Пояснительная записка Производственная практика по специализации «Ботаника»


Скачать 210.58 Kb.
НазваниеПояснительная записка Производственная практика по специализации «Ботаника»
Дата публикации23.06.2013
Размер210.58 Kb.
ТипПояснительная записка
vb2.userdocs.ru > Биология > Пояснительная записка
Пояснительная записка

Производственная практика по специализации «Ботаника» является частью общего процесса подготовки специалистов и направлена на закрепление знаний, полученных в процессе обучения, овладение производственными навыками.

Производственная практика по специализации на 4 курсе является средством углубления и закрепления теоретических знаний, полученных при изучении таких общих и специальных дисциплин как ботаника, систематика растений, физиология растений, методика преподавания биологии, методика опытнической работы, декоративное садоводство и цветоводство, выработки практических навыков по определению видов растений, технологиям проведения научно-исследовательских работ полученных на лабораторных занятиях по соответствующим дисциплинам, на практических и полевых занятиях по методике опытного дела.

Целью производственной практики по специализации является закрепление и углубление теоретических знаний у студентов-биологов; применение этих знаний для решения конкретных производственных задач; развитие навыков самостоятельной работы; ознакомление с естественной растительностью пригорода г. Гомеля, гербаризация растений; овладение практическими навыками ухода за декоративными растениями на территории университета; изучение биологических особенностей тропических и субтропических растений в условиях оранжереи парка; изучение структуры и планировки школьных учебно-опытных участков; приобретение навыков проведения и организации самостоятельной работы в области полевых стационарных и лабораторных исследований; проведение исследовательской работы по темам дипломных работ. Студенты осваивает методы проведения работы в области избранной специализации и обработке полученных материалов.

Производственная практика по специализации «Ботаника» проводится на базе лабораторий агроэкологии, массовых анализов РНИУП «Институт радиологии», Института радиобиологии НАН РБ, контрольно-токсикологической лаборатории УО «Гомельская областная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений», опытного поля и оранжереи УО Гомельский областной эколого-биологический центр, а также на объектах Государственного историко-культурного учреждения "Гомельский дворцово-парковый ансамбль».

Для проведения исследовательских работ студентов делят на группы с учетом их индивидуальных заданий.

Выезды на полевые работы для сбора информации по темам дипломных работ осуществляются в соответствии с календарным планом практики под руководством преподавателя.

Выезды на полевые работы для сбора информации по темам дипломных работ осуществляются в соответствии с календарным планом практики под руководством преподавателя.

^ Основными задачами практики являются:

  • повышение уровня профессиональной подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики молодого специалиста;

  • овладение навыками проведения самостоятельной работы в области полевых и лабораторных исследований;

  • фундаментальное овладение разносторонними методами полевых и стационарных исследований по специализации;

  • изучение оборудования, аппаратуры, приборов и инструментов, использующегося при постановке научного эксперимента;

  • выработка навыков статистической обработки интерпретации полученных в ходе работы результатов и материалов и оформление итогов проделанной работы в форме отчёта;

  • сбор фактического материала по индивидуальным работам студентов;

  • совершенствование навыков работы с научной литературой.

В течение практики студенты:

  1. Приобретают навыки отбора сопряженных почвенно-растительных проб почв для дальнейшего исследования.

  2. Осваивают методики подготовки проб почвы и растений к анализу.

  3. Приобретают умения и навыки работы с оборудованием, навыки работы на приборах.

  4. Проводят комплекс биометрических измерений в полевых условиях в соответствии с существующими методиками.

  5. Проводят статистическую обработку полученных результатов с применением табличного редактора EXCEL и пакета статистического анализа STATISTICA.

  6. Изучают литературу по вопросам дипломных работ.

  7. Оформляют отчеты о проделанной работе.

Исследования проводятся на территории города и в его окрестностях. Анализ проб проводится на базе лабораторий кафедры ботаники.
Во время практики студент обязан вести дневник, в который заносятся сведения о выполнении намеченного плана работ, характер и объём выполненной работы и др.



  1. ^ Содержание практики

Во время прохождения практики студенты работают по календарному плану-графику, собирают материал для выполнения дипломной работы.

Отобранные образцы анализируют в соответствии с общепринятыми методами. На основании полученных экспериментальных данных студенты проводят математическую обработку полученных результатов, сопоставляют собственные данные с литературными, оформляют результаты работы в графическом, картографическом, табличном видах.

Студенты продолжают во время практики глубокое изучение литературы по тематике дипломной работы, описывают объект и методы исследования, продолжают накапливать материал для литературного обзора.

Во время прохождения практики студенты собирают первичный материал для выполнения индивидуальных заданий. Таким первичным материалом являются пробы почв, образцы растительности, информация, содержащая результаты проведенных исследований, список изученных литературных источников по вопросу дипломного проекта.

Студенты ведут работы в следующих направлениях:

  1. Знакомство студентов с задачами практики, программой и методикой выполнения основных этапов практики, объемом работ, формой отчетности, основными требованиями техники безопасности.

  2. Ознакомление с экологическим состоянием почв и водного бассейна в условиях радиоактивного загрязнения территории
    (г. Гомель и пригород).

3.Ознакомление с материальной базой и направлением научно-исследовательских работ лабораторий РНИУП «Институт радиологии», Института радиобиологии НАН РБ, контрольно-токсикологической лаборатории УО «Гомельская областная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» объектами УО Гомельский областной эколого-биологический центр, Государственного историко-культурного учреждения "Гомельский дворцово-парковый ансамбль».

  • 4.Изучение научной литературы по тематике дипломных работ

  • 5.Ознакомления с методами крупномасштабного картирования почв, методиками отбора проб почвы, растений и первичной подготовкой их к анализу.

  • 6. Освоение важнейших методик полевых исследований (выделение элементов рельефа речной долины, определение координат на местности, определение проективного покрытия растительности, биологического урожая, описание почвенного покрова, определение морфологических показателей почвы).

  • 7.Ознакомление с алгоритмами и формализацией методических разработок.

  • 8.Анализ почвенного и растительного материала на содержание радионуклидов.

  • 9.Проведение статистической обработки результатов исследований.

  • 10.Визуализация результатов исследований с использованием стандартных прикладных программ.

  • 11. Написание отчёта, в котором отражается список изученной литературы, полученные в течение практики данные, математическая обработка, выводы по работе.

^ Организация практики и необходимое оборудование

Перед началом практики студенты проходят инструктаж по технике безопасности, при этом оформляется соответствующая документация.

Перед началом практики студенты получают программу практики. В период прохождения практики студенты ежедневно заполняют полевой или лабораторный журнал, в который заносятся содержание работы и полученные сведения.

Необходимое оборудование для студентов специализации «Ботаника»:

1.определитель растений;

2.тетрадь-дневник;

3.ботаническую папку;

4.пресс – сетку;

5.копалку для извлечения подземных органов растений из почвы;

6.газетную бумагу;

7.бумагу для монтировки гербария;

8.«рубашки» в необходимом количестве;

9.небольшой блокнот для черновых этикеток и готовые бланки этикеток;

10.карманную лупу;

11.линейку сантиметровую для измерения высоты травянистых растений;

12.простые карандаши (М, 2М, ТМ) и цветные;

13.пинцет;

14.ластик;

15.клей ПВА;

16.катушечные нитки № 10;

17.принадлежности необходимые для сбора материала по дипломной работе;

18.препаровальные иглы;

19.чашки Петри;

20.микроскоп МБС – 1;

21.гамма-спектрометр;

22.различные типы дозиметров;

23.компьютерная техника;

24.навигатор GPS Garmin 72;

25.фотоаппарат.



Научно-исследовательская работа студентов

Индивидуальные задания по дипломной работе согласованы с интересами и способностями студента, а также с научной тематикой кафедры и содержат элементы научно–исследовательской работы.

Индивидуальные задания студентов представляют собой задания по выполнению дипломных работ, оформленные в соответствии с Положением о дипломных работах. В ходе преддипломной практики студенты, выполняя индивидуальные задания, приобретают навыки научно-исследовательской работы. Студенты должны самостоятельно, после консультации с преподавателем, собрать и обработать оригинальную научную литературу по теме дипломной работы. Необходимо освоить методики выполнения исследования, собрать экспериментальный материал по заданной теме, обработать его статистически, проанализировать полученные данные, сопоставить их с литературными, сделать выводы и оформить работу в виде отчета.

^ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Структура отчета по индивидуальному заданию

По окончанию практики студент составляет отчёт о проделанной работе, который включает характеристику объекта и методов исследования, объём выполненной работы, предварительные результаты работы и список изученной литературы о характеристике природных условий района исследований, методов полевых исследований, особенностей анализируемых образцов

Подведение итогов практики проходит в лабораториях кафедры ботаники в форме дифференцированного зачета.

Основные виды отчетности студентов по итогам практики (представляются руководителю практики в день проведения зачета по практике):

  1. Дневник практики.

  2. Альбом зарисовок.

  3. Отчет о выполненной в период практики работе.

  4. Гербарий

  5. Систематический список растений собранного гербария.

  6. Материал по дипломной работе:

  • аналитический обзор литературы по теме дипломной работы;

  • результаты проведенных за период практики исследований;

  • отзыв научного руководителя о качестве собранного материала.


Дифференцированный зачет по практике выставляется как средний балл по итогам оценки следующих видов работы студентов:

1.Теоретический зачет по изученной флоре района практики (дикорастущие и декоративные растения). Знание студентом 150 видов растений изученной флоры на русском и латинском языках и их таксономической принадлежности.

2. Уровень выполнения исследовательского этапа дипломной работы с использованием следующих критериев:

  • количество и качество собранного материала;

  • степень проработки литературы;

  • анализ собранного материала;

  • оформление работы и графического материала к ней;

  • качество доклада и ответов на вопросы,

  • отзыв научного руководителя.

3.Оформление отчетной документации по практике.

4.Поведение студента в период практики и соблюдение им правил техники безопасности.

Список направлений индивидуальных исследовательских работ

По специализации Ботаника:

1. Влияние интенсивности использования травостоя пойменного луга на продуктивность и видовой состав.

2.Влияние ландшафтно-экологических особенностей на продуктивность и агроботанический состава травостоя пойменного луга р. Сож

  • 3. Влияние продуктивной кустистости на структуру урожая зерновых культур».

4.Накопление радионуклидов полевыми культурами экспериментально возделываемых на землях, выведенных из оборота в результате аварии на ЧАЭС

5. Тест-методы для оценки эффективности использования удобрений

6. Формирование дозовых нагрузок на жителей от естественных и техногенных радионуклидов

7. Растительность промышленной зоны городской агломерации

8. Эффективность применения контрмер по снижению дозовых нагрузок на население

9.Влияние ландшафтно-экологических особенностей на распределение 137Cs в почвенно-растительном покрове р.Сож».

10. Оценка уровней радиоактивного загрязнения некоторыми видами съедобных грибов».
Литература

Основная

По специализации Ботаника:

1. Годес Е.Н., Король О.Н., Федина М.Ф. и др. Руководство к летней комплексной полевой практике по методике преподавания биологии, основам сельского хозяйства и физиологии растений (методическое пособие). - Мн, 1986. - 96 с.

2. Определитель растений Белоруссии / Под общей редакцией чл.-кор. АН СССР Б.К. Шишкина. - Мн., 1967. - 871 с.

3. Определитель высших растений Беларуси / Под ред. В.И. Парфенова. -Мн., 1999.-437 с.

4. Сапегин Л.М. Баташка. Систэматыка вышейшых раслiн. - Мн., 1998. -248 с.

5. Маевский П.Ф. Флора средней полосы европейской части СССР. - Л., 1964.-356 с.

Дополнительная

По специализации Ботаника:
1.Смирнов К.С. Опытнические работы школьников с полевыми, овощными и плодово-ягодными культурами. Пособие для студентов-заочников фак. естествознания пед. Институтов. М.: Просвещение, 1968.

2.В помощь заведующим учебно-опытными участками. Республиканская станция юных натуралистов. Минск, Ураджай, 1990 г.

3.Папорков М.А., Клинковская Н.И., Милованова Е.С. Учебно-опытная работа на пришкольном участке. М., Просвещение, 1960/1974.

4.Щукин С.В. Опытническая работа учащихся на учебно-опытном участке /Пособие для учителей/. М., Просвещение, 1971.

5.Доспехов В.А. Методика полевого опыта. М., "Колос", 1979/1985.

6. Ботаника : Морфология и анатомия растений / А. Е. Васильев [и др.]. – М.: Просвещение, 1988. – 480 с.

7.Тимофеев, С.Ф. Лашкевич Н.В. Растениеводство. Практическое пособие. Гомель. УО ГГУ им.Ф.Скорины. 2009.

8.Растениеводство. Учебник для вузов.Посыпанов Г.С. и др. М.:КолосС.2007.-612 с.

9.Организационно-технологические нормативы возделывания сельскохозяйственных культур:Сборник отраслевых регламентов.-Минск:Институт аграрной экономики НАН Беларуси, 2005.-460 с.

10. Основы научных исследований в агрономии /В.Ф. Моисейченко и др.- М.: Колос, 1996. – 336 с.


Календарно-тематический план прохождения практики

для специализации: 1-31 01 01 02 02 Ботаника


№ п/п

Наименование мероприятия

Кол-во дней

Сроки проведе-ния

Место проведения

Ответствен- ный за проведение

1

2

3

4

5

6

1

Вводная беседа о целях, задачах, программе практики. Вопросы о применении оборудования. Отчетность. Составление календарного плана выполнения индивидуального задания. Решение организационных вопросов. Инструктаж по технике безопасности.


1

1-й день практики

Лаборатории

кафедры ботаники

Зав. кафедрой, доцент

Н.М. Дайнеко.
Руководите ль практики,

доцент С.Ф. Тимофеев

2

Изучение структуры и планирования школьных учебно-опытных участков.

1

2-й день практики

Учебно-опытный участок УО Гомельского эколого-биологического центра.

Руководите ль практики,

доцент С.Ф. Тимофеев.

Специалисты ЭБЦ

3

Овладение навыками организации работ по возделыванию полевых культур.

1

3-й день практики

Учебно-опытный участок УО Гомельского эколого-биологического центра.

Руководите ль практики,

доцент С.Ф. Тимофеев.

Специалисты ЭБЦ

4

Овладение навыками организации работ по возделыванию культур закрытого грунта

1

4-й день практики

Учебно-опытный участок УО Гомельского эколого-биологического центра.

Руководите ль практики,

доцент С.Ф. Тимофеев.

Специалисты ЭБЦ



1

2

3

4

5

6

5

Изучение особенностей проведения НИР в условиях радиоактивного загрязнения

1

5-й день практики

Лаборатория агроэкологии РНИУПИР

Руководите ль практики,

доцент С.Ф. Тимофеев.

Зав. лабораторией.

6

Сбор первичного материала для индивидуальных заданий.

1

6-й день практики

Окрестности г. Гомеля

Руководите ль практики,

доцент С.Ф. Тимофеев.


7

Описание полевой и луговой растительности.

2

7-8-й день практики

Окрестности г. Гомеля

Руководите ль практики,

доцент С.Ф. Тимофеев.


8

Отработка методики отбора растительных и почвенных проб при выполнении полевых экспериментов

2

9-10-й день практики

Окрестности г. Гомеля

Руководите ль практики,

доцент С.Ф. Тимофеев.


9

Методология организации и проведения экскурсий для отбора проб почвы, воды, растительного и животного материала.

1

11 день практики

Лаборатории агроэкологии и массовых анализов РНИУП ИР

Руководите ль практики,

доцент С.Ф. Тимофеев.


10

Освоение практических навыков по уходу за комнатными растениями.

1

12 день практики

Лаборатории кафедры ботаники

Руководите ль практики,

доцент С.Ф. Тимофеев

11

Сбор первичного материала для индивидуальных заданий.

1

13 день практики

Окрестности г. Гомеля

Руководите ль практики,

доцент С.Ф. Тимофеев.





1

2

3

4

5

6

12

Обзорная экскурсия по парку. Ознакомление с видовым составом растений открытого и закрытого грунта.

2

14-15 дни практики

Государственное историко-культурное учреждение "Гомельский дворцово-парковый ансамбль

Доцент С.Ф. Тимофеев

13

Ознакомление с типами цветочных устройств г. Гомеля.

1

16 день практики

Г.Гомель

Доцент С.Ф. Тимофеев

14

Отработка методики проведения НИР в условиях радиоактивного загрязнения.

1

17 день практики

Лаборатории ИРБ НАН РБ

Доцент С.Ф. Тимофеев. Ученые института.

15

Первичная пробоподготовка почвы и растений к анализу

1

18 день

Лаборатории кафедры ботаники

Доцент С.Ф. Тимофеев.

16

Методы статистической обработки результатов химического эксперимента

1

19 день практики

Лаборатории кафедры ботаники

Доцент С.Ф. Тимофеев.

17

Определение собранных растений, монтировка гербария.

2

20-21 дни практики

Лаборатории кафедры ботаники

Доцент С.Ф. Тимофеев.

18

Ознакомление с устройством пришкольных учебно-опытных участков г. Гомель.

1

22 день практики

Г. Гомель

Доцент С.Ф. Тимофеев.

19

Сбор экспериментального материала для дипломной работы.

1

23 день практики

Объекты дипломных работ

Доцент С.Ф. Тимофеев.

20

Первичный анализ научных данных.

1

24 день практики

Лаборатории кафедры ботаники, лаборатории агроэкологии РНИУП ИР

Доцент С.Ф. Тимофеев.

Специалисты РНИУП ИР



1

2

3

4

5

6

21

Изучение опыта работы семеноводческих организаций. Изучение опыта работы инспекций по карантину растений.

2

25-26 дни практики

Гомельская областная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений. Лаборатории кафедры ботаники.

Доцент С.Ф. Тимофеев.

Специалисты инспекции.

22

Завершение сбора экспериментального материала для дипломной работы.

1

27 день практики

Объекты дипломных работ.

Доцент С.Ф. Тимофеев.

Научные руководители работ.

23

Составление отчетной документации по результатам выполненных исследований и наблюдений.

2

28-29-й день практики


Лаборатории

кафедры ботаники

Доцент С.Ф. Тимофеев.

Научные руководители работ.

24

Защита отчетов по практике, итоговая конференция по учебной практике.

1

30-й день практики


Лаборатории

кафедры ботаники

Зав. кафедрой, доцент

Н.М. Дайнеко.

Руководите ль практики,

доцент С.Ф. Тимофеев


Примечание:

1. Даты занятий будут уточняться в зависимости от погоды

2. По письменному заявлению руководителя дипломной работы студент может быть опущен с занятий для выезда на объекты и сбора экспериментального материала.
Руководитель практики,

доцент С.Ф. Тимофеев
Зав. кафедрой,

доцент Н.М. Дайнеко

Похожие:

Пояснительная записка Производственная практика по специализации «Ботаника» icon«Расчет сети для электроснабжения промышленного района» пояснительная...
Пояснительная записка: 47 листов, 7 таблиц, 6 рисунков, 9 источников, 2 приложения
Пояснительная записка Производственная практика по специализации «Ботаника» iconКалендарно-тематический план прохождения практики для специализации: 1-31 01 01 02 02 Ботаника
Описать систематическое положение гербаризируемых видов, биологические особенности, их распространенность, значение
Пояснительная записка Производственная практика по специализации «Ботаника» iconКалендарно-тематический план прохождения практики для специализации: 1-31 01 01 02 02 Ботаника
Записать место размещения цветочной композиции /город, улица, номер строения или объекта
Пояснительная записка Производственная практика по специализации «Ботаника» iconПояснительная записка

Пояснительная записка Производственная практика по специализации «Ботаника» iconV курс фф производственная практика

Пояснительная записка Производственная практика по специализации «Ботаника» iconПояснительная записка
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пояснительная записка Производственная практика по специализации «Ботаника» iconПояснительная записка к расчетно-графической работе №1 на тему: «Расчет...

Пояснительная записка Производственная практика по специализации «Ботаника» iconКафедра «Строительство» пояснительная записка
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пояснительная записка Производственная практика по специализации «Ботаника» iconПояснительная записка педагогическая практика это один из наиболее...
Кузбасской государственной педагогической академии, предназначена для студентов очной и заочной форм обучения естественно-географического...
Пояснительная записка Производственная практика по специализации «Ботаника» iconПояснительная записка Настоящий банк тестов по мдк 01. 01 «Фармакология»
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница