Переводчик Н. Нефедова м. Монтессори м 77 Дети другие /Пер с нем./ Вступ и закл статьи, коммент. К. Е. Сумнительный


НазваниеПереводчик Н. Нефедова м. Монтессори м 77 Дети другие /Пер с нем./ Вступ и закл статьи, коммент. К. Е. Сумнительный
страница1/20
Дата публикации18.02.2014
Размер3.26 Mb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


ББК 74 00

Переводчик

Н. НЕФЕДОВА

М. Монтессори

М 77 Дети - другие /Пер. с нем./ Вступ. и закл. статьи, коммент. К.Е. Сумнительный. - М.: Карапуз, 2004. - 336 с. -(Педагогика детства)

ISBN 5-8403-0783-1

Известный итальянский педагог М. Монтессори посвятила всю свою жизнь созданию специальной методики воспитания детей. В настоящее время по сис­теме Монтессори работают во всем мире.

В этой книге М. Монтессори подробно рассказывает о том, каким путем шла она к созданию своего метода. Работая с детьми, она постепенно пришла к выводу, что ребенок сам является творцом своей личности, что в нем самом заложено стремление и энергия к саморазвитию. Задача взрослого - только помочь ребенку действовать самостоятельно. Для этого необходима специаль­ная среда и подготовленный учитель, уважающий личность ребенка.

На протяжении всей книги звучит тревожный голос М.Монтессори, кото­рая, болея всей душой за ребенка, стремится объяснить читателям, что дети -другие. Только признав это, взрослые могут пытаться избежать конфликтов с детьми и всевозможных отклонений от естественного пути развития ребенка, а в конечном итоге и всего человечества.

ББК 74. 00

ISBN 5-8403-0783-1

© Издательский дом «Карапуз», 2004.

© К.Е.Сумнительный, вступ. и заключ. статьи, комментарии, 2004.

^ ТАЙНА МОНТЕССОРИ

«Вернемся к школе уважаемой мадам Монтессори. Самое важное то, что дети не чувствуют тяжес­ти учения, так как они учатся всему играя. Во-вто­рых, цель состоит в том, чтобы развить все органы и чувства ребенка. Очень мало места отводится про­стому заучиванию».

Махатма ГАНДИ

ПРЕОДОЛЕНИЕ

Если бы Мария и не стала педагогом, имя ее оста-лось бы в истории. Родившись в 1870 году в ма-леньком портовом городке Италии, она, как дочь го­сударственного чиновника, могла разделить судьбу тысяч девочек из приличных семей. Но твердость характера и нежелание быть, как все, проявились еще в отрочестве. В 12 лет она решает, что будет учиться в технической школе для мальчиков, и не только попадает туда, но с успехом ее заканчивает. И тут же принимает другое «вздорное реше­ние», которое изменяет ее жизнь. Мария увлекается ес­тествознанием и делает профессиональный выбор. Ее

путь - медицина, и в очередной раз, преодолев все пре­пятствия, она становится первой женщиной-врачом, пос­ле окончания Римского университета получает частную практику.

Но тут судьба сводит ее с «идиотами», так в то время назывались все дети с отклонениями от нормы. Монтес-сори окунается в изучение этой темы и находит книги двух французов Жана Батиста Гаспара Итара и Эдуарда Сеге-на. Мария самостоятельно переводит их работы, тщатель­но переписывая в толстые тетради. Именно от Сегена Ма­рия узнает о том, что если проводить занятия по особой методике, то «из ста идиотов двадцать пять становятся по сути нормальными людьми». Это открытие настолько по­ражает Моитессори, что она добивается открытия Ортоф-ренической школы «для укрепления умственных способ­ностей» и становится се директором. Она разрабатывает десятки пособий и требует от персонала разговаривать с подопечными с полным почтением и даже проводить для них специальные уроки. Двухлетняя работа заканчивает­ся педагогической сенсацией. В 1900 году на школьной олимпиаде в Риме ее воспитанники превосходят детей из обычных школ по письму, счету и чтению. Как вспомина­ла позже сама Мария, после этого к ней ночью стал яв­ляться святой Павел и убеждать ее посвятить себя делу развития способностей обычных детей.

Это ее желание не находит понимания со стороны Ми­нистерства образования Италии. Тем не менее Мария в очередной раз резко меняет свою жизнь и вновь поступа­ет в Римский университет, где изучает эксперименталь­ную психологию и педагогическую антропологию. В 1904 году она получает звание профессора антропологии. Воз­главляет кафедру гигиены в Высшей женской школе, пре­подает в Римском университете. Но то, что кто-то мог по­

считать победой, - для нее почти поражение. Мария не сдается, и ее упорство в очередной раз вознаграждается.

В 1907 году у Марии Монтессори появляется возмож­ность проверить действие своей системы на здоровых, хотя и запущенных детях. На смелый педагогический экспери­мент решается не Министерство образования, а итальянс­кий миллионер Эдуардо Таламо. В кварталах, где живут рабочие его текстильных фабрик, открывается дом ребен­ка (Casa dci Bambini). В классы дома устремляются 50 ма­леньких дикарей, сквернословящих и ломающих мебель и дидактические пособия. Всего через несколько месяцев этих детей можно было показывать самой взыскательной комиссии. Они так спокойно и сосредоточено работали, что некоторые наблюдатели посчитали это признаком же­сткой деспотии и совершенно не могли поверить, что та­кое поведение - результат предоставления ребенку свобо­ды действий.

Удивительно то, что в основу практики домов ребенка легли идеи, которые буквально носились в воздухе. Уже в 1900 году шведская писательница и педагог Э.Кей напи-сала книгу «Век ребенка», главным лозунгом которой ста­ло «Исходи из ребенка». Кей выступила за создание ус­ловий для самовыражения и свободного развития инди­видуальности ребенка при минимуме педагогического руководства. Американский педагог и психолог Д. Дьюи пишет о «коперниковской революции в педагогике», смысл ее - превращение ребенка в астрономический центр педа­гогической вселенной. Но в отличие от других детоцент-ристов Монтессори ищет способы организации педаго­гического процесса. Не приемля классно-урочную систе­му, она предлагает поместить ребенка в развивающую среду и именно в ней дать ему свободу. Развиваться и рас­пространяться ее метод смог именно потому, что Мария в

ходе научного изучения и долгих наблюдений за детьми выделила закономерности их развития и, опираясь на них, создала дидактический материал, организованный в спе­циальной среде. Ее первая книга, переведенная в России, вышла под названием «Метод научный педагогики, при­меняемый в домах ребенка» и сразу привлекла внимание отечественных педагогов - сторонников свободной шко­лы. Дочь Льва Николаевича Толстого Татьяна Сухотина пишет статью об идейной близости школы ее отца и Ма­рии Монтессори.

Но пока вокруг ее метода идут ожесточенные споры, Мария буквально покоряет Америку. После ее триум­фальных лекций в том же 1913 году изобретатель теле­фона Александер Белл и его жена основывают в Вашин­гтоне Образовательную Монтессори-ассоциацию, попе­чителем которой становится дочь президента США Вильсона. Во время второго путешествия в Америку Монтессори выступает в Карнеги-холле и получает две золотые медали Панамско-тихоокеанской выставки в сфере образования.

После этого Европа наконец-то признает значимость ее дела. В 1922 году правительство Италии назначает ее го­сударственным инспектором школ. А в 1923 году ее сын Марио обращается к Муссолини, после чего школы Мон­тессори получают государственную поддержку и дотации. Популярность метода Монтессори в Европе растет. Ее при­глашают в Испанию, где Мария основывает институт, в котором занимается проблемой религиозного воспитания. В Лондоне открываются курсы по подготовке педагогов. Именно там она знакомится с Ганди, посетившим курс в 1932 году. К этому времени отношения Монтессори с фа­шистским правительством Италии окончательно испорти­лись. Тоталитарной стране не нужны свободные, самооп­

ределяющиеся дети. В 1934 году Мария покидает родину и перебирается в Испанию, из которой ее выгоняет граж­данская война. Начало мировой войны застает ее в Анг­лии, из которой ее интернируют как гражданина государ­ства-противника. Спасает приглашение теософского об­щества посетить Индию. Именно там она проводит годы войны. Здесь она не только развивает свои идеи, но стро­ит следующую школьную ступень своего метода для де­тей 6-12 лет. Она уже разработала свою периодизацию дет­ского развития, правда, очень созвучную идеям Жана Пи­аже, с которым дружила. Мария считает, что на смену сенсорному исследованию у детей 6-12 лет приходит раз­витие логического мышления. Ребенку важно узнать не столько «что это», а «почему это так». Дети способны вос­принять целостную картину больших и сложных явлений и, ведомые силой воображения, могут погрузиться в ис­следование того, что «зацепило», заставило задуматься. Ди­дактический материал возникает из конкретных жизнен­ных ситуации. Так, например, Мария ПОСТОЯННО сталки-вается в Индии с непомерной гордостью, с которой индийцы относятся к древности своей цивилизации, и рож-дается знаменитая «Черная лента». Это многометровая лента, охватывающая время существования жизни на на­шей планете. Учитель долго разворачивает ее, рассказы­вая о том, когда и какая жизнь господствовала на Земле. Только в самом конце многометрового полотнища откры­вается гонкая красная полоска. Именно она показывает, как недолго живет на Земле человек.

С этой лентой, притороченной к двум велосипедам, и другими материалами Мария с сыном Марио колесит по Индии и читает лекции. А еще она пишет свои замеча­тельные книги, обращаясь то к закономерностям разви-тия ребенка от 6 до 12 лет («Космическое воспитание»,

«От детства к юношеству», «Развитие потенциальных воз­можностей человека»), то к развитию ребенка до 3 лет («Впитывающий ум»). Только в 1946 году Монтессори воз­вращается в Европу, в Голландию, где обосновывается штаб-квартира Международной Монтессори-ассоциации, основанной ею еще в 1929 году. Именно здесь, окружен­ная почитанием сторонников ее педагогики и любовью внучек и внуков, она и умирает в мае 1952 года.

^ СЕКРЕТ УСПЕХА

История педагогики сохранила сотни имен, но по паль­цам одной руки можно пересчитать реальные школы, со­хранившиеся после смерти авторов. Мария Монтессори стоит в этом почетном ряду. Произошло это не только по­тому, что многие ее прозрения нашли научное подтверж­дение, но и потому, что Мария нашла ключ к воплощению своих идей в повседневной педагогической практике.

Ее система строилась не один день. Она дружила с ос­нователем генетической психологии Жаном Пиаже (неко­торое время он лично возглавлял Монтессори-общество Женевы), переписывалась с детским психологом Анной Фрейд. Под их воздействием она уточняет выводы своих наблюдений за закономерностями детского развития. Но во многом она остается врачом и исходит из физиологии детей. Даже в понятие свободы она вкладывает биологи­ческий смысл и понимает под ней прежде всего независи­мость.

На примерах из собственной педагогической практи­ки Мария доказывает, что взрослый должен не делать что-то за ребенка, а помогать ему действовать самостоятель­но. Это особый труд. Ведь малыш, попадая в наш мир, видит его чуждым и неприспособленным для его жизни.

У ребенка плохая координация движений, он не уверен в себе и не знает, что делать с окружающими его предме­тами. Малыш зависим от великанов, которые называют­ся взрослыми и которые, не задумываясь о нем, кроят мир под себя. Крохе трудно расстегнуть пуговицы на курточ­ке, завязать шнурок на ботинке, перенести свой стул в удобное место.

Монтессори предлагает уже в 2,5-3 года дать ребенку возможность сделать это и многое другое. Учитель (взрос­лый) только помогает ему. Он создает порядок в тех ве­щах, которые нужны для развития ребенка, а их очень мно­го. Все эти чашечки, подносики, губки и щеточки, а также палки и кубики, бусины и стерженьки, карточки и коро­бочки, положи их в беспорядке, могут вызвать только чув­ство бессилия перед хаосом мира. Монтессори предложи­ла расположить их в определенной строгой логике, а ма­лышей с первого дня в классе приучать поддерживать установленный порядок. Не только и не столько потому, что этого хотят взрослые, а потому, что так удобнее самим

Монтессори вообще считает, что порядок органичен для ребенка, но он не всегда умеет сам его организовывать. Взрослый может создать условия, в которых порядок прост и естественен. Он не проводит с малышом долгие и изну­рительные беседы, не пользуется образными иносказани­ями, мораль которых выскакивает, как чертик из коробки, оставляя лишь чувство недоумения. Учитель предлагает ребенку принять только несколько четких правил, одно из которых: «Взял, поработал, положи на место». Но чтобы работа приносила пользу, учитель дает малышу короткий (2-3 минуты) урок, показывая, как обращаться с предме­тами, чтобы достичь результата, а не отчаяться и не поте­рять интерес.

Интерес - первое, что Монтессори выделяет в своей педагогике. Второе - индивидуальный подход. Это, конеч­но, не означает, что у каждого ребенка появляется отдель­ный учитель. Все несколько иначе. Каждый ребенок во вре­мя свободной работы выбирает то, что ему нравится де­лать, и учитель именно ему показывает, как справиться с заданием. Дальше ребенок работает сам, потому что мате­риал без постороннего вмешательства покажет ему допу­щенную ошибку.

Свобода выбора появляется у малыша сразу после того, как он переступает порог класса, потому что только он сам точно знает, что ему нужно развивать именно сейчас. Хотя и здесь есть некоторые ориентиры. Так, М.Монтессори об­ратила внимание, а современная психология подтвердила, что у каждого ребенка от 0 до 6 лет есть сензитивные пе­риоды, в которые он легко и естественно учится опреде­ленным вещам. Если опоздать и не воспользоваться по­явившимися у детей возможностями, то они могут поте­рять интерес к этому на всю жизнь или вернуть ошибки и случайности этих периодов в самых неожиданных и не­приятных формах уже после шести лет.

Монтессори призывает нас не ускорять развитие ребен­ка, но и не упустить момент и вовремя раскинуть перед ним скатерть-самобранку, на которой откроется уменьшен­ная безопасная модель всего нашего мира. Сначала глаза малыша разбегутся, а потом найдут то, что ему нужно здесь и сейчас. Надо только помнить, что на нашей скатерти не простые предметы, а отобранные долгим наблюдением за тем, что и как помогает детям в развитии.

Удивительно, но если учитель делает все правильно, и родители ему не очень мешают, у ребенка возникает внут­ренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Оказывается, для того чтобы ребенок учил (а лучше обра­

зовывал) себя, его уже не надо наказывать или поощрять, нужно только вовремя подкидывать «уголек» в топку его ума, а еще лучше - показать, как и где этот уголек нахо­дить. Сама Мария пишет: «Неверно, что Монтессори-учи-тель бездеятелен, когда обыкновенный учитель активен: вся деятельность обеспечивается активной подготовкой и руководством учителя, сю последующая «бездеятель­ность» - знак успеха».

Главная задача взрослого - помочь детям научиться со­средоточиваться на интересной для них работе. В этом сложном деле учитель проходит через три этапа. Первый -подготовка привлекательной для малыша и удобной для его работы среды. Второй - разрушение той деятельности отдельных детей, которая мешает продвижению и разви­тию остальных. На этом сложном этапе учитель показы­вает шалуну, что его любят даже таким, беспокойным и несносным, и вместе с тем без устали помогает ребенку найти то, что заинтересует его и поможет сконцентриро­ваться на работе. Энергия ребенка перераспределяется с беспорядочного расплескивания к конструктивной дея­тельности, направленной на развитие. На третьем этапе учителю важнее всего не мешать малышу, не нарушать его поисков и его работы.

Большая часть воздействий учителя происходит косвен­но, через среду или с помощью правил, которые он приду­мывает вместе с детьми. Весь внешний вид взрослого и его увлеченность захватывает детей и помогает учителю наладить доверительные отношения с каждым ребенком, создать ту уникальную атмосферу, которой так отличают­ся классы Монтессори.

В Россию педагогика Монтессори возвратилась только в 1992 году. Несколько команд одновременно взялись за подготовку учителей для дошкольных Монтессори-клас­

сов. Но только Центру Монтессори удается наладить кон­такты с AMI-курсом, который проводит в Мюнхене Мон-тессори-тренер Мария Рот. Этот курс с 1993 по 1998 год закончило восемь посланцев нашей страны. Они и стали преподавательским костяком курса, организованного Цен­тром Монтессори. В 1998 году заместитель директора Цен­тра София Сумнительная встретилась в Мюнхене с гене­ральным секретарем AMI Ренильдой Монтессори и полу­чила одобрение на открытие в Москве Ассоциативного AMI-курса по подготовке учителей для дошкольных клас­сов. Так российские педагоги окончательно вошли в евро­пейское сообщество.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

Переводчик Н. Нефедова м. Монтессори м 77 Дети другие /Пер с нем./ Вступ и закл статьи, коммент. К. Е. Сумнительный iconМиллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного я / Пер с нем
Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного я / Пер с нем.— М.: Академический Проект, 2001.—144 с.— (Технологии: традиции...
Переводчик Н. Нефедова м. Монтессори м 77 Дети другие /Пер с нем./ Вступ и закл статьи, коммент. К. Е. Сумнительный iconСинхронный переводчик/Письменный переводчик
Переводчик синхронный: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности синхронного переводчика не менее 1 года, письменного...
Переводчик Н. Нефедова м. Монтессори м 77 Дети другие /Пер с нем./ Вступ и закл статьи, коммент. К. Е. Сумнительный iconЯлом И. Д. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы Пер с англ. А. Б. Фенько
Пер с англ. А. Б. Фенько. — М.: Независимая фирма «Класс», 1997. — 288 с. — (Библиотека психологии и психотерапии)
Переводчик Н. Нефедова м. Монтессори м 77 Дети другие /Пер с нем./ Вступ и закл статьи, коммент. К. Е. Сумнительный iconN 78 Norge
Бьернскау, Кьелль. Практическая грамматика норвежского языка : учебное пособие / Кьелль Бьернскау; [пер с нем. С. А. Хоркиной]. Москва...
Переводчик Н. Нефедова м. Монтессори м 77 Дети другие /Пер с нем./ Вступ и закл статьи, коммент. К. Е. Сумнительный iconПример оформления текста статьи
Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи (см рис.)
Переводчик Н. Нефедова м. Монтессори м 77 Дети другие /Пер с нем./ Вступ и закл статьи, коммент. К. Е. Сумнительный iconРазвитие детского курортного дела в РФ
«Дети-инвалиды», «Дети России», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», Федеральная программа «Развитие курортов Федерального значения»....
Переводчик Н. Нефедова м. Монтессори м 77 Дети другие /Пер с нем./ Вступ и закл статьи, коммент. К. Е. Сумнительный iconАндросова Евгения Владимировна нем Буглов Максим Валерьевич нем Быкова...

Переводчик Н. Нефедова м. Монтессори м 77 Дети другие /Пер с нем./ Вступ и закл статьи, коммент. К. Е. Сумнительный iconПрограмма, подробная информация об участниках и проблематике семинара
В качестве приглашенных экспертов и авторов в первой сессии семинара примут участие Станислав Львовский (поэт, прозаик, переводчик,...
Переводчик Н. Нефедова м. Монтессори м 77 Дети другие /Пер с нем./ Вступ и закл статьи, коммент. К. Е. Сумнительный iconДрево возможного и другие истории (L’arbre des Possibles)
Оказывается, будущее это вполне управляемая стихия, подвластная нам, но думать о нем надо заранее
Переводчик Н. Нефедова м. Монтессори м 77 Дети другие /Пер с нем./ Вступ и закл статьи, коммент. К. Е. Сумнительный iconЭлементарные формы религиозной жизни тотемическая система в Австралии
Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. / Пер с англ., нем., фр. Сост и общ ред. А. Н. Красникова....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница