самое главное - это понимание, что процессы и их результаты являются реальным связующим звеном с клиентами (потребителями) и их удовлетворенностью. Моделирование и анализ процессов позволяют развивать предприятие, улучшать его эффективность и качество работы.
Контрольные вопросы для самоподготовки:

1 Дайте определение системе менеджмента качества предприятия.

2 Какие Требования международных стандартов ИСО 9001:2008 предьявляются к процессному подходу?

3 В чем заключается методология управления процессами PDCA (цикл Шухарта-Деминга)?

4 Что понимается под процессно-ориентированная моделью управления внешнеэкономической деятельностью предприятия? Из каких групп процессов она состоит?

5 На какие виды подразделяются процессы в зависимости от их устойчивости и повторяемости? В чем их особенности?

6 Какой терминологией необходимо оперировать при обсуждении вопросов, связанных с применением системы менеджмента качества? В чем суть данных понятий?

Похожие:

Внешнеэкономическая деятельность предприятия, как элемент системы управления качеством. План лекции iconРабочая учебная программа дисциплины Внешнеэкономическая деятельность в туризме
«Экономика предприятия» студенты осваивают экономику предприятий в условиях становления рыночных отношений, изучают методы анализа,...
Внешнеэкономическая деятельность предприятия, как элемент системы управления качеством. План лекции iconБизнес-план Пиццерии Содержание Характеристика предприятия и инвестиционного проекта
Охватывают деятельность нашего предприятия и которые являют­ся объектом управления со стороны менеджмента. Данными функ­циональными...
Внешнеэкономическая деятельность предприятия, как элемент системы управления качеством. План лекции iconТема. Организационные основы управления персоналом. Персонал предприятия как объект управления

Внешнеэкономическая деятельность предприятия, как элемент системы управления качеством. План лекции icon1: финансовый менеджмент. Цели и содержание понятие, функции, методы...
Финансовый менеджмент- это система рационального управления процессами финансирования хозяйственной деятельности коммерческой организации....
Внешнеэкономическая деятельность предприятия, как элемент системы управления качеством. План лекции iconЛекция Система управления персоналом организации Вопрос Цели и функции...
В рамках первого подхода все элементы системы управления персоналом условно можно разделить на три блока
Внешнеэкономическая деятельность предприятия, как элемент системы управления качеством. План лекции iconЛекция 14. Тема 14. Внешнеэкономическая политика государств
...
Внешнеэкономическая деятельность предприятия, как элемент системы управления качеством. План лекции icon32. Организация как экономическая система
Организация как деятельность – это то, что противостоит неопределённости, хаосу, который постоянно генерируется как внутри предприятия...
Внешнеэкономическая деятельность предприятия, как элемент системы управления качеством. План лекции iconБизнес-плана Описание предприятия
Бизнес-план является формой представления результатов предварительного технико-экономического обоснования крупных и средних проектов...
Внешнеэкономическая деятельность предприятия, как элемент системы управления качеством. План лекции iconВопросы к экзамену по дисциплине «Основы управления персоналом»
Функционально-целевая модель системы управления организацией и место в ней управления персоналом
Внешнеэкономическая деятельность предприятия, как элемент системы управления качеством. План лекции iconПлан. I. Вступление >II. Становление административно командной системы...
Советами, превращении последних в постоянно работающие совещания ( своего рода малые парламенты), прекращении практики назначенства...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница