Бизнес-планирование Лекции Тема бизнес-план в рыночной системе хозяйствования


НазваниеБизнес-планирование Лекции Тема бизнес-план в рыночной системе хозяйствования
страница1/14
Дата публикации17.06.2013
Размер1.84 Mb.
ТипБизнес-план
vb2.userdocs.ru > Экономика > Бизнес-план
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Бизнес-планирование

Лекции
Тема 1. БИЗНЕС-ПЛАН В РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ


  1. Сущность бизнес-планирования

  2. Бизнес-план как важнейший инструмент современного менеджмента

  3. Бизнес-планирование в общей системе планирования

  4. Требования к бизнес-плану и его структура


1. Сущность бизнес-планирования
Современная экономическая ситуация в Украине диктует пред­приятиям новый подход к внутрифирменному планирова­нию. Процесс вхождения экономики в систему рыночных коммуникаций, деятельность хозяйственных субъектов в условиях конкуренции и в постоянно меняю­щейся конкурентной среде требуют от каждого предприни­мателя, бизнесмена, менеджера постоянного совершен­ствования предпринимательской деятельности. Они вынуж­дены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимае­мых решений. Оптимальным вариантом достижения таких решений в новых экономических условиях хозяйствования является бизнес-план.

Бизнес-план помогает предпринимателям продумывать свою стратегию, соизмерять свой энтузиазм реальностью и осознавать существующие ограничения. Он позволяет из­бежать таких потенциально опасных ошибок, как нехватка капитала для функционирования фирмы, отрицательный баланс движения денежной наличности, неверный подбор персонала, неправильный выбор местонахождения пред­приятия и погоня не за тем рынком, который действитель­но нужен.

Мировая практика показывает, что большинство пред­приятий терпят большие убытки только потому, что не предусмотрели или неправильно спрогнозировали измене­ния внешней среды и не оценили своих возможностей. Бизнес-пла­нирование важно и для того, чтобы убедить партнеров и инвесторов в правильности выбранного пути. Особенно бизнес-план важен в коммерческой деятельности, где требуется предвидение в долгосрочной перспективе, пред­варительные разработки, предшествующие первым шагам предприятия.

Овладение техникой бизнес-планирования становится сегодня актуальной задачей предпринимателей.

Бизнес-планирование – специфический вид плановой деятельности в составе общей функции планирования, удовлетворяющий потребности любого предприятия или организации иметь ясные цели своего развития и программу их достижения в рыночной среде.

Бизнес-планирование – это заблаговременное решение вопросов: что следует сделать? Когда следует сделать? Как следует сделать? Как должен сделать?

Бизнес-планирование в общем преследует следующие пять важных целей: снизить отрицательный эффект неопределенности и внешней среды; сосредоточить внимание на главных задачах; добиться экономического функционирования; способствовать интеграции деятельности различных подразделений в достижении целей предприятия; облегчить контроль за достижением заданий планов.

Результатом бизнес-планирования является бизнес-план, то есть особый документ, отражающий цели и программу деятельности предприятия.

Бизнес-план может разрабатываться как по собственной ини­циативе (для ориентации в мире бизнеса), так и в соответствии с заданием на его составление, выдаваемым заказчиком (клиентом) на основе полученной от последнего исходной информации, а также с учетом осуществляемых разработчиками бизнес-плана маркетинговых исследований.

По согласованию с заказчиком при разработке бизнес-плана могут подготавливаться и рассматриваться альтернативные ва­рианты проектного предложения (два или больше). В этом случае в бизнес-плане приводится сравнительная характеристика вариантов, но окончательное содержание бизнес-плана отражает иные лишь по одному варианту, выбранному на основании анализа для реализации. Выбор окончательного варианта принадлежит заказчику бизнес-плана. Например, при ограниченных возможностях привлечения инвестиций заказчик вправе выбрать для реализации вариант с меньшим размером первоначальных (стартовых) капитальных вложений или отдать предпочтение варианту, обеспечивающему быстрейший ввод объекта в эксплуатацию, на продажу и т. п.

При разработке бизнес-планов подлежат взаимному учету и согласованию интересы и условия заинтересованных сторон: заказчика (клиента) бизнес-плана, являющегося самостоятельным инвестором или использующего привлеченный (путем ак­ционирования, займа, выпуска облигаций и т. п.) капитал; муниципальных органов, определяющих потребности и при­оритеты, например, в развитии промышленного предприятия или в строительстве объектов в соответствии с общей (например, отраслевой) концепцией развития, формирующих проектное задание, рассматривающих заявки и оформляющих соответствующие доку­менты (например, планирующих налоговые поступления в бюджет, участвующих в надзоре за внедрением и т. п.); подрядных фирм, детализирующих концепции бизнес-плана, осуществляющих технические изыскания, проектирование, составление сметной документации, авторский надзор и т. п.; потребителя, использующего продукцию или услуги.


2. Бизнес-план как важнейший инструмент современного менеджмента
Планирование, в целом, является центральной функцией менеджмента, поскольку именно оно устанавливает миссию, цели и программу деятельности предприятия, создавая поле задач для последующей организации и управления деятельностью.

Однако, в настоящее время, при формировании рыночных условий, бизнес-план определяет не только основные параметры системы менеджмента, но и является важнейшим инструментом взаимодействия со средой.

Бизнес-план разрабатывается во всех случаях преобразования предприятия, обновления продукции, выбора и обоснования новой стратегии деятельности, совершения новой крупной сделки, создания нового субъекта бизнеса, освоение новой предпринимательской идеи технического новшества или изменения влияния окружающей среды.

Также бизнес-план разрабатывают для связи с инфраструктурой, предоставляя его банкам и инвесторам для рассмотрения целесообразности кредитов и инвестиций; партнерам и клиентам – для принятия решений о сотрудничестве; общественности – для открытого контроля деятельности фирмы; прессе – для формирования имиджа предприятия либо идеи; органам власти и регулирования – для получения поддержки; собственному коллективу для объединения усилий в достижений поставленных целей.

Таким образом, бизнес-план, становится средством делового общения в современном мире бизнесе, стандартной формой передачи деловой информации.

Бизнес-план – это критическая стартовая точка и базис всей плановой и исполнительской деятельности предприятия. Это наиболее важный источник аккумуляции стратегической информации и способ прямого управленческого воздействия на будущее положение предприятия, описывающий пути достижения прибыльности. Это объективная оценка соб­ственной предпринимательской деятельности предприя­тия, фирмы и в то же время — необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с по­требностями рынка и сложившейся ситуацией. В нем опи­сываются основные аспекты будущего коммерческого пред­приятия, с достаточной полнотой анализируются пробле­мы, с которыми оно столкнется, и самыми современными методами определяются способы решения этих проблем. Следовательно, бизнес-план — одновременно поисковая, научно-исследовательская и проектная работа. Именно бизнес-планирование помогает предприни­мателям реально оценить свои сильные и слабые стороны, рассмотреть возможность альтернативы, предложить своев­ременные меры по предотвращению рисков, что обеспечит успех задуманного дела и поможет обойти конкурентов.

Главная цель бизнес-плана — выработка стратегических решений путем рассмотрения предлагаемого объекта биз­неса с позиций маркетингового синтеза. Другие цели разра­ботки бизнес-плана могут быть различными, например: получение кредитов или привлечение инвестиций; определение степени реальности достижения наме­ченных результатов; доказательство целесообразности реорганизации рабо­ты уже существующей фирмы или создания новой; убеждение сотрудников компании в возможности до­стижения качественных или количественных показа­телей, намеченных в проекте, и другие.

В современной практике бизнес-план выполняет пять функций.

Первая функция связана с возможностью его использо­вания для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жиз­ненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

Вторая функция — планирование. Она позволяет оце­нить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

Третья функция позволяет привлекать извне денежные средства — ссуды, кредиты. В современных условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект. Однако по­лучить кредит непросто не столько из-за высоких процентных ставок, сколько из-за возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых требова­ния банковских гарантий, реального залога и другие. Одна­ко решающим фактором при предоставлении кредита явля­ется наличие тщательно проработанного бизнес-плана.

Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые по­желают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предос­тавлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс разви­тия компании на определенный период времени.

Пятая функция позволяет путем вовлечения всех со­трудников в процесс составления бизнес-плана улучшить информированность всех сотрудников о предстоящих дей­ствиях, скоординировать их усилия, распределить обязан­ности, создать мотивацию достижения цели.

Особая значимость бизнес-плана как инструмента менеджмента подчеркивается при рассмотрении многообразия типов бизнес-планов (в оригинале цитируемого источника* - бизнес-проектов).

Бизнес-проекты классифицируются по следующим основаниям: тип проекта — по основным сферам деятельности, в кото­рых существует проект; класс проекта — по составу, структуре проекта и его пред­метной области; масштаб проекта — по размерам самого проекта, количе­ству участников и степени влияния на окружающий мир; длительность проекта — по продолжительности периода осуществления проекта; сложность проекта — например, по степени финансовой, технической или другой сложности; вид проекта — по характеру предметной области проекта.

^ Тип проекта — технический, организационный, экономиче­ский, социальный, смешанный.

Класс проекта — монопроект (отдельный проект различ­ного типа, вида и масштаба), мультипроект (комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения мно­гопроектного управления), мегапроект (целевые программы разви­тия регионов, отраслей и других образований, включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов).

^ Масштаб проекта — мелкие, средние, крупные, очень крупные проекты. Такое разделение проектов очень условное. Масштабы проектов можно рассматривать в более конкретной форме — межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного предприятия.

^ Длительность проекта — краткосрочные (до 3 лет), сред­несрочные (от 3 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

Сложность проекта — простые, сложные, очень сложные.

^ Вид проекта — инновационный, организационный, научно-исследовательский, учебно-образовательный, смешанный.

Преобладающее большинство бизнес-проектов носит инвести­ционный (затратный) характер. Величина инвестиций, необходи­мых для осуществления бизнес-проекта, зависит от всех перечис­ленных оснований их классификации (прежде всего, от масштаба, длительности и сложности проекта).

К инвестиционным обычно относят проекты, в которых основ­ной задачей является вложение средств в различные виды бизне­са с целью получения прибыли.

Бизнес-планы разрабатываются для инновационных, организа­ционных, экономических, социальных проектов, имеющих свои особенности как по типам проектов, так и по их видам.

^ Инновационные проекты исследования и развития — разработка нового продукта, исследования в области менедж­мента и маркетинга, разработка нового проекта программного обеспечения. Характеризуются следующими особенностями: главная цель проекта четко определена, но отдельные цели должны уточняться по мере достижения частных результатов; срок завершения и продолжительность проекта определены заранее, желательно их точное соблюдение; однако они должны также корректироваться в зависимости от полученных промежу­точных результатов и общего прогресса проекта; планирование расходов на проект часто зависит от выделен­ных ассигнований и меньше — от действительного прогресса про­екта; основные ограничения связаны с лимитированной возмож­ностью использования мощностей (оборудования и специалистов).

^ Организационные проекты — реформирование предпри­ятия, реализация концепции новой системы управления, создание новой организации или проведение международного форума. Они характеризуются следующим: цели проекта заранее определены, однако результаты проек­та количественно и качественно труднее определить, чем в пер­вых двух случаях, так как они связаны, как правило, с организа­ционным улучшением системы; срок и продолжительность проекта задаются предварительно; ресурсы предоставляются по мере возможности; расходы на проект фиксируются и подвергаются контролю на экономичность, но требуют корректировок по мере прогресса проекта.

^ Экономические проекты — приватизация предприятий, создание аудиторской системы, введение новой системы налогов. Они обладают своими особенностями: главные цели предварительно намечаются, но требуют кор­ректировки по мере прогресса проекта; то же самое относится к срокам проекта; ресурсы для проекта предоставляются по мере необходимос­ти в рамках возможного; расходы определяются предварительно, контролируются на экономичность и уточняются по мере прогресса проекта.

Это означает, что экономические результаты должны быть до­стигнуты в фиксированные сроки при установленных расходах, а ресурсы предоставляются по потребности.

^ Социальные проекты — реформирование системы соци­ального обеспечения, здравоохранения, социальная защита необе­спеченных слоев населения, преодоление последствий природных и социальных потрясений. Социальные проекты имеют свою спе­цифику: цели только намечаются и должны корректироваться по ме­ре достижения промежуточных результатов, количественная и ка­чественная их оценка существенно затруднены; сроки и продолжительность проекта зависят от вероятност­ных факторов или только намечаются и впоследствии подлежат уточнению; расходы на проект, как правило, зависят от бюджетных ас­сигнований; ресурсы выделяются по мере потребности в рамках возмож­ного.
3. Бизнес планирование в общей системе планирования
Многообразие планов в зависимости от классификационного признака можно сгруппировать следующим образом:

По уровню управления: корпоративные, отдельного предприятия, подразделения предприятия, проекта, задачи.

По временному признаку: перспективные (до 10-15 лет), среднесрочные (до 5 лет), годовые, оперативные (на квартал, месяц). По типу: операциональные, тактические, стратегические, нормативные (бюджетные).

По временной ориентации в технологии разработки: реактивные, инактивные, преактивные, интерактивные.

По объекту (предметной области): производство, маркетинг, капитальное строительство, материальное снабжение и запасы, кадры, финансы, организация, развитие (совершенствование).

По составу лиц, участвующих в планировании: традиционное, осуществляемое профессиональными плановиками, партисипативное — с вовлечением в процесс планирования всех, кого оно непосредственно затрагивает.

В практике планирования нередко также отмечается особая ориентация во времени. У одних плановиков преобладает ориентация на прошлое — реактивное (reactive), у других на настоящее — инактивное (inactive), у третьих на будущее — упреждение, или преактивизм (preactive). Четвертый вид ориентации—на взаимодействие (интерактивизм — interactive), учитывает прошлое, настоящее и будущее как различные, но неразделимые аспекты планируемого "проблемного массива", он в равной степени сосредоточивается на каждом из них. В его основе лежит убеждение, что, если не учитывать все эти аспекты, развитие будет затруднено.

Планирование упреждающего типа, в процессе которого широко используются модельные расчеты, требует большого объема точной количественной информации, получаемой в основном из внешних, но частично и из внутренних источников самой организации. Для системы планового реагирования необходимо использование оперативной информации, достаточной по объему, полностью репрезентативной, в том числе и из внутренних организационных источников, причем требуются как количественные, так и качественные данные. Для системы активного планового воздействия понятие "качество поступающей информации" во многом неопределенно, зависит от характера конкретных плановых проблем. Требуемая скорость поступления информации обусловлена тем, насколько быстро должны приниматься соответствующие решения, информация должна носить в основном качественный характер и поступать из внешних источников.

Конкретное соотношение традиционного и бизнес-планирования устанавливается руководством предприятия исходя из специфики возникающих задач. По мере повышения объемов деятельности возрастает доля бизнес-планирования, осуществляемая в разнообразных формах как стратегическое, инновационное бизнес-планирование, обоснование сделок, кредитов, инвестиций, привлечение общественного мнения.

Эффективное бизнес-планирование должно опираться на разнообразную и достоверную информацию о состоянии внешней среды, оперативно "улавливать" и предвидеть происходящие в ней изменения. Само состояние внешней среды может квалифицироваться как контролируемое, частично контролируемое или неконтролируемое. В условиях контролируемой внешней среды все проблемы, рассматриваемые в процессе планирования, могут быть четко структурированы по отдельным составляющим, описаны в количественных параметрах, будущее состояние этих проблем может быть определено с высокой степенью точности. Типичным примером таких проблем является регулирование устойчивых связей между поставщиками и потребителями. Предпочтительным типом плановой деятельности для такого состояния внешней среды является упреждающее планирование.

В условиях частично контролируемой внешней среды плановые проблемы, как правило, не поддаются полной структуризации, развитие их непредсказуемо, они в полной мере не описываются количественными параметрами. В числе таких проблем — ориентация на новых потребителей или борьба с новыми конкурентами.

Наконец, в условиях неконтролируемой внешней среды плановые проблемы вообще не структурируются и не поддаются количественной оценке, они описываются большим количеством параметров, связи между которыми крайне сложны.

В условиях частично контролируемой или неконтролируемой внешней среды целесообразно, чтобы планирование строилось по принципу реагирования или активного планового воздействия.

Бизнес-план, как никакой другой из планов фирмы, име­ет внешнюю направленность, превращается в своего рода товар, продажа которого должна принести максимально возможный выигрыш. В отличие от тради­ционного плана экономического и социального развития предприятия бизнес-план учитывает не только внутренние цели предпринимательской организации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу. Поми­мо инвесторов заинтересованными лицами будущего биз­неса являются потенциальные потребители и поставщики фирмы. Кроме того, в бизнес-плане основное внимание со­средоточено на маркетинговых и финансово-экономичес­ких аспектах проблемы достижения успеха. В то время как научно-технические, технологические и социальные сторо­ны представлены менее детально.

Более близок к бизнес-плану такой привычный документ, как технико-экономическое обоснование. Главным отличием ТЭО от бизнес-плана является то, что технико-экономическое обо­снование — это специфический плановый документ для создания и развития промышленных объектов. Поэтому особый акцент в структуре ТЭО сделан на производствен­но-технические аспекты проекта, в то время как коммер­ческие, рыночные проблемы будущего бизнеса остаются почти нераскрытыми. Кроме того, отличие бизнес-плана от ТЭО состоит в его стратегической направленности, предпринимательском характере, гибком сочетании про­изводственного, технического, финансового и рыночного аспектов деятельности на основе внутренних возможнос­тей организации и внешнего окружения. Бизнес-план как форма обоснования предпринимательского проекта постепенно вытесняет ТЭО из сферы плановой деятельно­сти бизнеса.

Бизнес-план является одним из ключевых элементов стратегического планирования. Как и стратегический план организации, охватывает достаточно длительный период, обычно 3—5 лет, иногда больше. Однако между бизнес-пла­ном и стратегическим планом существует ряд различий:

• в отличие от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них — ту, которая связана с создани­ем и развитием определенного нового бизнеса. Биз­нес-план ориентирован только на развитие, в то вре­мя как стратегический план может включать другие типы стратегий организации;

• стратегические планы — это обычно планы с расту­щим горизонтом времени. По мере выполнения оче­редного годичного плана его результат анализируется, что отражается на корректировке или пересмотре стратегического плана. Нередко затем к стратегическо­му плану добавляется очередной годичный период. Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых определенные планом цели и задачи должны быть выполнены (например, должен быть построен завод и достигнуты проектные мощно­сти). Таким образом, бизнес-план по своей форме в отличие от стратегического плана тяготеет к проекту с его конкретной проработкой и определенной самодо­статочностью;

• в бизнес-плане функциональные составляющие (планы производства, маркетинга и другие) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане, являются полноправными, равновесными частями структуры бизнес-плана.

Бизнес-план иногда выступает по отношению как документ, представляющий собой планы разработки и реализации соответствующей части инвестиционного проекта. К началу этапа разработки биз­нес-плана уже проведены все необходимые исследования и научно-технические разработки, предшествующие приня­тию инвестиционного решения. Выполнен большой объем работ, связанный с разработкой концепции и ее структури­зацией, осуществлен предпроектный анализ. Теперь возни­кает необходимость в итоговом, максимально компактном документе, который позволит предпринимателю не только принять обоснованное решение, но и указать, что и когда нужно сделать, чтобы оправдались ожидания относительно эффективности бизнес-проекта. В этих целях составляется бизнес-план, являющийся главным документом для креди­торов и основным инструментом для предпринимателя.

Для краткосрочных, небольших по масштабу или ло­кальных бизнес-проектов, не требующих значительных за­трат и весьма непродолжительных по срокам реализации бизнес-план может заменить инвестиционный проект. В нем совмещаются все этапы и работы, выполняемые в предин-вестиционной фазе делового планирования.

Может также существовать бизнес-план фирмы, вклю­чающий планируемые результаты реализации инвестици­онного проекта, например если инвестиционный проект реализуется на действующем предприятии (расширение производства, модернизация, реконструкция). В этом слу­чае инвестиционный проект может быть включен в бизнес-план предприятия, который регулирует порядок использо­вания свободных средств предприятия и заемных финансо­вых ресурсов в рамках инвестиционного проекта.

Таким образом, инвестиционный проект и бизнес-план могут быть близки по структуре. Структура бизнес-плана схо­жа с инвестиционным проектом, особенно в той его части, где проводится обоснование инвестиционного замысла.

4. Требования к бизнес-плану и его структура

В условиях перехода к рыночной экономике овладение ис­кусством составления бизнес-плана становится крайне ак­туальным. Происходит стандартизация основных требований, предъявляемых к бизнес-планам:

• бизнес-план — это первое, что узнает о фирме потен­циальный инвестор, поэтому необходимо, чтобы оформление бизнес-плана соответствовало имиджу преуспевающей фирмы: оно должно быть привлека­тельным, но неброским;

• степень детализации должна соответствовать целям плана, но не включать ничего лишнего: четкая струк­тура материала и его наглядность, краткость. Зарубеж­ная практика показывает, что оптимальным (стандарт­ным) является объем бизнес-плана 40 страниц. Тем не менее в ряде случаев требуются более детальные биз­нес-планы объемом до 70—80 страниц. Если для обес­печения полноты и конкретности изложения необхо­димого материала в бизнес-плане требуется меньший объем, то число страниц бизнес-плана может быть снижено до 30 и менее страниц;

• в бизнес-план не должна включаться второстепенная и справочная информация. Ее лучше вынести в прило­жения. Как правило, инвесторы запрашивают допол­нительную информацию, и наличие приложений увеличивает гибкость проекта. Объем приложений не ог­раничивается;

• стиль изложения: простота изложения и отсутствие языкового и терминологического барьеров, т. е. дос­тупность в изучении и понимании. Бизнес-план дол­жен быть понятен широкому кругу людей, а не толь­ко специалистам, и не изобиловать техническими подробностями. Он также должен быть убедительным, лаконичным, пробуждать интерес у партнеров. Следу­ет обратить внимание на двойственный характер биз­нес-плана. С одной стороны, это серьезный аналити­ческий документ, а с другой — средство рекламы;

• разумное дозирование при изложении технологии де­лового предложения;

• при составлении бизнес-плана необходимо также помнить, что информация, представленная в нем, должна быть емкой, четкой и в то же время краткой. В связи с этим рекомендуется использование метода свертывания информации: ее классифицируют по оп­ределенным категориям (показателям) и представля­ют в аналитической (табличной) или графической форме. В систематизированном виде, когда возможна сравнительная оценка, цифровые данные восприни­маются намного легче, а значит, и результативнее;

• объективная оценка трудностей, стоящих на пути реа­лизации намеченного в бизнес-плане;

• бизнес-план должен представлять собой честный ана­лиз, основанный на реалистичных предположениях. Предположения и прогнозы должны быть обоснованы и подкреплены ссылками на источники информации, например проведенные исследования рынка (опросы), статистические данные по отрасли, экономичес­кие и демографические исследования, а также заклю­чения лиц, которые будут вести бизнес с данной ком­панией. Немногие инвесторы или кредиторы будут рисковать, основываясь на нереалистичных планах. Бизнес-план показывает инвесторам и кредиторам ка­чество и глубину лидерства компании и отмечает уп­равленческую способность достигать поставленных це­лей;

• точность финансовых расчетов;

• следует обсудить риски компании. Доверие к компа­нии может быть серьезно подорвано, если существую­щие риски и проблемы будут раскрыты не самостоя­тельно, а со стороны;

• не следует делать несущественных или неопределен­ных утверждений. Например, утверждения типа «про­дажи удвоятся в следующем году» или «будет введена продуктовая линия» следует исключить и представить подробные пояснения. Утверждения должны быть оп­ределенными и подкреплены маркетинговой инфор­мацией и другими данными;

• план должен быть исчерпывающим и включать обсуж­дение организационной стратегии достижения преимуществ компании и преодоления потенциальных трудностей;

• многие инвесторы любят читать одно- или двухстра­ничное краткое содержание бизнес-плана (резюме), что позволяет им увидеть важные особенности и пре­имущества проекта. Имеются также четыре жизненно важных блока ключевых вопросов, прорабатываемых в бизнес-плане, которые особенно тщательно оценива­ют инвесторы: управленческий коллектив, текущие и планируемые финансовые показатели, товары и услу­ги, план маркетинга. Необходимо подготовить силь­ную аргументацию в каждом из этих разделов;

• бизнес-план должен быть подготовлен с учетом требо­ваний и стандартов организаций и лиц, которым предполагается представить этот документ;

• бизнес-план должен быть представлен в привлекатель­ной, а не сверхсложной форме и размножен в доста­точном для его рассмотрения количестве экземпляров.

Не существует жестко, регламентированной структуры бизнес-плана. Наиболее употребимы варианты бизнес-плана:

Первый вариант:

1) Резюме.

2) Предприятие.

3) Продукция.

4) Рынок сбыта.

5) Конкуренция.

6) Маркетинг.

7) Производство.

8) Организация, управление, кадры.

9) Финансы.

10) Оценка риска и страхование.

Второй вариант:

1) Концепция бизнеса (резюме).

2) Ситуация в настоящее время

и краткая информация о предприятии.

3) Характеристика объекта бизнеса.

4) Исследование и анализ рынка (рынки и конкуренция или среда для бизнеса).

5) Организационный план, в том числе правовое обеспечение.

6) Персонал и управление.

7) План производства.

8) План маркетинговых действий.

9) Потенциальные риски.

10) Финансовый план и финансовая стратегия.

Третий вариант:

1) Краткое изложение.

2) Анализ рынка.

3) Описание предприятия.

4) Маркетинг и сбыт.

5) Продукты (услуги).

6) Операции (система поставок, поставщики, преимущества производственной системы).

7) Руководство и собственность.

8) Источники и направления финансирования.

9) Финансовый план.

Четвертый вариант:

1) Резюме.

2) Местонахождение фирмы.

3) Цель деятельности (миссия) фирмы.

4) Среда для бизнеса. Отрасль и создаваемая фирма (проект).

5) Описание вида деятельности (бизнеса).

6) Продукция (услуги).

7) Анализ рынка сбыта.

8) Конкуренция и конкурентное преимущество.

9) Организация внешнеэкономической деятельности фирмы.

10) Стратегия плана маркетинга.

11) Прогнозирование продаж.

12) План производства.

13) Организационный план и менеджмент.

14) Оценка риска.

15) Финансовый план.

16) Стратегия финансирования.

Несмотря на довольно значительные внешние отличия различных вариантов структуры бизнес-планов, состав и содержание их основных разделов остается практически не­изменным.

Содержание и порядок подготовки основных разделов бизнес-плана будут подробно рассмотрены в последующих лекциях. Завершается же разработка плана подготовкой резюме, которое может включать следующую информацию:

цели и задачи бизнес-плана;

описание предприятия, его спецификацию и предыдущую историю его развития;

краткие сведения о квалификации управленческого персонала;

преимущества продукции или услуг на рынке и в отрасли;

ресурсы предприятия;

текущие финансовое состояние предприятия;

долгосрочную и краткосрочную стратегии предприятия, возможности роста объемов деятельности и доходов;

потребности в инвестициях на осуществление бизнес-плана, предполагаемые источники финансирования и порядок возврата заемных средств;

описание рисков, которые могут ожидать предприятие;

экономическое обоснование и эффективность бизнес-плана.

Классификация бизнес-планов по объектам бизнеса представлена на рисунке 1.1.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Бизнес-планирование Лекции Тема бизнес-план в рыночной системе хозяйствования iconБизнес-плана Описание предприятия
Бизнес-план является формой представления результатов предварительного технико-экономического обоснования крупных и средних проектов...
Бизнес-планирование Лекции Тема бизнес-план в рыночной системе хозяйствования iconПрограмма конкурса бизнес идей для отбора участников в работе молодежного...
Регистрация участников и гостей Конкурса бизнес-идей, выдача канцтоваров, программы мероприятия и методической литературы: «Бизнес-план...
Бизнес-планирование Лекции Тема бизнес-план в рыночной системе хозяйствования iconИнформационное сообщение Международный бизнес форум Россия-Китай
Организаторы: Российско-китайский бизнес-клуб Российского Союза Молодежи, бизнес парк «Гринвуд»
Бизнес-планирование Лекции Тема бизнес-план в рыночной системе хозяйствования iconБизнес-планирование

Бизнес-планирование Лекции Тема бизнес-план в рыночной системе хозяйствования iconБизнес план хлебопекарни
Несмотря на значительное снижение среднедушевого потребления хлеба в России, этот вкусный продукт, имеющий давние традиции, по-прежнему...
Бизнес-планирование Лекции Тема бизнес-план в рыночной системе хозяйствования iconБизнес-план продовольственного магазина содержание бизнес-плана
Продовольственного магазина” на торговой площади Универсама Компании. Общество в данном проекте будет выступать арендатором торговых...
Бизнес-планирование Лекции Тема бизнес-план в рыночной системе хозяйствования iconAnnotation Бизнес тайная и почти всемогущая международная организация,...

Бизнес-планирование Лекции Тема бизнес-план в рыночной системе хозяйствования iconIi молодёжный бизнес-форум
Приглашаем Вас принять участие в молодёжном бизнес-форуме, который состоится 27 марта 2013 года в Западно-Сибирском инновационном...
Бизнес-планирование Лекции Тема бизнес-план в рыночной системе хозяйствования iconВажная рекомендация от Олега Викторовича!
...
Бизнес-планирование Лекции Тема бизнес-план в рыночной системе хозяйствования iconБизнес-инкубатора
Бийск 659315, Алтайский край, г. Бийск, ул Социалистическая, 98 Муниципальное бюджетное учреждение, Бийский бизнес-инкубатор
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница