Методические рекомендации тема: гигиеническая оценка обеспеченности организма витаминами а и С


Скачать 416.34 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации тема: гигиеническая оценка обеспеченности организма витаминами а и С
страница1/3
Дата публикации06.11.2013
Размер416.34 Kb.
ТипМетодические рекомендации
vb2.userdocs.ru > Биология > Методические рекомендации
  1   2   3
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ

ОРГАНИЗМА ВИТАМИНАМИ А и С



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ



1. ТЕМА: ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ВИТАМИНАМИ А и С.

2. Общее время занятий - 3 учебных часа

  1. Мотивационная характеристика темы:

Функционирование систем эндогенной защиты гомеостаза и течение всех физиологических процессов зависит от адекватности и сбалансированности фактического питания, полноценного обеспечения организма эссенциальными питательными веществами, в том числе и витаминами. Недостаточное поступление с пищей витаминов, прежде всего А и С, способствует изменению оптимальных условий ассимиляции пищевых веществ, нарушению механизмов ферментативного катализа и биохимических процессов всех жизненно важных функций организма, что неблагоприятно отражается на формировании статуса питания. Поэтому, своевременная гигиеническая оценка обеспеченности организма ретинолом и аскорбиновой кислотой позволяет диагностировать состояние гиповитаминоза и предотвратить угрозу развития авитаминоза.

^ 4. Цель занятия:

Систематизировать и закрепить знания о гигиенической и биологической значимости витаминов А и С. Ознакомить студентов с основными методиками гигиенической оценки обеспеченности организма ретинолом и аскорбиновой кислотой.

^ 5. Задачи занятия:

  • Овладеть методиками гигиенической оценки обеспеченности организма ретинолом и аскорбиновой кислотой.

  • Освоить решение ситуационных задач по донозологической гигиенической диагностике гиповитаминозных состояний.

^ 6. Требования к исходному уровню знаний:

Для полного освоения темы необходимо повторить из:

  • биохимии: что такое витамины; участие основных водо- и жирорастворимых витаминов в биохимических реакциях организма;

  • физиологии : физиологическая роль витаминов.

^ 7. Контрольные вопросы из смежных дисциплин:

  1. Определение и классификация витаминов.

  2. Провитамины. Антивитамины.

  3. Экзогенные и эндогенные причины гипо- и авитаминозов.

  4. Суточная потребность в основных водо- и жирорастворимых витаминах.

  5. Биохимические и физиологические методы контроля обеспеченности организма витаминами.

^ 8. Контрольные вопросы по теме занятия:

1) Причины развития витаминной недостаточности.

2) Биологическая роль аскорбиновой кислоты.

3) Проявления недостаточности витамина С.

4) Биологическая роль витамина А.

5) Признаки А-гиповитаминоза.

6) Нормы физиологической потребности в основных витаминах.

7) Продукты – источники аскорбиновой кислоты, каротина и ретинола.

8) Гипервитаминозы: причины и профилактика.
^ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Пища является источником энергии для многочисленных процессов жизнедеятельности и служит поставщиком пластических материалов, а также незаменимых питательных веществ для построения структурных элементов, осуществления механизмов ферментативного катализа и регуляции обмена веществ. Одними из незаменимых питательных веществ являются витамины - низкомолекулярные органические соединения, необходимые для поддержания гомеостаза, нормального осуществления обмена веществ, биохимического обеспечения всех жизненных функций организма.

В отличие от других эссенциальных питательных веществ (незаменимые аминокислоты, ПНЖК и др.), витамины не являются пластическим материалом или источником энергии и включаются в обмен веществ преимущественно как участники биокатализа (каталитическая функция витаминов) и регуляции отдельных биохимических и физиологических процессов (регуляторная функция).

Контроль за достаточным поступлением с пищей витаминов и удовлетворением физиологических потребностей в них является одной из важнейших задач специалистов в области нутрициологии.
Существуют две основные группы методов оценки витаминной обеспеченности организма:


  1. Изучение содержания витаминов в рационах питания обследуемых контингентов населения и фактического потребления витаминов с пищей.

  2. Изучение и оценка витаминного статуса организма человека по уровню адекватности функционирования физиологических и биохимических систем, эссенциальными компонентами которых служат данные витамины.

^ Первая группа методов ставит своей задачей получение данных о количестве витаминов, поступающих в организм человека с пищей, без учета индивидуальных особенностей физиологических и метаболических процессов.

^ Вторая группа методов позволяет судить о степени насыщения организма витаминами.
Основные подходы к оценке витаминной обеспеченности человека представлены в таблице 1.

Таблица 1.

^ Методы изучения витаминной обеспеченности организма.

Изучение витаминной ценности рационов и фактического потребления витаминов с пищей

Изучение витаминного статуса организма.

  1. Методы изучения фактического питания:

  • анкетно-опросный;

  • расчетный;

  • весовой.

  1. Химико-аналитические методы определения содержания витаминов в рационах.




1. Соматометрические методы;

2. Физиометрические методы;

3. Общеклиническое и соматоскопическое обследование с выявлением микросимптомов витаминной недостаточности (гипо - и авитаминозов)

4. Физиолого-биохимические тесты (прямые и функциональные);

5. Гематологические методы;

6. Иммунологические методы;

7. Изучение заболеваемости (морбидности).


Наиболее значимыми для организма человека являются витамин С (аскорбиновая кислота) и витамин А. Поэтому гигиеническая оценка обеспеченности организма данными витаминами является актуальной задачей нутрициологии.


        1. ^ Изучение витаминной ценности пищевых рационов и фактического потребления с пищей аскорбиновой кислоты и витамина А


Расчетный метод заключается в изучении потребляемого человеком продуктового набора по официальным документам (меню-раскладкам, накопительным ведомостям) с последующим расчетом по таблицам «Химического состава пищевых продуктов» содержания в них витаминов А и С. Данные, полученные с помощью расчетного метода, дают представление о витаминной ценности используемого рациона питания, об основных пищевых источниках витаминов в питании обследуемого контингента населения. Однако они не позволяют учесть истинное потребление витаминов обследуемыми, поскольку учет реально съеденной ими пищи отсутствует. Этого недостатка лишены весовой и, в меньшей мере, анкетно-опросный методы изучения фактического питания.

^ Анкетно-опросный метод заключается в изучении фактического питания населения с помощью специально разработанных анкет. Метод прост, доступен, не требует специального оборудования и может использоваться при анализе как группового, так и индивидуального питания в домашних условиях. Для оценки витаминной обеспеченности в анкеты включают вопросы о потреблении в течение дня дополнительных источников витаминов - поливитаминных препаратов, витаминизированных напитков и др.

^ Весовой метод заключается в строгом количественном учете (взвешивании) всех потребляемых в день продуктов и блюд. Метод трудоемкий, но дает возможность полной количественной оценки фактического питания.

При анализе потребления витаминов с пищей необходимо учитывать распад их при кулинарной и термической обработке продуктов. Например, разрушение витамина А составляет от 5% (запеканка и пудинг из творога) до 63-67% (куры отварные); а распад аскорбиновой кислоты от 15% (картофель отварной в мундире) до 100% (мясо отварное) (приложения 1-2).

Используя описанные методы, получают данные о содержании витаминов в среднесуточных рационах питания и их фактическом потреблении. Полученные данные сопоставляют с нормами среднесуточной физиологической потребности в витаминах («Нормы физиологической потребности в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР» (Утв. МЗ СССР, №5786-91, 1991г) (приложение 3).

Сведения о содержании витаминов при применении расчетных методов носят ориентировочный характер, что обусловлено резкими колебаниями содержания витаминов в одних и тех же продуктах в зависимости от климатических и географических условий, сезона, сорта, сроков хранения, последующей кулинарной и термической обработки и др. факторов. Этих недостатков лишены прямые методы определения содержания витаминов, основанные на использовании химико-аналитических методик.


        1. ^ Изучение витаминного статуса организма.


а) Оценка состояния здоровья и физического развития.
Комплексное изучение состояния здоровья, включающее общеклиническое обследование, оценку заболеваемости, изучение иммунологического статуса и антропометрических показателей у обследуемых, является важным подходом к оценке обеспеченности организма витаминами.

^ Общеклиническое и соматоскопическое обследование направлено на выявление возможных микросимптомов гиповитаминозных состояний (приложения 4, 5).

Одним из основных показателей, характеризующих состояние здоровья, является изучение заболеваемости, включающее учет общего числа случаев с временной утратой трудоспособности, изучение структуры заболеваемости, вычисление индекса здоровья коллектива (число обследуемых, не обращавшихся за медицинской помощью / общее число обследуемых 100%).

Отклонения антропометрических показателей от стандартных показателей физического развития здоровых лиц могут также указывать на дефицит в питании витаминов, играющих важную роль в обеспечении нормального роста и развития.

Показатели иммунологического и гематологического статуса являются чувствительными тестами, которые могут изменяться на более ранних стадиях витаминной недостаточности, чем другие показатели здоровья.
б) Физико-биохимические тесты оценки обеспеченности витаминами.

Сущность этих методов заключается в прямом изучении содержания витаминов и их метаболитов в биологических жидкостях (биохимические тесты), либо в оценке физиологических или метаболических процессов, на реализацию которых влияют витамины (физиологические тесты).

^ Физиологические тесты:

  1. Исследование проницаемости стенки сосудов (для оценки обеспеченности организма аскорбиновой кислотой и биофлавоноидами) (приложение 6).

  2. Оценка времени темновой адаптации (как показатель обеспеченности организма ретинолом) (приложение 6).

Метод заключается в изучении порога темновой адаптации, представляющего минимальную интенсивность освещения, которую воспринимает обследуемый после пребывания в темноте. При нарушении обеспеченности организма ретинолом порог темновой адаптации повышается.

Наряду с изучением темновой адаптации можно использовать электроретинографию сетчатки.

^ Биохимические тесты:

  1. Методы, основанные на определении содержания витаминов и продуктов их обмена в биологических жидкостях организма, тканях.

а) Определение витамина С в сыворотке крови, лейкоцитах, моче.

Об обеспеченности организма витамином С судят по количеству аскорбиновой кислоты, выделяемой с мочой (мг/час или суточное выделение) (приложение 7); по отношению количества выделяемой с мочой аскорбиновой кислоты к количеству экскретируемого общего азота (норма 0,21- 0.33); по содержанию в сыворотке крови и лейкоцитах (норма 0,7- 1,2 в100 мл);

б) Исследование содержания витамина А в крови (натощак и после нагрузки витамином А).

В норме содержание ретинола в крови 1,05- 2,44 мкмоль/л, каротиноидов 1,5- 4,6 мкмоль/л. Более низкие цифры указывают на дефицит ретинола в пищевом рационе.

в) Методы оценки запасов витамина А в печени.

2. Методы, основанные на оценке состояния метаболических процессов в которых принимают участие витамины.

а) Изучение витамин А-зависимых физиологических и метаболических процессов, в том числе биомикроскопия роговицы.

б) Изучение активности пролин- гидроксилазы и экскреции оксипролина с мочой (отражение участия витамина С в процессах гидроксилирования пролина).

Суточная потребность в витамине А взрослого человека составляет от 800 до 1000 мкг ретинолового эквивалента. При этом 1/3 должна покрываться за счет ретинола и 2/3- за счет каротина. Потребность взрослых в аскорбиновой кислоте рассчитывается на 1 Мкал (на 1000 ккал необходимо поступление 25 мг витамина С). Для детей нормы потребления витамина А и аскорбиновой кислоты указаны в приложении 3.

Пищевые продукты-источники витамина С по содержанию аскорбиновой кислоты делятся на 3 группы: 1 группа- с содержанием витамина С выше 100 мг%; 2 группа- с содержанием витамина С от 50 до 100 мг%; 3 группа - содержание витамина С менее 50 мг% (таблица 2).

Таблица 2
^
Продукты-источники витамина С




Группа продуктов




I . Содержание витамина С выше 100 мг%

Шиповник (сухие плоды) (1500), черная смородина (250), перец красный сладкий (250), облепиха (120), капуста брюссельская (120), укроп (150), петрушка (150), хрен (200).

II. Содержание витамина С от 50 до 100 мг%

Капуста красная (60), цветная (70), клубника (70), грейпфрут (60), щавель (55).

III. Содержание витамина С до 50 мг%

^ Витаминоносители средней активности (до 50 мг%): капуста белокачанная (30), цитрусовые (40-50), яблоки (16), зеленый горошек (25), томаты (22), крыжовник (45),малина (37), картофель (20-30);

^ Витаминоносители слабой активности (до 10 мг%): морковь (5), огурцы (9), свекла (10), арбуз (7), гранаты (5).
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации тема: гигиеническая оценка обеспеченности организма витаминами а и С iconМетодические указания для практических (семинарских) занятий: Тема Введение в макроэкономику
Методические рекомендации для студентов обсуждены на заседании методической комиссии кафедры экономики
Методические рекомендации тема: гигиеническая оценка обеспеченности организма витаминами а и С iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Детские болезни»
Методические рекомендации обсуждены на заседании курса нефрологии от «8» февраля 2012 г., протокол №8
Методические рекомендации тема: гигиеническая оценка обеспеченности организма витаминами а и С iconМетодические рекомендации Владимир 2009
Методические рекомендации предназначены для студентов 4-х курсов педагогических специальностей Владимирского государственного гуманитарного...
Методические рекомендации тема: гигиеническая оценка обеспеченности организма витаминами а и С iconМетодические рекомендации по работе с одаренными детьми для дошкольных...
...
Методические рекомендации тема: гигиеническая оценка обеспеченности организма витаминами а и С iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации...
Посохов А. Ю., доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Ростовского филиала рап, кандидат юридических наук
Методические рекомендации тема: гигиеническая оценка обеспеченности организма витаминами а и С iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Методические рекомендации тема: гигиеническая оценка обеспеченности организма витаминами а и С iconМетодические рекомендации по написанию курсовых работ слушателями...
Методические рекомендации предназначены для слушателей очного (заочного) факультета Санкт-Петербургского университета мвд россии
Методические рекомендации тема: гигиеническая оценка обеспеченности организма витаминами а и С iconГигиеническая оценка проектов основных типов учреждений для детей и подростков
Достаточность площади учебно-производственных мастерских профес­сионального училища оценивается путем
Методические рекомендации тема: гигиеническая оценка обеспеченности организма витаминами а и С iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по курсу «Информатика»
Интернет по темам курса. Конспект проверяется не менее 1 раза в семестр. Оценка за конспект (3-5) переводится по методике в рейтинг...
Методические рекомендации тема: гигиеническая оценка обеспеченности организма витаминами а и С iconМетодические рекомендации к практическим занятиям направление подготовки:...
Строительные машины и оборудование: методические рекомендации к практическим занятиям / сост. Костина Н. В.— Ставрополь: Изд-во скфу,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница