Фгбоу впо «ЧелГУ» Костанайский филиал Кафедра экономики утверждено решением Совета филиала


Скачать 465.94 Kb.
НазваниеФгбоу впо «ЧелГУ» Костанайский филиал Кафедра экономики утверждено решением Совета филиала
страница1/3
Дата публикации16.07.2013
Размер465.94 Kb.
ТипРешение
vb2.userdocs.ru > Экономика > Решение
  1   2   3
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

Костанайский филиал


Кафедра экономики

УТВЕРЖДЕНО

решением Совета филиала

Протокол № 1 от «27» 09 2012 г.

Председатель Совета

_________________ Р.А. Тюлегенова

Рабочая учебная программа



Дисциплина Макроэкономика

Шифр, название направления подготовки 080100.62 Экономика

Профиль подготовки Экономика предприятий и организаций

Академическая степень Бакалавр

Форма обучения очная

Всего кредитов 4

Общее количество часов 144

Костанай 2012 г.


Рабочая учебная программа составлена: Т. А. Бизиковой, ст. преподавателем _____________
На основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100.62 Экономика

В соответствии с рабочим учебным планом направления подготовки 080100.62 Экономика, утвержденным «01» 09 2012 г.

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры экономики

Протокол № 1 от «04» 09 2012 г.
Зав. кафедрой __________________ А.А.Маланьина

Рабочая учебная программа рассмотрена Учебно-методическим советом КФ ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»
Протокол № 1 от «20» 09 2012 г.
Председатель УМС __________________ Н.А. Нализко

^ 1. Общие сведения
1.1 Выписка из учебного плана по дисциплине


Направление

подготовки (шифр,

наименование)

Индекс

Форма обучения

Курс

Семестр

Модуль

Кол-во кредитов

Распределение

аудиторных

часов

СРС

Форма контроля

Лекц.

Практ.

Лаб.

080100 .62 Экономика

Б3. Б.2

очная

1


2


3

4


18


36


-


90

Экзамен


Всего



















18

36

-

90





^ 1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП

1.2.1 Пререквизиты:

Дисциплина рассчитана на студентов первых курсов направления подготовки 080100.62 Экономика. Ее изучение опирается на знания, полученные студентами в ходе изучения дисциплин «Линейная алгебра» и «Микроэкономика».
1.2.2 Постреквизиты:

Данная дисциплина является необходимой основой для углубленного изучения экономических дисциплин, таких как «Налоги и налогообложение», «Статистика», «Финансы», «Мировая экономика и международные экономические отношения» и др.
^ 1.3 Характеристика дисциплины
1.3.1 Назначение дисциплины:

данная дисциплина формирует комплексное представление об экономике как едином целом, дает знания об общем объеме и росте выпуска товаров и услуг, темпе инфляции и уровне безработицы, обменных курсах валют и состоянии платежного баланса; знакомит с основными понятиями, категориями, закономерностями, характеризующими экономическое развитие, методологией изучения экономических явлений. Содержание дисциплины нацелено на изучение основных проблем макроэкономической теории и политики и наиболее важных макроэкономических моделей.
^ 1.3.2 Цели дисциплины: формирование комплексного представления об экономике как едином целом, раскрытие закономерностей, характеризующих экономическое развитие.
^ 1.3.3 Задачи дисциплины:

  • сформировать у студентов комплексное представление об экономике как едином целом;

  • познакомить с основными понятиями, категориями, закономерностями, характеризующими экономическое развитие;

  • вооружить студентов методологией изучения экономических явлений.

  • показать студентам способы, методы анализа макроэкономических проблем;

  • научить анализировать и прогнозировать будущие экономические события;

  • способствовать формированию у студентов рыночного типа мышления и поведения.

^ 1.3.4 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • основные макроэкономические категории;

  • закономерности функционирования национальной экономики;

  • основы мировой экономики.


Уметь:

  • анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макроуровне;

  • выявлять проблемы макроэкономического характера и предлагать способы их решения;

  • рассчитывать некоторые макроэкономические показатели;

  • использовать источники экономической информации;

  • анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;

  • осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;

  • осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы;

  • прогнозировать поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на макроуровне;

  • представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, статьи.

Владеть:

  • методологией экономического исследования;

  • методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей;

  • навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.


Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ООП ВПО по направлению подготовки «080100 Экономика»:

а) общекультурных (ОК)

  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

  • способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

  • готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

  • способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

  • осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

  • владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13).

б) профессиональных (ПК)

  • способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

  • способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

  • способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

  • способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

  • способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10).


^ 1.3.5 Образовательные технологии

При реализации различных видов учебной работы используются следующие виды образовательных технологий:

  • технология поддерживающего обучения подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я. Коменским;

  • технологии на основе активизации и интенсификации деятельности студентов направленные на максимальную реализацию возможностей личности;

  • технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса, подразумевающие высокий уровень мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений, результативности и соответствия социальным нормам.

^ 2. Тематический план дисциплины


№ п/п

Наименование темы

Количество часов

ЛЗ

ПЗ

ЛР

СРС



Введение в макроэкономику

2

2

-

0,5



Основные макроэкономические показатели. Индексы цен

2

6

-

2,5



Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица, инфляция

2

6

-

7



Совокупный спрос и совокупное предложение

2

2

-

0,5



Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Кейнсианская модель доходов и расходов

2

2

-

7



Бюджетно-налоговая политика

2

2

-

7



Денежный рынок

2

2

-

6



Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS-LM

2

2

-

0,5



Экономический рост

2

2

-

4



Сущность, основные черты и структура мирового хозяйства

-

2

-

9



Теория международной торговли

-

2

-

9



Торговая политика

-

2

-

9



Платежный баланс

-

2

-

9



Валютный курс

-

2

-

9



Курсовая работа

-

-

-

10

Всего:




18

36

-

90


^ 3. Программа дисциплины
3.1 Темы лекционных занятий


№ учебной

недели

Тема ЛЗ

Содержание ЛЗ

Кол-во

часов

Кол-во

баллов

Образовательная технология, метод

Блок 1

23

Тема 1. Введение в макроэкономику


  1. Макроэкономика как составная часть экономической теории

  2. Макроэкономические модели. Экзогенные и эндогенные переменные. Запасы и потоки

  3. Модель круговых потоков. «Утечки» и «инъекции». Общие условия макроэкономического равновесия

2

2

технология поддерживающего обучения,

объяснительно-иллюстративный метод (лекция-визуализация)

24

Тема 2. Основные макроэкономические показатели. Индексы цен

  1. Валовой продукт и его формы в системе национальных счетов

  2. ВВП и другие показатели дохода и продукта

  3. Основные макроэкономические тождества

  4. Номинальные и реальные показатели. Индексы цен

2

2

технология поддерживающего обучения,

объяснительно-иллюстративный метод (лекция-визуализация)

25

Тема 3. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица, инфляция

  • Экономический цикл и динамика основных макроэкономических показателей. Потенциальный ВВП

  • Формы безработицы и ее естественный уровень. Закон Оукена

  • Уровень инфляции. Инфляция спроса и инфляция издержек. Ожидаемая и неожиданная инфляция

2

2

технология поддерживающего обучения,

объяснительно-иллюстративный метод (лекция-визуализация)

26

Тема 4. Совокупный спрос и совокупное предложение

  1. Совокупный спрос и факторы его определяющие

  2. Совокупное предложение: классическая и кейнсианская модели

  3. Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. Переход от краткосрочного к долгосрочному равновесию

2

2

технология поддерживающего обучения,

объяснительно-иллюстративный метод (лекция-визуализация)

27

Тема 5. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Кейнсианская модель доходов и расходов

  1. Равновесие совокупного спроса и предложения и полная занятость ресурсов. Компоненты совокупного спроса и уровень планируемых расходов. Потребление и сбережения. Инвестиции

  2. Фактические и планируемые расходы. Крест Кейнса. Механизм достижения равновесного объема производства

  3. Колебания равновесного уровня выпуска вокруг экономического потенциала. Мультипликатор автономных расходов

2

2

технология поддерживающего обучения,

объяснительно-иллюстративный метод (лекция-визуализация)

Блок 2

28

Тема 6. Бюджетно-налоговая политика


  • Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики и ее инструменты. Мультипликатор государственных расходов

  • Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета

  • Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы

  • Бюджетный дефицит и бюджетный излишек. Способы финансирования бюджетного дефицита. Сеньораж. Эффект Оливера-Танзи

2

2

технология поддерживающего обучения,

объяснительно-иллюстративный метод (лекция-визуализация)

29

Тема 7. Денежный рынок


  1. Классическая и кейнсианская теории спроса на деньги

  2. Модель предложения денег. Кредитная мультипликация. Банковский (депозитный) мультипликатор

  3. Денежная база и денежный мультипликатор. Коэффициент депонирования и норма резервирования. Инструменты денежной политики

  4. Равновесие на денежном рынке.

  5. Цели и инструменты кредитно-денежной политики

  6. Передаточный механизм кредитно-денежной политики

2

2

технология поддерживающего обучения,

объяснительно-иллюстративный метод (лекция-визуализация)

30

Тема 8. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS-LM

  • Модель IS-LM. Графический вывод кривой IS с использованием функций сбережений и инвестиций

  • Модель IS-LM. Графический вывод кривой IS из креста Кейнса

  • Кривая LM. Графический вывод кривой LM

2

2

технология поддерживающего обучения,

объяснительно-иллюстративный метод (лекция-визуализация)

31

Тема 9. Экономический рост

  1. Экономический рост: понятие и факторы

  2. Кейнсианские модели экономического роста

2

2

технология поддерживающего обучения,

объяснительно-иллюстративный метод (проблемная лекция)

Итого

18

18





^ 3.2 Темы практических занятий



№ учебной

недели

Тема ПЗ

Содержание ПЗ

Кол-во

часов

Кол-во баллов

Образовательная технология, метод

Блок 1

23

Тема 1. Введение в макроэкономику

  1. Макроэкономика как составная часть экономической теории

  2. Макроэкономические модели. Экзогенные и эндогенные переменные. Запасы и потоки

  3. Модель круговых потоков. «Утечки» и «инъекции». Общие условия макроэкономического равновесия

  4. Контрольное тестирование.

2

1,5

технология на основе активизации и интенсификации деятельности студентов, развитие критического мышления, учебная конференция

23,24

Тема 2. Основные макроэкономические показатели. Индексы цен

  1. Валовой продукт и его формы в системе национальных счетов

  2. ВВП и другие показатели дохода и продукта

  3. Основные макроэкономические тождества

  4. Номинальные и реальные показатели. Индексы цен

  5. Решение задач на нахождение величины показателей ВВП, располагаемого дохода, индексов Ласпейреса, Пааше, Фишера

  6. Контрольное тестирование

6

4,5

технология на основе активизации и интенсификации деятельности студентов, развитие критического мышления , работа в малых группах

25,26

Тема 3. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица, инфляция

  1. Экономический цикл и динамика основных макроэкономических показателей. Потенциальный ВВП

  2. Формы безработицы и ее естественный уровень. Закон Оукена

  3. Уровень инфляции. Инфляция спроса и инфляция издержек. Ожидаемая и неожиданная инфляция

  4. Решение задач с использованием закона Оукена

  5. Контрольное тестирование

6

4,5

технология на основе активизации и интенсификации деятельности студентов, развитие критического мышления , мозговая атака

упражнения разных типов

работа в малых группах

26

Тема 4. Совокупный спрос и совокупное предложение

  1. Совокупный спрос и факторы его определяющие

  2. Совокупное предложение: классическая и кейнсианская модели

  3. Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. Переход от краткосрочного к долгосрочному равновесию

  4. Решение задач

  5. Контрольное тестирование

2

1,5

технология на основе активизации и интенсификации деятельности студентов, развитие критического мышления , работа в малых группах

27

Тема 5. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Кейнсианская модель доходов и расходов

  1. Равновесие совокупного спроса и предложения и полная занятость ресурсов. Компоненты совокупного спроса и уровень планируемых расходов. Потребление и сбережения. Инвестиции

  2. Фактические и планируемые расходы. Крест Кейнса. Механизм достижения равновесного объема производства

  3. Колебания равновесного уровня выпуска вокруг экономического потенциала. Мультипликатор автономных расходов

  4. Решение задач с использование функции потребления и сбережения

  5. Контрольное тестирование

2

1,5

технология на основе активизации и интенсификации деятельности студентов, развитие критического мышления , работа в малых группах

27

Тема 6. Бюджетно-налоговая политика


  1. Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики и ее инструменты. Мультипликатор государственных расходов

  2. Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета

  3. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы

  4. Бюджетный дефицит и бюджетный излишек. Способы финансирования бюджетного дефицита. Сеньораж. Эффект Оливера-Танзи

  5. Решение задач

  6. Контрольное тестирование

2

1,5

технология на основе активизации и интенсификации деятельности студентов, развитие критического мышления , работа в малых группах

27




Рубежный контроль 1




10




Блок 2

28

Тема 7. Денежный рынок


  1. Классическая и кейнсианская теории спроса на деньги

  2. Модель предложения денег. Кредитная мультипликация. Банковский (депозитный) мультипликатор

  3. Денежная база и денежный мультипликатор. Коэффициент депонирования и норма резервирования. Инструменты денежной политики

  4. Равновесие на денежном рынке.

  5. Цели и инструменты кредитно-денежной политики

  6. Передаточный механизм кредитно-денежной политики

  7. Решение задач с использование формулы денежного мультипликатора

  8. Контрольное тестирование.

2

1,5

технология на основе активизации и интенсификации деятельности студентов, развитие критического мышления , работа в малых группах

28

Тема 8. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS-LM

  1. Модель IS-LM. Графический вывод кривой IS с использованием функций сбережений и инвестиций

  2. Модель IS-LM. Графический вывод кривой IS из креста Кейнса

  3. Кривая LM. Графический вывод кривой LM

  4. Решение задач с использование кривых IS-LM

  5. Контрольное тестирование

2

1,5

технология на основе активизации и интенсификации деятельности студентов, развитие критического мышления , работа в малых группах

29

Тема 9. Экономический рост

  1. Экономический рост: понятие и факторы

  2. Кейнсианские модели экономического роста

  3. Решение задач

  4. Контрольное тестирование.

2

1,5

технология на основе активизации и интенсификации деятельности студентов, развитие критического мышления , работа в малых группах

29

Тема 10. Сущность, основные черты и структура мирового хозяйства

  1. Сущность и структура всемирного хозяйства, его единство и противоречия.

  2. Общемировой характер современных производительных сил и экономического прогресса.

  3. Мировой рынок и эффективность разделения труда

  4. Экономические аспекты глобальных проблем современности

  5. Контрольное тестирование

2

1,5

технология на основе эффективности управления и организации учебного процесса,

учебная конференция работа в малых группах

30

Тема 11. Теория международной торговли

  1. Необходимость внешней торговли. Теория сравнительного преимущества Д. Риккардо.

  2. Теория внешней торговли Хекшера –Олина, возможности ее применения.

  3. Спрос и предложение на мировом рынке, равновесный уровень цен. Выигрыш от внешней торговли

  4. Контрольное тестирование.

2

1,5

технология на основе эффективности управления и организации учебного процесса,

учебная конференция работа в малых группах

30

Тема 12. Торговая политика


  1. Торговая политика. Тариф на импорт и механизм его действия. Последствия введения тарифов.

  2. Экспортные субсидии, демпинг и антидемпинговые меры в торговой политике.

  3. Нетарифные ограничения в международной торговле

  4. Решение задач

  5. Контрольное тестирование

2

1,5

технология на основе эффективности управления и организации учебного процесса,

учебная конференция работа в малых группах

31

Тема 13. Платежный баланс

  1. Макроэкономическое значение, основные статьи и структура платежного баланса. Торговый баланс, баланс текущих операций и баланс движения капитала

  2. Взаимосвязь счетов платежного баланса. Колебания валютного курса как инструмент автоматического урегулирования платежного баланса

  3. Решение задач

  4. Контрольное тестирование

2

1,5

технология на основе эффективности управления и организации учебного процесса,

учебная конференция работа в малых группах

31

Тема 14. Валютный курс

  1. Валютный рынок. Системы гибких и фиксированных валютных курсов.

  2. Соотношение номинального и реального валютного курса в краткосрочной и долгосрочной перспективе

2

1,5

технология на основе эффективности управления и организации учебного процесса,

учебная конференция работа в малых группах

31




Рубежный контроль 2










Итого

36

47



  1   2   3

Похожие:

Фгбоу впо «ЧелГУ» Костанайский филиал Кафедра экономики утверждено решением Совета филиала iconФгбоу впо «ЧелГУ» Костанайский филиал Кафедра экономики утверждено решением Совета филиала
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Фгбоу впо «ЧелГУ» Костанайский филиал Кафедра экономики утверждено решением Совета филиала iconФгбоу впо «ЧелГУ» Костанайский филиал Кафедра экономики утверждено решением Совета филиала
На основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки...
Фгбоу впо «ЧелГУ» Костанайский филиал Кафедра экономики утверждено решением Совета филиала iconФгбоу впо «ЧелГУ» Костанайский филиал Кафедра экономики утверждено заседанием кафедры экономики
Агрегирование представляет собой объединение отдельных элементов в одно целое, в агрегат, в совокупность
Фгбоу впо «ЧелГУ» Костанайский филиал Кафедра экономики утверждено решением Совета филиала iconФгбоу впо «ЧелГУ» Костанайский филиал Кафедра экономики утверждено заседанием кафедры экономики
Список рекомендуемой литературы по дисциплине обсужден на заседании методической комиссии кафедры экономики
Фгбоу впо «ЧелГУ» Костанайский филиал Кафедра экономики утверждено решением Совета филиала iconФгбоу впо «ЧелГУ» Костанайский филиал Кафедра социально-гуманитарных...
Крамаренко М. Н., кандидатом с/х наук, ст преподавателем кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Фгбоу впо «ЧелГУ» Костанайский филиал Кафедра экономики утверждено решением Совета филиала iconПоложение о проведении конкурса творческих проектов школьников среди учащихся 10- 11 классов
Фгбоу впо стерлитамакский филиал БашГУ, естественнонаучный факультет, кафедра технологии
Фгбоу впо «ЧелГУ» Костанайский филиал Кафедра экономики утверждено решением Совета филиала iconФгбоу впо «Байкальский государственный университет экономики и права»...
Байкальский государственный университет экономики и права приглашает Вас принять участие в конкурсе студенческих исследовательских...
Фгбоу впо «ЧелГУ» Костанайский филиал Кафедра экономики утверждено решением Совета филиала iconЧоу впо «Южно-Уральский институт управления и экономики фгбоу впо...
Челябинской области, совместно с фгбоу впо «Уральская государственная академия ветеринарной медицины» приглашают студентов и магистрантов...
Фгбоу впо «ЧелГУ» Костанайский филиал Кафедра экономики утверждено решением Совета филиала icon«молодёжь в современном мире: гражданский, творческий и инновационный...
Старооскольский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования...
Фгбоу впо «ЧелГУ» Костанайский филиал Кафедра экономики утверждено решением Совета филиала iconИнформационное письмо №2
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница