Программа предусматривает использование эвристических приемов*, поисковых вопросов


НазваниеПрограмма предусматривает использование эвристических приемов*, поисковых вопросов
страница1/13
Дата публикации04.02.2014
Размер1.86 Mb.
ТипПрограмма
vb2.userdocs.ru > Биология > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
ПРЕДИСЛОВИЕ

Рецензенты:

Т. И. Бабаева, кандидат педагогических наук, доцент,

зав. кафедрой дошкольной педагогики

РГПУ им. А. И. Герцена

О. Н. Сомкова, кандидат педагогических наук,

доцент кафедры дошкольной педагогики

РГПУ им. А.И.Герцена

Шумаева Д. Г.

Ш 95 Как хорошо уметь читать!.. Обучение дошкольников чте­нию: Программа-конспект. — СПб: «Детство-Пресс», 1999. — 188 с. / (Из опыта педагога).

18ВМ 5-89814-044-1

Предлагается программа обучения чтению детей с 5 лет. Про­грамма содержит 64 конспекта комплексных занятий, насыщенных разнообразным дидактическим материалом по развитию речи, вни­мания, сообразительности, включающих физкультминутки для сня­тия напряжения и переключения внимания детей, а также методи­ческие рекомендации.

Издание адресовано воспитателям и методистам детских до­школьных учреждений, студентам педагогических вузов и коллед­жей, гувернерам, родителям.

ББК 74.100.5

Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребенку осваивать ее курс. И особенно трудно приходится пер­вокласснику. По-другому чувствуют себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования.

Существует много способов научить ребенка читать до школы,
и каждый из них хорош по-своему. Но при этом очень важно
учитывать следующее: во-первых, система обучения должна
быть согласована со школьными программами и обязательно
иметь познавательную основу; во-вторых,/необходимо исполь­
зование игровых приемов, не утомляющих и не напрягающих
ребенка] _

По*утверждению Л.А.Венгера и С.В.Мухиной: «ц..дети пя­тилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамо­те»*, поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными. |

Данная программа рассчитана на 64 занятия, и в ее основу заложен принцип развивающего обучения. Разработаны кон­спекты, вернее — подобран материал для каждого занятия так, чтобы у педагога или у родителей была возможность выбора исходя из потенциальных возможностей ребенка, даны методи­ческие рекомендации. Очень важно серьезно и творчески под­ходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, ди­дактический и пр. необходимый материал, без которого невоз­можно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия, длящегося в среднем 25—30 минут.

* Венгер Л. А., Мухина С. В. Психология. М., 1988. С. 26.

Программа предусматривает использование эвристических приемов*, поисковых вопросов, приемов сравнения, различных способов работы с наглядностью.

Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. В. А. Сухомлин-ский сказал: «Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности!** Во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетичес­кие, лексические, грамматические, графические и даже подвиж­ные игры. Часто вводятся игровые ситуации, сказочные персо­нажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям.

[Главное место в обучении пятилетних детей отведено работе со звуком, буквой, словом, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребенка. *

У многих детей этого возраста есть дефекты произношения.
Совершенствуя речевой аппарат, целесообразно начинать занятия
с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных
скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и пр. Этот
материал представлен в каждом конспекте.

Мы знаем, как дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их разгадать В программу занятий включено множе­ство загадок. Замечательно, если они будут сопровождаться иллю­стративным или игровым материалом — муляжами, игрушками и др. И вовсе не важно, что многие загадки не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо, формируют быструю реакцию на слово.

Крайне необходимо постоянно проводить словарную работу, поскольку на начальных ступенях обучений чтению процесс понимания отстает от восприятия слова* И здесь важны упраж­нения, формирующие способность быстро схватывать смысл чи­таемого, запоминать содержание, строить высказывания, умение слушать и понимать собеседника. Всегда нужно стремиться по­полнять словарный запас детей синонимами, антонимами в про­цессе лексико-грамматических игр и пр. I

Для отдыха и снятия напряжения уместны и необходимы небольшие физкультминутки. Они сопровождают каждое занятие и ни на одном не повторяются, при этом многие из них соответ­ствуют теме занятия.

I ^ Уважаемые коллеги, родители! Помните: обучение грамоте — ответственный период в жизнд ребенка. И то, насколько благо­получно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности, ласки. Проявляйте истинный ин­терес ко всему, что связано с обучением. Ни в коем случае не допускайте грубого «нажима», бестактности и других негативных моментов в общении с будущим учеником. Дайте ребенку пове­рить в собственные силы. Пусть он от занятия к занятию чувст­вует свой успех, делает какие-то маленькие «открытия» для себя и с радостью идет на каждое занятие. Пусть он думает, проявляет инициативу, творчество; старайтесь идти от желаний ребенка и не подавляйте его своей ученостью!

* Метод обучения путем наводящих вопросов, способствующий развитию находчивости, активности.

** Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Минск, 1981. С. 95.

Программа предусматривает использование эвристических приемов*, поисковых вопросов, приемов сравнения, различных способов работы с наглядностью.

Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности, В. А. Сухомлин-ский сказал: «Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности!4'* Во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетичес­кие, лексические, грамматические, графические и даже подвиж­ные игры. Часто вводятся игровые ситуации, сказочные персо­нажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям.

Г Главное место в обучении пятилетних детей отведено работе со звуком, буквой, словом, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребенка. *

У многих детей этого возраста есть дефекты произношения. Совершенствуя речевой аппарат, целесообразно начинать занятия с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и пр^ Этот материал представлен в каждом конспекте.

~Шь1 знаем, как дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их_^азгадать| В программу занятий включено множе­ство загадок. Замечательно, если они будут сопровождаться иллю­стративным или игровым материалом — муляжами, игрушками и др. И вовсе не важно, что многие загадки не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо, формируют быструю реакцию на слово.

Крайне необходимо постоянно проводить словарную работу, поскольку на начальных ступенях обучения чтению процесс понимания отстает от восприятия слова. И здесь важны упраж­нения, формирующие способность быстро схватывать смысл чи­таемого, запоминать содержание, строить высказывания, умение слушать и понимать собеседника. Всегда нужно стремиться по­полнять словарный запас детей синонимами, антонимами в про­цессе лексико-грамматических игр и пр. |

Для отдыха и снятия напряжения уместны и необходимы небольшие физкультминутки. Они сопровождают каждое занятие и ни на одном не повторяются, при этом многие из них соответ­ствуют теме занятия.

^ I Уважаемые коллеги, родители! Помните: обучение грамоте — ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благо­получно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности, ласки. Проявляйте истинный ин­терес ко всему, что связано с обучением. Ни в коем случае не допускайте грубого «нажима», бестактности и других негативных моментов в общении с будущим учеником. Дайте ребенку пове­рить в собственные силы. Пусть он от занятия к занятию чувст­вует свой успех, делает какие-то маленькие «открытия» для себя и с радостью идет на каждое занятие. Пусть он думает, проявляет инициативу, творчество; старайтесь идти от желаний ребенка и не подавляйте его своей ученостью!

* Метод обучения путем наводящих вопросов, способствующий развитию находчивости, активности.

** Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Минск, 1981. С. 95.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Как совершенствовать технику чтения?

Еще Л.Н.Толстой рекомендовал чтение текстов, заученных на слух. Суть такого чтения в том, что ребенок, зная слово, видит его графическое изображение, соотносит напечатанные буквы, их сочетание с живыми звуками.

Далее, важна не длительность, а частота тренировочных уп­ражнений. Запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. И поэтому упражнения даются тремя-четырьмя порциями по 5—10 минут.

Хорошие результаты дает чтение перед сном (5—10 минут). Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоцио­нальной памятью и те 8—9 часов, когда человек спит, он нахо­дится под их впечатлением.

^ Какие книги выбирать?

Покупая ребенку книгу, просмотрите ее сами. Она должна быть с красочными, четкими, реалистичными иллюстрациями, без нагромождения мелких деталей. Для начинающих читать шрифт высотой 6—8 мм, с достаточным интервалом между словами и строчками. Хорошо, если на одной странице боль­шой рисунок сопровождается тремя-четырьмя короткими строч­ками текста. Шрифт должен быть простым и соответствовать возрасту детей — не менее 3,5 мм высотой при переходе к связному чтению текстов. Глянцевая бумага не годится для детских книг.

Гигиена чтения

  • Читать следует сидя! Читать лежа вредно для глаз.

  • При чтении надо сидеть прямо, не сгибаясь.

  • Мебель, которой пользуется ребенок, должна соответство­
    вать его росту. Если стул высокий, нужно класть на сиденье
    подкладку, а под ноги специальную подставку, чтобы стопы не

свисали. При большой глубине сиденья и высокой спинке стула к ней прикрепляют дополнительную планку, которая будет слу­жить опорой для спины ребенка, снижая утомление мышц.

  • Свет должен падать слева, но не сзади и не справа, так
    как это создает тень и мешает чтению;

  • Нельзя читать, когда утомлены глаза. Нельзя читать до
    переутомления. Вредно читать сразу после еды ~ это мешает
    пищеварению.

^ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА

И ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синте-тическим методом, в последовательности от простого к сложному (концентрически).

Особенности метода

  1. Осознанное овладение детьми системой звуков (фонем) рус­
    ского языка. •

  2. Анализ и синтез в процессе обучения взаимосвязаны.

  3. Обучение по слоговому принципу.

Задачи

  1. Обучать детей сознательному, правильному, плавному сло­
    говому чтению с постепенным переходом к чтению целыми сло­
    вами; далее развивать навыки чтения целыми словами и неболь-
    шими предложениями.

  2. Учить читать без утомления и перенапряжения, прививать
    любовь и интерес к чтению, поощрять ответы детей.

  3. Работать по трем единицам речи: звуку, слову, предложению.

  4. Формировать устную речь детей, обогащать словарный за­
    пас, развивать коммуникативные способности на основе общения.

Фонетика

1. Развивать у детей фонематический и речевой слух, форми­ровать ориентировку в звуковой системе языка.

  1. Обучать звуковому анализу слов. Учить определять место
    звука в трех позициях (в начале, середине и в конце слова).

  2. Широко использовать фонетические игры.

Слово

  1. При изучении букв соблюдать последовательность и посте­
    пенность, вдумчиво подбирать слова и составлять слоговые таб­
    лицы разных видов к каждому занятию.

  2. Ознакомить с гласными, твердыми и мягкими согласными,
    Ъ и Ь знаками, их значением.

  3. Показать слогообразующую роль гласного и значение уда­
    рения.

  4. Учить читать прямые и обратные слоги, затем трехбуквен­
    ные, односложные, двухсложные и трехсложные слова, слова с
    двумя рядом стоящими согласными.

  5. Обогащать лексику детей, практически знакомя их с омо­
    нимами, синонимами, антонимами, многозначностью слова, ис­
    пользуя лексические и грамматические игры.

  6. Учить составлять «кустики» слов, подбирая родственные
    слова.

  7. Обратить внимание на написание большой буквы в начале
    предложения, после интонационных знаков (.!?), в именах людей
    и кличках животных.

  8. Много внимания уделять работе с индивидуальными раз­
    резными азбуками, так как процесс обучения идет более эффек­
    тивно, если ребенок «пропускает» буквы, слоги через пальцы.
    (При этом воспитатель сам разрезает и раздает детям буквы и
    слоги к каждому занятию в нужной последовательности, но ни
    в коем случае не все сразу.) Работая с индивидуальными разрез­
    ными азбуками, в конце года обращать внимание детей на рас­
    хождение в написании и произношении отдельных слов.

Предложение

  1. Отметить, что речь наша делится на предложения и слова.

  2. Обращать внимание детей на смысловую и интонационную
    законченность предложений (точка, восклицательный и вопро­
    сительный знаки в конце предложения).

  3. Учить красиво и правильно строить предложения: работать
    над паузой, интонацией, постановкой логического ударения.

Развитие речи

  1. Стремиться расширять поле активной творческой мысли­
    тельной деятельности детей. Включать ситуации спора, дискус­
    сии, просить обосновывать свое мнение или ответ.

  2. Широко использовать словесные игры, сюрпризные момен­
    ты, игровые ситуации.

  3. Совершенствовать речевой аппарат детей, систематически
    включая в занятия артикуляционную гимнастику или разминку
    (чтение скороговорок, потешек, чистоговорок, долгоговорок, сти­
    хов и четверостиший).

  4. Учитывая огромный интерес детей к загадкам, использовать
    их на занятиях, давая информацию познавательного характера.

Оснащать занятия разнообразным дидактическим материа­лом, наглядными пособиями, таблицами, моделями, игрушками, репродукциями и пр.

Обязательно учитывать индивидуальные особенности и потен­циальные возможности каждого ребенка.

Осуществлять работу с небольшими группами детей.

К конце года дети должны:

  • хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «пред­
    ложение»; знать порядок букв и их названия (алфавит);

  • различать гласные и согласные звуки;

  • правильно ставить ударение в знакомых словах;

  • свободно и осознанно читать трехбуквенные слова; пра­
    вильно, плавно читать по слогам с постепенным переходом к
    чтению целыми словами;

  • правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех
    видов и слова простой структуры;

  • уметь составлять простые предложения и интонационно пра­
    вильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце (.!?).

  • проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку.

^ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

  1. Артикуляционная гимнастика или разминка.

  2. Фронтальная работа на фланелеграфе с азбукой большого
    формата и магнитной азбукой.

10

11


  1. Сюрпризные моменты, элементы игры или слов'есйые игрн.

  2. Физкультминутка.

  1. Индивидуальная работа детей с разрезными азбуками (ра­
    бота с загадками и пр.).

  1. Всевозможные игры и упражнения.

  2. Итоги.

Примечания: 1. Структуру занятий можно изменять в зависи­мости от материала.

2. Подводя итоги, спрашиваем: «Что мы сегодня изучили? Что понравилось в занятии больше всего?» Отметить работу всех и каждого ребенка в отдельности только с положительной стороны. Можно сказать, чем будем заниматься на следующем занятии.

ОБОРУДОВАНИЕ

• •:. •.-'. О

  1. ^ Подвижная азбука или наборное полотно с ячейками для
    тридцати трех букв (по 10—12 карточек с каждой буквой, высота
    букв — 6 см); используется для составления слогов, слов, слого­
    вых таблиц на фланелеграфе. С обратной стороны каждой кар­
    точки-буквы надо приклеить кусочек бархатной или наждачной
    бумаги. •

  2. Фланелеграф размером 80x100 см< Изготавливается из
    одноцветной фланели, натянутой на плотный картой.

  3. ^ Индивидуальные разрезные азбуки. Можно использовать
    готовую «Кассу букв, слогов и счета» (ПО «Парус». Арт. 2С142).
    Желательно из плотного полиэтилена сшить две кассы с ячейка­
    ми: одну — для букв (размером 14x21 см, 5 ячеек по горизонтали,

.7 — по вертикали), другую — для слогов (размером 22x32 см, 10 ячеек по горизонтали, 15 — по вертикали). Обе заполняются постепенно по мере прохождения букв. Такие кассы удобны в работе, поскольку буквы и слоги не высыпаются из ячеек.

Карточки для совершенствования техники чтения с рисунком на одной стороне и названием изображенного — с другой. Ребенок сначала читает, а затем, перевернув карточку, рассматривает рисунок.

^ Индивидуальные карточки. Каждому ребенку дается инди­видуальное задание: вместе с родителями вырезать из старых газет и журналов, а затем наклеить на картон по 3 слова с заданным звуком (буквой) в трех позициях — в начале, в середине и в конце слова. (Мелкий газетный шрифт исключается.) Цель:

учиться видеть и запоминать буквы разного начертания и уметь легко их находить в разных текстах.

4. Таблицы, картинки, игрушки, муляжи и пр. наглядность.

^ ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ ЗВУКОВ И БУКВ

—- Гласные А, У, О.

  • Согласный звук М (М*), буква М. Закрепление.

  • Согласные С (С'), X (X'). Закрепление А, У, О, М, С, X.

  • Звук Ш, буква Ш; анализ слогов ША, ШО, ШУ, СА, СО,
    СУ. Сопоставление С и Ш.

  • Согласный звук Л (Л'), буква Л. Обобщение предыдущего.

  • Гласный Ы.

  • Согласные Н (Н'), Р (Р')« Сопоставление звуков Р и Л.
    Обобщение.

  • Звуки К (К'), П (1Г), Т (Т'). Закрепление.

  • Гласный И.

  • Согласные В (В'), 3 (3*)- Сопоставление 3 и С.

— Звуки Ж, В (Б'), Г (Г"), Д (ДО- Сопоставление Д и Т.
—- Звук И. Сопоставление И и И.

  • Ь — показатель мягкости.

  • Закрепление Д, Т, И, И, Ь.

  • Гласные Я, Ю, Ё.

—- Согласные Ц, Ч. Сопоставление.

  • Звуки Щ, Ф (Ф').

  • Гласный Э.

  • Ъ, Ь — разделительные знаки.

  • Удвоенные (согласные.

  • Закрепление пройденного.

12

13


^ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

3. Анализ звука А.

Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем.

Показ разрезной азбуки большого формата (наборное полотно со всеми буквами).


КОНСПЕКТ 1

Тема. Гласный звук А, буква А, а. Определение места звука в словах аист, астра, луна, мак. Деление слов на слоги. Условное обозначение слога. Игровая ситуация «Покажи букву».

Оборудование. Разрезная азбука большого формата, индиви­дуальные разрезные азбуки, в которых только буква А, а, пред­метные картинки.

^ Ход занятия

1. Воспитатель произносит пословицу: Ученье свет, а неуче­
нье тьма.

Совместно с детьми выясняется ее значение.

2. В доступной форме — немного сведений из истории пись-,
менности. (В древности люди писали на камнях, глиняных до­
щечках, папирусе*, пергаменте**, бересте и т. д.)

— Как вы думаете, дети, для чего надо уметь читать?

^ Ответы детей.

Воспитатель читает стихотворение В.Берестова «Читалочка».

Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать. Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста! Прочти!» Не надо умолять сестрицу: «Ну, прочитай еще страницу!» Не надо звать, Не надо ждать, А можно взять и почитать!

* Осока, растущая в Африке. Из стеблей папируса изготовляли бумагу.

** Кожа животных, особым образом обработанная. До изобретения бумаги служила для письма.

Загадки

Где живут А Б В Г Д? Тут живут А Б В Г Д. Видишь, дома сидят, Из окошек глядят.

Человечки черные, Умные, ученые Друг за другом стали в ряд, Молча с навей говорят.

Тридцать три родных сестрицы Писаных красавицы. На одной живут странице, А повсюду славятся.

Воспитатель:

— Сегодня мы познакомимся со звуком А и буквой А. Звук А произносится только голосом: рот открыт, никакой преграды голосу нет. Звук А можно тянуть, спеть, произнести громко, тихо.

^ Вводится термин «гласный».

Определение места звука в словах: аист, астра, луна, мак.

(Сопровождается загадками, иллюстрациями. На фланелеграфе воспитателем составлены эти слова, и место буквы показывается во время произнесения слова.)

Загадки

Его мы клёкот слышим И летом и весной. И он над нашей крышей Стоит, как часовой.

(Аист)

14

15


В осеннее небо глядится цветок

Сердцевинной своей золотой.

За лучистый, прямой лепесток

С древнейших времен он назван звездой.

(Астра)

Вот шершавый стебелек, В середине — уголек, Лепестки блестят, как лак, — Распустился красный...

(Мак)

В небе круглая лепешка, От нее струится свет. Света вроде и немножко, А на весь хватает свет.

(Луна)

4. Анализ буквы А.

А — начало алфавита, Тем она и знаменита. А узнать ее легко, Ноги ставит широко.

^ Дети рассматривают букву. Она состоит из трех палочек. «Пишут» печатную большую букву А в воздухе.

Вот два столба наискосок. А между ними поясок. Ты эту букву знаешь? А? Перед тобою буква... (А)

Стоп! Сели. Травушку покушали. Тишину послушали.

Приседания.

Выше, выше, высоко Прыгай на носках легко!

Прыжки на месте.

6. Показ схемы слова ЛУ-НА



Сначала воспитатель, а затем и дети произносят слово луна разделенным на слоги.

7. Игровая ситуация «Покажи букву».

У каждого ребенка в руке буква А. Воспитатель показывает карточку или предметные картинки по любым темам: «Дикие животные», «Домашние животные», «Рыбы», «Транспорт» и т. д. Можно использовать игрушки. Дети поднимают карточку с бук­вой А, если этот звук слышится в словах. Интонационно звук выделяется.

Предложить 2—3 слова, в которых нет звука А.

8. Итоги занятия. .

КОНСПЕКТ 2

С.Я.Маршак

5. Анализ маленькой буквы а.

^ Она состоит из кружочка и изогнутой палочки справа от кружка» т.е. из двух частей.

Физкультминутка

Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики. Прыг-скок, прыг-скок.

^ Энергичные движения плечами.

Тема. Гласный звук У, буква У, у. Место звука в словах утка, арбуз, кенгуру.

Определение количества слогов в словах. Дидактическая игра «Телеграф».

1. Анализ звука У.

Звук У тоже произносится голосом. Только губы складываем трубочкой. Звук У можно произносить и тихо, и громко, его можно тянуть и произносить коротко.

  • Как гудит паровоз?

  • Как кричит филин?

2. Место звука в словах утка, арбуз, кенгуру. (Задание сопро­
вождается загадками и предметными картинками.)

16

17


Загадки

Весь день на воде, А водой не насытится.

(Утка)

Пестрая крякушка Ловит лягушек.

(Утка)

Кафтан на мне зеленый, А сердце, как кумач; На вкус, как сахар, сладок, А сам похож на мяч.

(Арбуз)

Сладок он, друзья, на вкус, а зовут его...

(Арбуз)

От чего утка плавает?

(От берега)

Игра «Назови слово». В окружающей обстановке дети находят предметы, в названиях которых звучит У. (Например: стул, аквариум, кукла и т.д.)

2. Анализ буквы У, у.

Буква У — два длинных ушка.

Или: У дубочка два сучочка.

^ Рассматривание заглавной и строчной (маленькой) буквы, их сравнение. «Прописывание» буквы У в воздухе.

Физкультминутка

А Рот пошире открываем.

Руки кверху поднимаем. У Губы трубочкой вперед.

И руки вперед.

^ Соответствующие движения.

Несколько упражнений на снятие мышечного тонуса. Напри­мер: помахать руками, как птичка крылышками; как бабочка крылышками. Наклонить голову назад, вперед, налево, направо. Медленно вращать головой.

3. Чтение слогов А-У; У-А по разрезной азбуке большого формата, индивидуальным разрезным азбукам. Составление схе­мы слова АР-БУЗ.

Примечание. Методика составления слова АУ.

— Дети, давайте поиграем. Представьте себе, что мы вошли в лес.
Одни дети зашли за деревья и не видят, где другие. Это будут девочки.
Вот они посоветовались между собой и решили позвать мальчиков.
Крикнем хором: «Ау». Еще раз! Молодцы! Мальчики услышали девочек
и отвечают им: «Аууу».

Слово «ау» очень коротенькое, но очень нужное: многих людей из беды выручило.



^ Воспитатель произносит слово, интонационно подчеркивая
каждый звук, одновременно выставляя буквы на полотно
азбуки.

— Какой первый звук? Я нарисую для этого звука домик.

^ Затем воспитатель произносит слово с интонационным вы­
делением второго звука. Дети повторяют.


— Рисуем рядом с первым квадратом второй. В слове два звука, и
мы нарисовали для них два квадрата.



Какой звук «живет» в первой клеточке? Во второй? Если я произнесу звуки друг за другом, плавно, то прочитаю слово. Смотрите и слушайте внимательно, как я это делаю.

  • ^ Ведет указкой под первой буквой и произносит звук «а»,
    когда переходит ко второй букве, начинает произносить звук
    «у»: аа-уу.


  • Хором произносят слово 2—3 раза. Затем несколько детей
    по очереди читают это слово вслух.


  • Воспитатель следит, чтобы никто «не обгонял» указку и
    «не отставал» от нее.





  1. Дидактическая игра «Телеграф». Воспитатель произносит
    одно-, двухсложные слова, например: дом, сад, лед, мама, рама
    и т.д., а вызванный ребенок отхлопывает в ладоши количество
    слогов в слове — «передает дальше слово по телеграфу» (и т. д.
    цепочкой).

  2. Итоги занятия.

18

19


КОНСПЕКТ 3

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Программа предусматривает использование эвристических приемов*, поисковых вопросов iconИзучение и использование в образовании и туризме Предлагается обсуждение вопросов
Использование историко-культурного наследия Причерноморья в развитии гуманитарного образования
Программа предусматривает использование эвристических приемов*, поисковых вопросов iconП рограмма-минимум Коммунистической партии Российской Федерации
Программа-минимум предусматривает первоочередные меры по реализации стратегических целей партии. Эта программа вызрела в самых широких...
Программа предусматривает использование эвристических приемов*, поисковых вопросов iconП рограмма-минимум Коммунистической партии Российской Федерации
Программа-минимум предусматривает первоочередные меры по реализации стратегических целей партии. Эта программа вызрела в самых широких...
Программа предусматривает использование эвристических приемов*, поисковых вопросов icon6. 4 диспетчерская централизация системы «нева»
Ц, чдм м, чдц-66 спорадического действия. Система предусматривает спорадическую передачу сигналов ту по одному каналу и циклическую...
Программа предусматривает использование эвристических приемов*, поисковых вопросов iconИспользование приемов эпидемиологической диагностики в доказательной медицине
В последнее десятилетие существенно возросла роль такого направления в здравоохранении, как доказательная медицина (ДМ). Несмотря...
Программа предусматривает использование эвристических приемов*, поисковых вопросов icon«охрана труда в отрасли и гражданская оборона»
Индивидуальное задание предусматривает рассмотрение двух теоретических вопросов и решение двух задач. Номер заданий – порядковый...
Программа предусматривает использование эвристических приемов*, поисковых вопросов iconЗакономерность. В этом можно убедиться на примере презумпции
Презумпции и преюдиции в доказывании процесс доказывания включает в себя использование презумпций и преюдиций. Учение о презумпциях...
Программа предусматривает использование эвристических приемов*, поисковых вопросов iconНа проведение поисковых работ

Программа предусматривает использование эвристических приемов*, поисковых вопросов iconНа проведение поисковых работ

Программа предусматривает использование эвристических приемов*, поисковых вопросов iconКоннира Андреас Сердце разума Практическое использование методов нлп оглавление
Использование нового созданного воспоминания с целью внесения коренных изменений
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница