Рабочая программа курса «экономическая теория» Для факультета мп москва 2012 Программа курса «Экономическая теория»


Скачать 494.81 Kb.
НазваниеРабочая программа курса «экономическая теория» Для факультета мп москва 2012 Программа курса «Экономическая теория»
страница1/4
Дата публикации08.11.2013
Размер494.81 Kb.
ТипРабочая программа курса
vb2.userdocs.ru > Экономика > Рабочая программа курса
  1   2   3   4
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)

МИД РОССИИ


КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по программному развитию

МГИМО ( У) МИД России

А.В.Худайкулова

«_____» ______________________2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

« ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
Для факультета МП

Москва

2012


Программа курса «Экономическая теория» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму и уровню подготовки бакалавра государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по направлению:


  • 521400 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

  • 021100 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»


Автор программы: проф., к.э.н. Ивашковский С.Н.

доц., к.э.н.Назарова И.Б.

Программа курса утверждена на заседании Кафедры экономической теории .

Факультета международных экономических отношений МГИМО (У) МИД России.


Протокол заседания № _5__ от «_23___» _января_______________ 2012 г.
Подпись зав. кафедрой: _________ /Ивашковский С.Н../
 Ивашковский С.Н., 2012

 МГИМО (У) МИД России, 2012 г

^ Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ


    1. Место курса в образовательной программе.

Курс «Экономическая теория» разработан для студентов 1 и 2 курсов факультета международного права (МП). Курс «Экономической теории» является основой для последующего изучения дисциплин, связанных с национальными и международными аспектами экономико-правовой деятельности.


    1. ^ Цели и задачи курса. Образовательные результаты (знания и компетенции).


Главной целью изучаемой дисциплины является овладение экономическим образом мышления, что предполагает четкое понимание учащимися предмета и метода экономической теории. Студенты должны научиться видеть во всем многообразии хозяйственной жизни основные закономерности экономической деятельности человека и, прежде всего, проблему выбора в условиях ограниченных ресурсов и альтернативных средств достижения поставленных целей. Важнейшей целью обучения является умение различать нормативный и позитивный анализ, способность применять его при изучения поведения экономических агентов как на микро-, так и на макроуровне. Особо важно изучение экономической теории как фундаментальной базы для освоения других экономических дисциплин, таких, как международные экономические отношения, финансы и кредит, бухгалтерский учет, страхование и др.

Задачи дисциплины экономическая теория связаны, прежде всего, с умением применять экономический анализ для исследования конкретных ситуаций как в рамках субъекта микроэкономики, так и в масштабах национальной экономики. Политэкономический аспект изучения экономической теории в современном его понимании предполагает способность учащихся видеть мотивы принятия тех или иных решений государственными органами, экономическую базу различных политических программ и осуществление осознанного выбора в условиях избирательных кампаний на любом уровне. Таким образом, важнейшей задачей изучения экономической теории является формирование субъектов эффективно

В соответствии с назначением основной целью курса является изучение студентами основных проблем экономической теории, формирование у них общенаучных и профессиональных компетенций, определенных профилем бакалаврской подготовки. Целью курса является развитие у студентов знаний, умений и навыков, необходимых при осуществлении научно-исследовательской и экспертной работы, умением анализировать потенциальные или актуальные проблемы экономики и предлагать варианты их решения.
^

Задачи курса «Экономическая теория. Микроэкономика. Макроэкономика»:


 в первом разделе – «Введение в экономическую теорию» - освещается место и роль человека в экономике, дается представление об экономической теории как науке, ее предмете и методе, рассматриваются важнейшие направления и школы экономического анализа;

 во втором разделе – «Микроэкономика» – дается общая характеристика рыночного механизма, рассматриваются принципы потребительского поведения, теории фирмы и организационные формы бизнеса, анализируются проблемы управления конкурентными и монопольными фирмами на товарных и ресурсных рынках;

 во втором разделе – «Макроэкономика» студенты переносят свои знания об экономических законах на микроуровне на уровень государства, знакомятся с основами разработки экономической политики государства, основными ее инструментами, получают целостное представление о роли государства в экономике, исследуют основные макроэкономические показатели для оценки состояния экономики; получают представление о макроэкономическом равновесии, изучают закономерности развития экономики, причины нестабильности и спадов в экономике, мероприятия стимулирующей и сдерживающей кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики на различных этапах экономического цикла, основные принципы международной торговли, выигрыш и потери сторон от государственного регулирования внешнеэкономической деятельностью и многие другие проблемы.

 в четвертом разделе – «Международные аспекты экономической теории» – показано, как посредством международных экономических отношений экономические субъекты повышают эффективность использования ограниченных ресурсов. Рассматриваются причины возникновения внешнеэкономических связей, их современное состояние и формы, а также международные валютные отношения.
1.3 .Образовательные результаты курса.

После изучения курса студенты должны:

  • знать, как работает рынок и как рыночная система наиболее эффективно распределяет ограниченные ресурсы;

  • понимать принципы и мотивы поведения покупателей и фирм на рынке;

  • понимать, почему в отдельные периоды времени в экономике сохраняется низкая занятость ресурсов и высокий темп роста цен;

  • знать, как взаимосвязаны между собой основные макроэкономические переменные;

  • понимать место, роль и границы государства в современной рыночной экономике;

  • иметь представление о денежно-кредитной и налогово-бюджетной политике, используемой государством для стабилизации экономики и поддержания устойчивого хозяйственного роста;

  • знать также следующие графики:

микроэкономика

  • кривую производственных возможностей (КПВ);

  • кривые спроса и предложения, модель рыночного равновесия;

  • равновесия конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах;

  • равновесие абсолютной монополии;

  • равновесие фирмы на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах;

  • равновесия конкурентной и монопольной фирмы на рынке ресурсов;

  • рынка труда;

  • рынка капитала;

  • рынка земельных ресурсов


макроэкономика

- макроэкономического равновесия (AD-AS);

- «кейнсианский крест»;

- кейнсианской модели спроса на деньги;

- инфляции спроса;

- инфляции издержек;

  • кривую Лаффера;

  • кривую Лоренца.

- кривую Филипса

- государственных расходов, налоговых поступлений и дефицита государственного бюджета





^ ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ







Знание и понимание:

В качестве образовательных результатов выступают полученные слушателями знания, умения и навыки, а также сформированные на их базе компетентности.

Слушатели приобретут интеллектуальные умения:

- будут знать ключевые категории по проблемам экономической теории

- научатся понимать тенденции развития проблем современной экономики

- смогут анализировать актуальные проблемы современной экономики

Слушатели получат практические, профессиональные навыки и умения :

- научатся самостоятельно анализировать современные экономические процессы.

^ Образовательные методики (формы проведения занятий)
Лекционные и семинарские занятия, групповые и индивидуальные презентации по темам занятий, доклады.









^ Форма проверки знаний

Контрольные работы (в количестве трех)

Итоговый зачет.




КОМПЕТЕНЦИИ

^ Аналитические компетенции:

Умение превращать информацию в знания, эффективно хранить, применять и делиться полученными званиями.

Умение просчитывать последствия принимаемых решений, вырабатывать рекомендации по снижению потенциальных рисков.

Способность к комплексному и ситуационному анализу экономических, социально-экономических и политических процессов в международной среде.

Способность к системному видению.

Способность к сравнительному анализу и синтезу экономических процессов.

Способность к общению (устному и письменному), умению выносить аргументированные суждения в профессиональной области на основе неполной и противоречивой информации.

Способность к соединению разнодисциплинарных аналитических инструментов в приложении к решению конкретных задач.

Умение строить формализированные и графические модели конкретных ситуаций, видеть причинно-следственные связи.


^ Образовательные методики (формы проведения занятий)
Работа на семинарских занятиях ( выступлении, в том числе выступления с докладами, краткими сообщениями по научной литературе и текущим событиям.

Групповые презентации, с предварительной работой на Интернет-форуме с участием преподавателей.

Предоставление конспектов статей .



^ Форма проверки развития (степени овладения) компетенции

Рецензирование и оценка докладов, групповых и индивидуальных презентаций.

Рецензирование и оценка конспектов статей с помощью Mindmanager

Итоговый зачет.


^ Системные компетенции:

Способность демонстрировать самостоятельное обучение

Владение навыками проведения индивидуальных и коллективных научных исследований

Знание основ экономического поведения

Овладение инструментарием экономического анализа

Умение корректно выбирать, применять, сочетать и модифицировать общенаучные , качественные и количественные методы исследования, исходя из конкретных теоретических и практических задач.

Способность модулировать теоретический язык к языку конкретной ситуации.

Умение использовать на практике

результаты научных исследований.

^ Образовательные методики (формы проведения занятий)

Работа на семинарских занятиях выступления, в том числе выступления с докладами, краткими сообщениями по научной литературе и текущим событиям.

Групповые презентации, с предварительной работой на

Интернет-форуме с участием преподавателей.

Предоставление конспектов статей.




^ Форма проверки развития (степени овладения) компетенции

Рецензирование и оценка докладов, групповых и индивидуальных презентаций.

Рецензирование и оценка конспектов статей с помощью Mindmanager

Итоговый зачет.


^ Коммуникационные компетенции:

Овладение логико-лингвистическими и логико-графическими методиками обработки информации, в т.ч. методом функционального анализа.

Способность к восприятию и документированию мультимедийной информацией в режиме реального времени.

Способность к одинаковому пониманию темы и терминологию, в том числе и на иностранных языках.

Способность представить результаты анализа проблем, изучаемых в рамках модуля, в устной и письменной форме.

^ Образовательные методики (формы проведения занятий)

Работа на семинарских занятиях, выступления, в том числе выступления с докладами, краткими сообщениями по научной литературе и текущим событиям.

Групповые презентации, с предварительной работой на Интернет-форуме с участием преподавателей.

Предоставление конспектов статей



^ Форма проверки развития (степени овладения) компетенции

Рецензирование и оценка групповых и индивидуальных презентаций

Рецензирование и оценка конспектов статей с помощью программы Mindmanagar

Итоговый зачет.



^ 1.3. Критерии оценки знаний и компетенций.

Итоговая оценка по курсу складывается из следующих оценок по разным видам работы студента:


^ Вид работы

Знания и компетенции, проверяемые в процессе выполнения данного вида работы

Доля вида работы в итоговой оценке

Контрольная №1

Знание литературы, в том числе и дополнительной, основных концепций и теоретического материала по курсу

Способность демонстрировать самостоятельное обучение.


10%

Контрольная №2

Знание основной литературы, основных концепций и теоретического материала по курсу.

Способность демонстрировать самостоятельное обучение.

Способность к сравнительному анализу. Способность к решению ситуационных задач.


15%

Контрольная № 3


Знание основополагающей литературы, основных концепций и теоретического материала по курсу.

Способность к сравнительному анализу и синтезу.

Способность демонстрировать самостоятельное обучение.


25%

Работа на семинаре

Формулирование предложений по решению наиболее актуальных проблем экономической теории и экономической политике.

Способность к эффективному поиску информации в интернете, периодической и научной литературе, включая поисковые системы и базы данных.

Способность к сравнительному анализу и синтезу.

Способность к делегированию обязанностей.

Способность управлять разработками, ресурсами и командами в трудовых и учебных контекстах, являющихся непредсказуемыми.

Способность демонстрировать самостоятельное обучение.

Умение применять знания и умение к анализу ситуации.

Умение редактирования материала.

Способность к восприятию и документированию мультимедийной информации на иностранных языках в режиме реального времени.

10%

Ответ на зачете

Знание основного теоретического и практического материала по курсу.

Способность к сравнительному анализу и синтезу.

Умение использовать конкретные знания и умение анализировать ситуацию.

40%

Итого




100%

^ 2.1. РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Организационно-методические данные курса.


Вид работы

Трудоемкость (в акад. часах)

^ Общая трудоемкость

68

Аудиторная работа




Лекции

34

Практические занятия/семинары

34

^ Самостоятельная работа

34

Контрольные работы, ситуационные игры, компьютерное тестирование

6

Курсовые работы




Рефераты




Внеаудиторные самостоятельные работы

6

Самоподготовка (самостоятельное изучение лекционного материала и материала учебников, подготовка к практическим занятиям, текущему контролю и т.д.)

22

^ Виды текущего контроля (перечислить)

Три контрольные работы, проведение презентаций, подготовка конспекта статей, компьютерное тестирование, ситуационные игры, устные опросы на семинаре

^ Вид итогового контроля

Зачет


Семинарские занятия включают тем для обсуждения, связанные с прочитанными лекциями и предусматривают комплексный и всесторонний анализ обсуждаемых в них проблем. Он способствует повышению эффективности самостоятельной работы студентов и укреплению взаимодействия с преподавателем, помогают максимально глубокому усвоению содержания обучения, а также позволяют осуществлять текущий контроль образовательных результатов.
^ 2.2. Тематический план курса.

  1   2   3   4

Похожие:

Рабочая программа курса «экономическая теория» Для факультета мп москва 2012 Программа курса «Экономическая теория» iconПрограмма по теории литературы для студентов V курса заочного отделения...
...
Рабочая программа курса «экономическая теория» Для факультета мп москва 2012 Программа курса «Экономическая теория» icon1. Экономическая теория как наука: ее предмет и метод. Микроэкономика...
Ее задача — анализ фундаментальных проблем, что, как и для кого производить, на общенациональном уровне. Исследования в области микроэкономики...
Рабочая программа курса «экономическая теория» Для факультета мп москва 2012 Программа курса «Экономическая теория» iconРасписание 3-ого курса
Экономическая теория. Национальная экономика, лекция, проф. А. В. Сидорович, ауд. П6
Рабочая программа курса «экономическая теория» Для факультета мп москва 2012 Программа курса «Экономическая теория» iconРабочая программа учебной дисциплины «Экономическая теория»
Министерства образования и науки Российской Федерации от 22. 12 г. №787, требованиями, предъявляемыми к содержанию дисциплины, и...
Рабочая программа курса «экономическая теория» Для факультета мп москва 2012 Программа курса «Экономическая теория» icon1. Предмет и метод экономической теории Методы экономической теории
Современное содержание экономического и социального развития. Экономическая теория и экономическая политика
Рабочая программа курса «экономическая теория» Для факультета мп москва 2012 Программа курса «Экономическая теория» icon«экономическая дипломатия и экономическая безопасность»
Формы овладения студентами названого учебного курса – лекции, семинары и индивидуальные занятия, контрольные работы, подготовка рефератов,...
Рабочая программа курса «экономическая теория» Для факультета мп москва 2012 Программа курса «Экономическая теория» iconРабочая программа для студента по дисциплине «Детские болезни»
Силлабус обсужден на заседании курса нефрологии «08» февраля 2012 г., протокол №8
Рабочая программа курса «экономическая теория» Для факультета мп москва 2012 Программа курса «Экономическая теория» iconСовременная экономическая теория исследует страхование также и с...
В рыночной экономике основным механизмом предотвращения наступления чрезвычайных событий, а следовательно, обеспечения стабильности...
Рабочая программа курса «экономическая теория» Для факультета мп москва 2012 Программа курса «Экономическая теория» iconРабочая учебная программа по экономике 10 класс (базовый уровень) пояснительная записка
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов...
Рабочая программа курса «экономическая теория» Для факультета мп москва 2012 Программа курса «Экономическая теория» iconРабочая программа дисциплины «Теория государства и права»
Целью освоения дисциплины «Теория государства и права» является – дать обучаемым первичное представление об основных категориях государства...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница