Вопросы к экзамену по дисциплине «Психофизиология профессиональной деятельности»
для студентов специальности «Управление персоналом»
Психофизиология профессиональной деятельности как наука: предмет изучения, основные теоретические и практические задачи.
Психофизиология профессиональной деятельности, её взаимосвязь с другими науками о человеке и труде.
Психофизиология профессиональной деятельности как наука: характеристика основных объяснительных принципов и методов исследования (психологических, физиологических).
Системный подход в психофизиологии профессиональной деятельности: понятие функциональной системы, основные признаки организации, приспособительные механизмы поведения.
Интегративный подход в психофизиологии профессиональной деятельности: основные положения теории интегральной индивидуальности, характеристика уровней организма, индивида и личности.
Общий план строения нервной системы человека: виды клеток, понятие центральной и периферической нервной системы, строение и функции головного и спинного мозга.
Строение головного мозга: основные отделы и их функции.
Функциональное деление нервной системы: соматическая и вегетативная нервная система, характеристика основных эффектов симпатической и парасимпатической систем.
Основные функциональные блоки мозга (теория динамической локализации функций А.Р.Лурии): характеристика структур, функциональное значение.
Система регуляции функций: понятие физиологической регуляции, виды регуляции (по отклонению/рассогласованию, по возмущению), понятие саморегуляции.
Механизмы регуляции физиологических процессов: понятие нервной, гуморальной и нервно-гуморальной регуляции, основные железы внутренней секреции, гормоны и их физиологический эффект.
Рефлекс как основа физиологической регуляции: понятие, биологическое значение, виды рефлексов. Рефлекторная дуга как анатомическая база рефлекса: строение соматической и вегетативной рефлекторной дуги.
Характеристика низшей и высшей нервной деятельности по И.П. Павлову: безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы, их биологическое значение, условия образования условных рефлексов; динамический стереотип как физиологическая основа автоматизации движений.
Морфологическое строение нервной системы: нейроны и нейроглия, свойства нейронов (возбудимость, проводимость, лабильность), их виды и функции, характеристика процессов нейрогенеза.
Основные физиологические процессы – возбуждение и торможение: понятие возбуждения, механизм проведения, характеристика потенциала покоя и потенциала действия; понятие торможения, его виды и функции.
Механизм проведения возбуждения в синапсах ЦНС: виды синапсов, этапы электрохимической передачи импульсов, роль медиаторов и их виды.
Понятие и общие свойства сенсорных систем: обнаружение и различение сигналов, их передача, преобразование и кодирование, детектирование и опознание признаков сенсорного образа.
Зрительная и слуховая сенсорные системы: строение, основные характеристики, роль в профессиональной деятельности.
Обонятельная, вкусовая, соматосенсорная, висцеральная сенсорная системы: строение, основные характеристики.
Психофизиология мотивации и потребностей: понятие мотивации и потребностей, виды потребностей; психофизиологические механизмы мотивации.
Мотивация в профессиональной деятельности: закономерности организации мотивационного поведения.
Психофизиология эмоций: понятие эмоций, аспекты их изучения, феноменология; центральные (мозговые) механизмы эмоций и их биохимическая специфика.
Теории происхождения эмоций: эволюционная теория происхождения эмоций Ч.Дарвина, адаптационная теория эмоций Р. Плучека, потребностно-информационная теория эмоций П.В. Симонова.
Характеристика процесса профессионального научения: основные формы научения, виды умений и навыков, этапы формирования навыка.
Сенсорно-перцептивная сфера профессиональной деятельности: основные характеристики и механизмы восприятия и внимания.
Психофизиология внимания: понятие ориентировочной реакции, нейрофизиологические механизмы внимания (нейронный, структурно-функциональный и системный уровни), психофизиологические методы диагностики внимания.
Логическая сфера профессиональной деятельности: характеристика механизмов запоминания, сохранения, забывания и воспроизведения информации; характеристика факторов, определяющих эффективность памяти в профессиональной деятельности.
Психофизиология памяти: характеристика основных видов, этапы формирования энграмм, системы регуляции памяти (неспецифический и модально-специфический уровень).
Психофизиология памяти: физиологические теории и биохимические исследования.
Психофизиология мыслительной деятельности: моделирующий и дифференциально-диагностические подходы к изучению мышления, электрофизиологические корреляты мышления (импульсная активность нейронов, ритмы ЭЭГ).
Логическая сфера профессиональной деятельности: характеристика этапов функционирования практического мышления (возникновение проблемной ситуации, формулирование мыслительной задачи, решение задачи и его реализация).
Психофизиология речи: уровни внутренней речи, периферические системы обеспечения речи, мозговые центры речи.
Интеллект как регулятор профессиональной деятельности: понятие, уровни, типы интеллектуальной активности, роль физиологических факторов в обеспечении интеллекта.
Индивидуально-типологические свойства (сила НС, уравновешенность и подвижность нервных процессов, ригидность/пластичность, активность/пассивность, экстра-/интроверсия), их роль в профессиональной деятельности.
Функциональная асимметрия головного мозга, её роль в формировании индивидуального стиля деятельности.
Психофизиологический анализ профессиональной деятельности: понятие и общие характеристики деятельности, структурно-морфологический подход к анализу деятельности.
Психофизиологический анализ профессиональной деятельности: понятие и общие характеристики деятельности, функционально-динамический подход к анализу деятельности.
Характеристика основных видов и типов профессиональной деятельности.
Субъект-объектная и субъект-субъектная деятельности: основные особенности и структурно-психологические характеристики на примере операторской и управленческой деятельности.
Физиологические основы трудовых процессов: особенности вегетативных процессов при физической и интеллектуальной работе.
Физиологические основы трудовых процессов: формы труда по видам нагрузок, критерии оценки мышечной и нервной нагрузок.
Профессиографический подход к изучению профессиональной деятельности: понятие профессиограммы, подходы к разработке, характеристика основных элементов – трудограммы и психограммы.
Профессиональная пригодность: основные компоненты, проявления, предпосылки формирования.
Этапы профессионального развития личности (по Д.Сьюперу, В.А.Бодрову), их связь с общим возрастным развитием.
Характеристика основных уровней профессионализма (по А.К.Марковой): допрофессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм, псевдопрофессионализм, постпрофессионализм.
Общие психологические закономерности становления профессионала.
Профессиональный отбор: понятие, основные этапы, особенности профессионального отбора на предприятиях ж/д транспорта.
Профессиональная ориентация: цели, задачи, характеристика основных форм (профессиональное просвещение, профессиональная консультация).
Профессиональная адаптация: понятие, основные направления (профессиональная, психофизиологическая, социально-психологическая, организационная).
Функциональные состояния: понятие, основные подходы к определению (комплексный, эргономический, психофизиологический, нейрохимический).
Функциональные состояния человека: характеристика бодрствования, роль мозговых структур в его формировании и регуляции.
Функциональные состояния человека: состояние сна, характеристика и периодичность стадий сна, нейронные структуры, ответственные за их развитие.
Функциональные состояния: основные виды, подходы к диагностике (физиологический, психологический).
Функциональные состояния в профессиональной деятельности: понятие работоспособности, её компоненты, динамика работоспособности.
Функциональные состояния в профессиональной деятельности: характеристика проявлений утомления и усталости, методы преодоления.
Функциональные состояния в профессиональной деятельности: причины, проявления и методы диагностики монотонии.
Условия труда (санитарно-гигиенические, физиологические, психологические, эстетические) и их влияние на работоспособность персонала. Методы повышения работоспособности.
Динамика профессионализма в особых и экстремальных условиях труда в предметной физической среде: неопределенная ситуация, усложненные, измененные, экстремальные условия, ситуация готовности к экстренному действию, ситуация риска.
Динамика профессионализма в особых и экстремальных условиях труда в социальной среде: вхождение в новую профессиональную среду, нововведения и конфликты, потеря работы, внутренние кризисы.
Психофизиология стресса: понятие, виды, условия возникновения, этапы развития, последствия, методы преодоления стресса.
|