Место биологии в системе естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Проблема предмета биологической науки


Скачать 39.36 Kb.
НазваниеМесто биологии в системе естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Проблема предмета биологической науки
Дата публикации19.11.2013
Размер39.36 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Биология > Документы
Место биологии в системе естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Проблема предмета биологической науки.
С точки зрения методологии проблема конструирования биологии как самостоятельной науки очень сложна. Однако, в предметном отношении сомневаться в естественнонаучности биологии не приходится.
Неокантианство баденской школы (Виндельбанд, Риккерт) ввело разделение на науки о культуре и науки о природе.
В повседневной жизни не сомневались в существовании объективных вещей. Но в научной теории, в этом специфическом отношении к внешнему миру, следует обходится без произвола и небрежности.
Теория имеет дело с объектом, но какой это объект? Представим себе
1. а) в комнате 3 стены, а 4-ой нет, за пределами комнаты пейзаж;
б) на месте стены – нарисован пейзаж;
в) 4-ая стена белая с проекцией слайда “Пейзаж”.
Во всех 3-х случаях мы не определили, что видим, так как видим одно и то же. Субстанция разная, но мы этого не заметили.
2. а) мы сидим в обсерватории и смотрим на небо;
б) – - в планетарии и видим такое же небо.
Мы не знаем какой объект перед нами, что мы видим. Но мы всегда имели одно впечатление. Значит, делают вывод баденцы – предмет науки – “представление”.
В некоторых случаях можно не идти далее представления; художники, поэты могут видеть и должны видеть объект по-разному. На французском впечатлении “вырос” весь “импрессионизм” – художник останавливается на своем впечатлении. Наука о представлении только начинает. Наука пользуется предметами, но имеет дело с понятиями. Ее результат – система понятий, ее отношение к объекту: теоретическое, созерцательное.
Баденцы выделяют 2 принципиально различных способа обращения с действительностью, то есть 2 способа образования понятий и подведение под понятия предметов действительности.
1 способ реализуется в науках о природе (естествознание).
2 способ реализуется в науках о культуре (гуманитарные науки).
1. ^ Интерес естествоиспытателя сосредоточен на познании общего, закона. Он стремится к обобщениям. Его не интересуют отдельные вещи. Использует генерализирующий метод. Естествознание отвлекается от частного, создает свой особый теоретический мир общих понятий, подчиняющийся логическим законам. Здесь неокантианцы обратили внимание на действительную черту познания, которой до них не придавалось большого значения. Наука не может познать абсолютно все. Каждая наука вынуждена выбирать типические явления (математика – наиболее общеобязательная, так как имеет дело с абстрактными величинами). Наука точна только тогда, когда она имеет дело с массовыми явлениями, поддающимися статистической обработке. Этот идеал был развит в постпозитивизме 2 половины ХХ века.
2. Интерес историка, филолога, гуманитария прямо противоположен. Он направлен на индивидуальное отдельное событие в его своеобразии. Пользуется индивидуализирующим методом. То есть гуманитарий ищет особенное, специфическое, присущее только данному событию. Но ведь вся действительность индивидуальна; одновременно вся действительность и экстенсивно и интенсивно бесконечно разнообразна. Что может выделить в этом бесконечном разнообразии историк со своим индивидуализирующим методом? Нельзя же описать все явления в бесконечном многообразии. Риккерт указывает, что в гуманитарных науках одного признака (выделение индивидуального) недостаточно. К нему надо добавить такой принцип – как отнесение к ценностям. Вообще, понятие “ценность” вошло в философию и науку недавно. Идея о духовных “ценностях” существовала давно, но не была понятна. Ценности – это то, что не существует, а значит имеет значение для людей. Они ставят мир в отношение к человеку, выделяют то, что важно для него, как мыслящего, чувствующего, нравственного существа. Т.е. ценностьнорма для мысли, чувства, воли. Если человек стремится к истине – он должен следовать нормам логики; к нравственности – нормам справедливости. Представитель гуманитарной науки выбирает события, обладающие ценностью. Он описывает такое событие без попыток выявить общеисторические закономерности, но это законы социологии (статистики), а не законы истории.
^ В биологии роль методологии фактически играет теория эволюции. Ее основой является исторический подход, и главная проблема – установление особенностей развития жизни на земле. Такая задача нацеливает исследователя на выявление специфичности, уникальности биологических объектов, что выражается, например, в поиске генотипических и фенотипических дистанций между объектами, выяснение специфики адаптации организма к конкретным условиям среды.
Однако такая целевая установка не является естественнонаучной, если исходить из классического разделения наук о природе и наук о культуре (Баденская школа неокантианства). Эволюционная парадигма заставляет биологию тяготеть к идиографическому характеру знаний. Поиск различий, выявление уникальности исследуемых объектов позволяет методологически охарактеризовать биологию не как естественную, а как гуманитарную науку.
Т.е. биологию необходимо демаркировать от физики, химии, с одной стороны, и от гуманитарных наук – с другой. С методологических позиций реальность в этих 3 типах наук наделяется различными характеристиками:
^ Гуманитарные науки – реальность выступает фактически как континуум событий (предметом анализа истории являются не вещи, а события)
Естественные наукипредметом исследования являются вещи, среди последних можно выделить организмы и механизмы.
В биологии термин “организм” употребляется в 2 аспектах: в узком – синоним “особи”, в широком – как любая живая целостная система, элементы которой детерминированы целым (особи, виды, биогеоценозы и т.д.).
Однако особь можно рассматривать и как механизм – с генетических позиций свойства особи определяются информацией, содержащейся в генах, то есть с этой точки зрения элементы детерминируют целое. Тоже самое возможно и с философских позиций – трактат Ламетри “Человек-машина”.
Хотя различия между организмами и механизмами в большей степени является методологическим нежели онтологическим, можно предложить отличительный критерий. – Организмы – такие объекты, которые возникают, претерпевают становление (генезис) и погибают. В отличие от этого механизмы неразвивающиеся объекты. Движение такого механизма либо перемещение в пространстве, либо перемещение одних частей относительно других (кинезис). Проблема возникновения механизма фактически не ставится, он рассматривается как нечто данное, в крайнем случае, его появление рассматривается как сборка или самосборка из составляющих элементов.

Похожие:

Место биологии в системе естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Проблема предмета биологической науки iconФгбоу впо «ЧелГУ» Костанайский филиал Кафедра социально-гуманитарных...
Крамаренко М. Н., кандидатом с/х наук, ст преподавателем кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Место биологии в системе естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Проблема предмета биологической науки iconРабочая учебная программа составлена: Крамаренко М. Н., кандидатом...
Рабочая учебная программа составлена: Крамаренко М. Н., кандидатом с/х наук, ст преподавателем кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных...
Место биологии в системе естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Проблема предмета биологической науки iconМетодические указания для студентов по изучению дисциплины «Математический анализ»
Сопруновой О. В., ст преподавателем кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Место биологии в системе естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Проблема предмета биологической науки iconТема 1 Предмет и метод экономической науки. Экономический образ мышления....
Й реальности. Наука как целостный системно-организованный механизм познания окружающей реальности. Цель, задачи, функции и структура...
Место биологии в системе естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Проблема предмета биологической науки iconНа главную раздела "Сапунов Б. В. и Сапунов В. Б."
Цель работы – попытаться понять истинную сущность тех, кто учит и направляет человечество. Фразерство и демагогию отбросим сразу....
Место биологии в системе естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Проблема предмета биологической науки iconУчебно-методическое пособие иностранный язык (английский)
Зав кафедрой иностранных языков для гуманитарных и естественнонаучных специальностей
Место биологии в системе естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Проблема предмета биологической науки iconТема Культурология в системе гуманитарных наук, 2 часа История появления...
Культурология: учебник. Под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. Спб, 2010. С. 4-38; 470-520
Место биологии в системе естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Проблема предмета биологической науки iconОбоснование связей между культурологией и методикой преподавания культурологических дисциплин
Общее в культурологии и методике: каждая из этих гуманитарных дисциплин имеет свой объект и предмет исследования и ту более конкретную...
Место биологии в системе естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Проблема предмета биологической науки iconТребования к оформлению выпускной квалификационной работы
А 4, шрифтом Times New Roman, кегль 14, интервал 1,5, левое поле – 30 мм, правое – 15 мм, нижнее – 20 мм, верхнее – 20 мм. Объем...
Место биологии в системе естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Проблема предмета биологической науки iconПонятие мировоззрения, виды мировоззрения. Особенности философского мировоззрения
Все, и естественные, и гуманитарные научные дисциплины считались разделами философии. Однако, когда со временем науки одна за другой...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница