44. Показатели результативности социальной политики


Скачать 148.79 Kb.
Название44. Показатели результативности социальной политики
Дата публикации09.11.2013
Размер148.79 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Банк > Документы

44.Показатели результативности социальной политики.

Ур-нь и кач-во жизни населения

Обобщ-ми и результ-ми показ-ми развит эк-ки и проводимой соц политики служат Ур-нь и кач-во жизни насел той или иной страны.

Под уровнем жизни поним степень удовл-ния по­тр-тей людей в опред, необх-х для жизни благах.

Основн показ-ми Ур-ня жизни в совр усл, согласно рекомендациям

ООН, рассм следующие:

  1. Рождаемость и смертность населения.

  2. Санитарно-гигиенические условия жизни.
    3. Потребление продовольственных товаров.

  1. Жилищные условия.

  2. Образование и культура.

  3. Занятость и условия труда.

  4. Доходы и расходы населения.

  5. Стоимость жизни и цены.

  6. Транспортные средства.

  1. Организация отдыха.

  2. Социальное обеспечение.

  3. Свобода человека.

Реалист-ки оценивая объект сложность расчета ряда из указ-х показателей, эк-кая наука продолжает поиски новых возм-тей такой оценки. Эта задача стала особенно акт-ной в связи с бурно разв-ся междунар-ми эк-ми отноше и необх-тью междунар-х оце­нок и сопоставлений. Так, в мир стат-ке, с 1990 года, по рекомендации ООН стали исп-ть особый показатель, называемый ИРЧП индекс развития человеческого потенциала.

ИРЧП определяется как среднеарифметическая величина трех

индексов:

-уровня образования;

-реального ВВП на душу населения;

-ожидаемой продолжительности жизни.

Кажд из трех индексов рассчит по соотв ф-ле

I=(Dф-Dmin)/(Dmax-Dmin)

гдеDф, Dmin, Dmax - данные фактические, миним и макси­м

Если, предположим, индекс продолжительности жизни (Iп.ж.) в стране, рассчитанный по формуле (10.1), составил 0,75, то. рассчитав другие составляющие ИРЧП - индекс уровня образованности (Iобр) и индекс среднедушевого ВВП(Iввп), общий ИРЧП можно определить по формуле

ИРЧП=(Iп.ж+Iобр+Iввп)/3

Общая вел-на ИРЧП служит основой для рейтинговой оценки стран мира.Однако следует еще раз отметить, что оценка на основе любо-го обобщ-го пок-ля, в том числе Ур-ня жизни, проблема весьма сложная и трудная, особенно на макроэк-ком уров­не. И это след учит-ть при использ-нии таких пок-лей на практике.

Кроме того, эту пробл нельзя анализ-ть без учета ка­ч-ва жизни. Под качеством жизни поним совок-ть взаимосвяз-х характ-к мат-го, соц-го и культурно-нравственного благополучия населения.

Определение кач-ва жизни посредством единого показателя не представляется возможным. Чтобы сост суждение о кач-ве жизни насел страны, след учит много разнород­ных показателей. Так, не обойтись при этом без хар-ки среды обит, усл окруж среды, без учета степени безоп-ти жизни граждан, без показателей соц защиты и соц-х гаран­тий, без учета сост к-ры, уровня нравств-ти и т.д. А все названные пок-ли, следует отметить, и сами непростые, сложно поддающиеся расчетам. Однако все это отнюдь не сниж огр знач-ть изуч-я, а тем более подъема Ур-ня и ка­ч-ва жизни насел, в чем немалую роль играет и социальная политика.


^ 45.Доходы населения и проблемы их распределения

Политика регул-я доходов насел как еще одна составляющая соц политики предст собой совок-ть принципов, мер и средств регулирующего воздействия в об­ласти доходов.Под доходом поним общую сумму денежных (и натур-х) поступлений субъекта из всех источников в теч данного периода времени.

Доходы могут приним разн формы. Осн совр формами доходов считаются:

--заработная плата;

-прибыль;

-рента;

-процент (на капитал); государственные (трансфертные) платежи.

Несмотря на различия этих форм, каждая из которых имеет свою собственную сущность, они вес могут представляться в трех основных видах доходов:

  1. номинальном;

  2. располагаемом;

  3. реальном.

источники совр доходов: следует отметить два основных: во-первых, эк-кая деят, когда она осуще-ся в той или иной сфере эк-ки в преде­лах сущ-щих в данной стране законов, и, во-вторых, так на­зываемая теневая деят-ть, не вписывающаяся в существую­щие законы, но приносящая субъекту доход. По разн источни­кам, теневая эк-ка сост от 5 до 20% и даже до 50% ВНП разных стран.

Осуществляя регулирующую деят-ть в обл доходов, гос-во изучает фактическое их распред-е с пом спец показателей и методов. Широко исп при этом децильный коэфф дифференциации, показ-щий соотнош доходов 10% населения с наиб доходами и 10% с наименьшими доходами, а также квинтильный коэфф дифференциации, рассчит как соотношение 20% населения с наибольшими и наименьшими доходами.



Для этого же исп «кривую Лоренца». График кривой Лоренца показ степень нерав-ва в распред доходов. На одной оси графика - доля (%) общего дохода, а на другой доля семей (%), получающих такую-то долю дохода. Если бы кажд группа семей получала равную долю дохода, это отразилось бы на прямой абс-го рав-ва (АР). Но реальное распред отклон-ся больше или меньше от этой прямой и образует кривую Лоренца. Чем больше ее выгнутость, тем больше неравенство.


Инструментами гос-ва при регулир доходов с це­лью уменьш нер-ва их распределения служат:

  • трансфертные платежи:

  • налоги;

  • регулирование цен и др.

Однако даже в развит странах «несмотря на некот прогресс бедность среди общего изобилия продолжает оставаться острой экономической и политической проблемой».

Проблема бедности - острейшая пробл во многих странах мира. Под бедностью поним такое эк-кое сост части насел, при кот оно не имеет миним нормат-х средств существования и не способно к самовоспроизводству своей жизни.

Количественная оценка бедности опирается на черту бедно­сти-- границу, определяемую тем миним-но необх уров­нем, ниже кот невозможно обеспечить удовл-е жиз­ненно важных потребностей человека.

Различ-ся абсол и относ черта бедности. Под абсолютной чертой бедности поним такой ур-нь жизни, кот учит только основные физиологические потребности человека. А относительная черта бедности опред-ся на осно­ве сравн-го сопоставления со сложившимся средн ур-нем доходов по стране. Например, в странах ЕС эта черта пров-ся ниже половины средн суммарных доходов д/х данной страны.Учит-ся и показатель глубины бедности, показ средн отклонение доходов бедных семей от вел-ны прожит-го минимума.

ООН в своих документах опир-ся, определяя бедность, на след пок-ль: гражданин относ к бедным, если его личн расх на потр-е сост 2 доллара в день. По данным ООН, таких бедных в мире насчит более 2 млрд че­ловек, т.е. 30% населения Земли.

Но мировая экономическая наука выделяет также категорию крайне бедных живущих на менее чем 1 доллар в день. Таковых насчитывается в разных странах 1,2 млрд человек, т.е. пятая часть народонаселения Земли - крайне бедные (нищие).

При соц-ориентированном подходе политика регул-я доходов в силу особенности такого вида эк-кой с-мы занимает очень важное место. Ее главн задача не допускать или на первом этапе миним-ть ту часть насел, кот оказ-ся за чертой бедности. С этим связана и вторая задача снизить поляризацию насел по доходам, в меру эк-кой необх и возможности снизив децильный коэфф ею дифференциации, который, кстати, в странах ЕС равен 6, а в Шве­ции=3. В Российской Федерации, по разным источникам, он со­ставляет от 15 до 30. В Республике Беларусь он равен 5.6.


^ 46.Механизм и основные направления социальной защиты.Особенности социальной защиты в РБ

В структуру соц политики входит также политика со­ц защиты. Это с-ма принципов, нормативов и мер, ис­п гос-вом для созд и регул-ния усл, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска.

Под соц риском поним риск возн-ния в общ-ве обстоятельств, наносящих существ ущерб гражд по объективным, не зависящим от них причинам (безработица, инфляция, межнац конфликты, инвалидность, возрастные последствия, преступления против безоп-ти личн и т.п.).

Для осущ политики соц защиты созд с-ма соц защиты, кот предст совок-ть кон­кр форм и мер, обеспеч-х поддержание жизнед-ти тех групп насел и тех граждан, кот оказ-ся в ситуа­циях соц-го риска по независящим от них обстоятельствам.

Главн принципами политики социальной защиты являются:

  • гуманность;

  • адресность защиты;

  • всеобщность в сочет с дифференцированным подходом
    к разным социально-демографическим слоям населения;

  • интеграц-ть разл частей с-мы защиты в ед целое;

  • гибкость системы;

  • надежность рес-го обеспеч мер, провод через дан с-му.

Соц защита осущ в двух основных фор­мах:натуральной и денежной. В денежной форме при опред обст-вах происхт разл рода выплаты (посо­бия по безработице многодетным семьям и т.п.). А в натур форме соц защита реализуется в виде беспл школь­ных завтраков или обедов, обеспеч одеждой и пит дет­ских домов, приютов

Методы соц защиты, означ конкр сп-­бы ее реализации, на практике весьма разнообразны. Это обусл разнообразием соц рисков и тех конкр ситуа­ций, объемов, форм, в кот они проявл себя.

Осн методами, используемыми для соц за­щиты, являются:

-соц помощь, осущ на безвозмездных либо льготных усл при трудном мат-ом положении в усл соц риска (инвалиды, многодетные, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС .);

-соце страх как с-ма предоставл финан­совой помощи за счет взносов обязат или добров порядка и в зав-ти от их размера. Взносы работн, рабо­тодат и гос-ва в пропорциях, опред-х законода­тельно в разн странах по-разному, служат источником для посо­бий, пенсий и др. социальных выплат;

-соц поддержка - это, прежде всего, способ защиты тех, чьи доходы оказались ниже прожит минимума, т.е. на­ходящихся за чертой бедности.



Тенденция гуманизации, челов-ти пробивает себе дорогу, в частности, в исторически утверждающейся в ряде стран соц ориентированной эк-ке рын типа. Эта тенденция, прежде всего, заметна в с-ме соц защиты - в ее доста­точности, гибкости и надежности, т.е. в том ощущении защищенно­сти, кот она созд для человека в совр, полном рис­ков общ-ве.

^ 47.Особенности социальной политики в условиях формирования и становления белорусской модели развития.

выделим следующие основные особенности.

Прежде всего, целевую направл-сть модели, кот зада­ет главный вектор ее формирования и развития. ^ Целевая направлен­ность модели закон-но утверждается Конституцией страны. Конституция Р Б опр-ет нашу страну как со­ц.

Гос-во.Сущность закл в том, что на базе соц рыночной эк-ки гос-во призвано осу­щ-ть такую политику, кот направлена во благо всех групп граждан, всех слоев насел при необходимой поддержке и за­щите слабых его групп.

В связи с поставленной целью – форм-ем соц гос-ва на основе соц рыночной эк-ки, а также под влиянием спец-ских условий нашей страны и складывает­ся бел-кая модель переходной эк-ки и социально-эк-кого развития. Каковы же ее черты и особенности?

Во-первых, особенностью Р Б явилась серь­езная (чрезвычайная) экологическая озабоченность. Она объек­тивно обусловлена катастрофой на ЧАЭС. Именно на территории Рес­публики Беларусь авария на ЧАЭС оставила наиб «черный» след

В целом, по данным специалистов, ущерб, нанесенный Респуб­лике Беларусь чернобыльской катастрофой, оценивается в сумму 235 млрд долларов США.

До 1992 года меры по ликвид ущерба фин-сь в осн из союзного бюджета СССР, но после его распада Р Б вынуждена нести всю тяжесть этой «ноши» одна и тратить на эти цели ежегодно до 25% госо бюджета, экономя на всем.

Во-вторых, ос-тью бел модели следует на­звать социально-щадящий х-р реформирования. Эта ос-сть вытекает из первой и является ее развитием:к наиб серьезным и опасным последствиям чернобыльской кат-фы следует отнести потерю здоровья. Особенно значи­тельна она у населения, проживающего на загрязненных террито­риях, переселенцев и ликвидаторов аварии. Исследования свиде­тельствуют о постоянном росте заболеваемости и инвалидности по­страдавшего населения. В целом состояние здоровья пострадавшего населения ухудшается, здоровые составляют только 15%. Так, в послеаварийный период резко увеличилась заболеваемость раком щитовидной железы, легких, особенно в районах обязательного от­селения Особенно беспокоит состояние здоровья будущего поколения. Ясно, что даже только спец меде обеспечение в таких усл требует больших эк-ских затрат и большого внимания,не меньших забот требуют в этих усл псих-­ская и соц реабилитация насел и его защита. Таким обр, объективные усл, в кот ок-сь нас страны, потребовали учета этого обстоятельства и проведения пе­реходных мероприятий в особом - социально-щадящем варианте. В противном случае трансформация могла завершиться полным провалом с соц противостояниями. Модель развития при­обрела социально-щадящую особенность.

В-третьих, особе-стью бел модели нужно при­знать ее интеллектуально-инновационную основу. Объективную основу этой особ-сти следует видеть в общемировой напр-сти развит в XXI в, фунд-ной базой кот явл но­вая, интелл-но-инф-ная эк-ка.

Форм-щаяся в мире новая эк-ка одной из главных своих опор имеет интеллект и его развитие. У РБ есть возм-сти и необх-сть «вписаться» в этот контекст мир-го прогресса. Обусл-сть этого напр связ и с особ-стями ресурсной базы эк-ки Беларуси. Ее относ бедность прир-ми ископ, особенно энерг-ми рес-ми, и относ рисковая зона сельско­хоз-го пр-ва вызывают необх-ть обратиться к рес интеллекта и сделать именно их основой эк-го и соц развития.

В усл, когда тенденцией мир эк-ки стан-ся выход

Интелл-го капитала на первые роли, Беларусь не должна и не может «упустить свой шанс». У страны есть все воз­м-ти сделать интелл-инновационный ресурс основой своего реформ-я и развит.

Бе­лорусская экономика к началу переходного периода сложилась как зрелая индустриальная экономика.На­ша респ спец-сь на пр-ве прод ин­дустр-х отраслей. Пр-во, означаю­щее взаимодействие с машинами и есть база индустриальной эк-ки. Таковой и была Беларусь на пороге трансформационных событий.

В-четвертых, еще одной особ-стью модели преобразова­ний в РБ явл их постепенность и последо­вательность. Эта черта в знач мере предопределена теми, кот обозначены выше:шоковый вариант на фо­не черноб кат-фы, а также в усл моноп-го характера исходной для реформ-я постсоветской эк-ки просто не мог дать позитивных рез-тов. Для этого нужны особые усл. Постепенность, градуализм у нас проявл и в особ-тях проц привати­зации гос собственности и др.

В-пятых, ос-стью бел модели перехода и разви­тия можно счит учет менталитета, ценностей и приверженностей населения. Эта ос-сть означ сохранение истор-ких и социально-культурных основ, на кот сформ-сь и держится социально-эк-кое ядро нашего общества. Такими основами признаны:

  • общинные, коллективистские начала;

  • развит чувство соц справ-ти;толерантность и неспешность;

  • трудовые ценностные ориентиры;

-- приемлемость многообразия народов и их культур;

-ориентация на сочет мат-го и дух-го начал и благ;

- развитое чувство ответственности за судьбы отечества.

Неучет, игнорирование такого рода ос-стей чреваты тяжкими последствиями не только в реализ реформ, но и явл типа кризиса и разрушений этноса. Учет же названных выше черт бел народа ставит заслон таким негативам рын-го типа с-мы, как беззастенчивая эксплуатация, эгоцентризм, массовая безработица.

^ В-шестых, смешанность формируемой экономической сис­темы - еще одна наша особенность. При этом под смеш-тью поним соврем обусл-ть сочет, совмещ-я в эк-ке страны двух разн форм х-ва - рын (при­б-ной) и нерын (несориент-ной на приб-сть), а также двух мех-мов макрорегул-ния — рын-го и гос-го.

^ Смеш тип эк-ки при ее соц ориент опир-ся, прежде всего, на сочет разн форм собств-ти, на многоукладность.Как показ факты, гос и негос формы собств-ти сочет в от­нош,приближающемся к 1 : 1.

^ 48.Основные взаимосвязи в открытой эк-ке. Платёжный баланс и валютный курс.

Для получения полной картины макроэк. связей надл использовать 2 элемента:

1.счета нац-го дохода ВНП(сумма внутрен. и зарубежн. расходов на тов. и услуги,произв. нац. пр-вом) Y=C+I+G+Эксп-Имп

1)эксп. квота=Σэксп/ВВП

2)Эксп. потенциал-доля пр-ции,кот. может продать страна на мировой рынок без ущерба для своей страны.

3)Торговое сальдо

Экспорт и импорт влияют на эк-ку с мультипликац. эффектом

Мэксп=1/MPS=1/(1-MPC)

Импорт и его мультипликат действие аналогичны ф-ции сбережения

MRM=ΔИмп/ΔВВП

^ M=1/MPS+MRM; M=ΔВНП/ΔX

ΔВНП=1/(MPS+MRM)* ΔX

2.Платежный баланс- систематиз. запись итогов всех эк. cделок между рез-ми данной страны и остальным миром в теч. опред периода врем.(год или квартал).Осн.принцип построения платежей баланса-система двойной записи.Осн. статьи:кредит и дебит.

Кредит-отток стоимостей,за кот. должен последовать их компенсир. приток в страну в иностр. валюте.

Дебит-приток стоимостей в страну,за кот. её резиденты должны платить наличн.деньгами

Σк=Σд

Стр-ра платежного баланса

1.Счёт текущих операций

1.тов. экспорт | 2.тов. импорт

Сальдо баланса внешней торговли

3.экспорт услуг(иностр. туризм,кроме кред. услуг) | 4.импорт услуг(платежи за туризм)

5.чистые доходы от инвестиций | 6.чистые трансферты

Сальдо баланса по операциям

2.Счет движения капитала

7.приток капитала | отток капитала

Сальдо баланса движения капитала

Сальдо баланса по текущим операциям и движ.капитала

3. Изменение офиц. Резервов(ошибки и просчёты)

Если вел-на чистого экспорта положит.,то говорят страна имеет положит. сальдо тек. операций.Если отриц,

то наблюд.дефецит или отриц. сальдо тек. операций.

Тождество счетов в откр. эк-ке указ на одну из причин,кот. играет важн. роль в междунар. эк-ке

.С пом. баланса текущ. операц. измер. объёмы задолжнности.

Баланс тек. операц. в стране=вел-не,на кот.измен-ся её чистые активы за рубежом.

Y-(C+I+G)=Xn

C+I+G –внутренняя отсорбция,обознач А

Xn=Y-A

В откр.эк-ке важн.знач.имеет взаимосвязь сбережений и баланса тек.операц.

Учитыв.,что S=доход(Y)-потреб.расх(С)-налоги(Т). Xn=Эксп-Имп.

ВНП S=I+Xn

Ур-ние выявляет различие между откр.и закр.эк-кой.В откр S=I+Xn;в закр S=I

В откр.эк-ке можно увелич.и инвестиц.и займы за рубежом.

В откр.эк-ке сущ.различ.между частн.и гос.сбереж-ми.

Частн.сбереж=Y(доход)-T(налоги)-C

Гос.сбереж=Y-C(гос.закупки)

Измен.офиц.резервов.В откр.эк-ке есть особый тип сделок-покупка и продажа офиц.резервов нац.банка.

Офиц.междун.резервы-активы,кот.нац.банк держит в кач-ве буфера,охран.эк-ку от катастрофы.Ка

к правило,офиц.резервы включ.:

-монетарн.золото-золото пробы не ниже 995-1000,наход.в банке и может быть продано.

-спец права заимствования(СДР)-выпускаемый МВФ,искусств.резервный актив,кот распред-ся между

странами-членами МВФ в соотв. с их квотами

-резервная позиция в МВФ-сумма резервной доли(транши) страны в МВФ и долга со стороны МВФ этой стране.

-валютн.активы-треб-ния к нерезидентам в форме иностр.валюты,банк-ких депозитов,ценных

бумаг и акций частных предприятий

-прочие требования(наличн валюты или депозиты)

Нац.банки продают или покупают междунар.резервы на фондовых рынках,чтобы во

здействовать на эк-ку своей страны.

В целом измен.офиц.резервов отраж.в платежном балансе “за чертой”

НЭГ № 77, 3 окт 2006

-5,1% -сальдо торг.баланса

+2,7% -сальдо услуг

Курс-цена,по кот.прод-ся и покуп-ся цен.бумаги.Валютн.курс-соотношюмежду ден.ед-цами разл.стран.Виды:

1.Номинальный(обменный)-относ.цена валюты двух стран

2.Реальный Ерел=Еномин*(Pd(ур-нь внутр цен в нац валюте)/Pf(ур-нь цен за рубеж.в иностр.валюте)(

Кросс-курс-курс двух валют через третью

1)фиксир и 2)гибкий вал. курс

реально фиксир. и договорно-фиксир.

в фиксир.курсе всегда сущ.опред.паритет.Обменн.курс опред-ся:

а)привязка к одной стране

б)совместное соглаш-е по валютн.курсу для многих стран.

Гибкий (плавающий курс)-уст-ся под возд-ем спроса и предложения. Опред-е курса валют-котировка.

Бывает прямая($1=2140 бел.руб) и косвенная(1 бел.руб=$0,0219)

В режиме гибких курсов сниж.цена равновесия-обесценивание валюты

Девальвация и ревальвация в реж.фиксир.курсов

Паритет покуп.спос-ти-ур-нь обменного курса,посредтв.кот.осущ-ся выравнивание покуп спос-ти каждой из них.Г.Кассель опр-л это как закон единой цены

Валютн.коридор-устан-ние границы колебаний вал.курсов

Пошлина-акцизный налог на импорт-мые товары с целью получ прибыли

Импортная квота-запрет ввоза сверх устан.лимитов

Факторы,опред-щие вал.курс:

1.Изменения предпочтениях и вкусах потребителей.

2.относ.измен.доходов

3.относ.измен.цен двух стран

4.относ.измен реальн % ставок

5.инфляц-ые ожидания

6.деффицит плат-го баланса

7.ден.масса в стране





Похожие:

44. Показатели результативности социальной политики icon01. Производственная функция короткого периода: понятие, сущность,...
Производственная функция короткого периода: понятие, сущность, графическое изображение. Показатели технической результативности производства...
44. Показатели результативности социальной политики iconФгбоу впо «Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина»
Рассчитйте результативность смк, используя таблицу значимости показателей (табл. 2) и показатели критериев результативности в соответствии...
44. Показатели результативности социальной политики icon1. Производственная функция короткого периода. Показатели технической...
Производственная функция длительного периода. Предельная норма замещения факторов и отдача от масштаба
44. Показатели результативности социальной политики iconО Международном фестивале авторской песни
Настоящее положение исходит из государственной социальной политики в сфере молодежной политики и культуры Российской Федерации
44. Показатели результативности социальной политики iconСписок участников VIII областного конкурса профессионального мастерства...
Управления образования Департамента социальной политики Администрации города Кургана
44. Показатели результативности социальной политики icon2 сентября в Санкт-Петербурге состоится пресс-конференция, посвященная...
«Вашингтонском консенсусе», экономической и социальной политики. В организованном международной инициативой «Постглобализация» Контрсаммите...
44. Показатели результативности социальной политики icon«рецензия на сайты организаций управления здравоохранения»
Рф закрепляет, что охрана здоровья граждан входит в число наиболее важных обязанностей российского государства. Поэтому охрана здоровья...
44. Показатели результативности социальной политики iconПоложение о проведении городского фестиваля «Русские самоцветы» Общие положения
Заместитель Руководителя Администрации города Кургана, директор Департамента социальной политики
44. Показатели результативности социальной политики iconТемы курсовых работ по дисциплине «экономика и социология труда»...
Государственная политика в области занятости, как составная часть социальной политики
44. Показатели результативности социальной политики iconПрограмма поэтапного совершенствования системы оплаты труда
В соответствии с подпунктом "е" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница