Речь. Выразительность русской речи Тропы Тропы


Скачать 55.71 Kb.
НазваниеРечь. Выразительность русской речи Тропы Тропы
Дата публикации10.10.2013
Размер55.71 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Астрономия > Документы
В8. Речь. Выразительность русской речи

Тропы

Тропы (греч. Tropos – «поворот», «оборот») – обороты речи (образы), основанные на употреблении слов в переносном значении и используемые для усиления изобразительности и выразительности речи.

Эпитет – художественно-образное определение какого-либо предмета или явления, не только указывающее на какое-то качество человека, но и вызывающее его зрительный образ и определенное эмоциональное отношение: чистое поле, острое слово, дерзкие глаза, мармеладное настроение (А. Чехов)

Сравнение – грамматически оформленное сопоставление с другим предметом или явлением, изобразительный прием, основанный на сопоставлении людей, предметов или явлений по их внешнему сходству, по присущим им качествам или по вызываемым ими сходным чувствам:

- сравнительная степень прилагательного или наречия обычно в сочетании с формой родительного падежа существительного: ^ Гарун бежал быстрее лани (М. Лермонтов)

- форма творительного падежа существительного (так называемые творительные сравнения): Заботы пчелами кружились.

^ Сравнительный оборот – сравнение, которое вводится в предложение с помощью союзов как, словно, точно, будто, предлогом подобно, прилагательным подобный и т.п.: Ты ведёшь себя как осёл; Он действовал чётко и точно, словно робот; Капли росы блестят подобно бриллиантам; Прилив поднимает волны, подобно горам.

Метафора – это скрытое сравнение на основе каких-либо признаков, общих для сравниваемых, сопоставляемых предметов или явлений: Горит восток зарёю новой; перенесение значения по сходству: Наш командир – орёл; соль анекдота; бриллиант росы.

^ Развёрнутая метафора – цельная картина, созданная употреблением слов в переносном значении. Например, у С. Есенина: ягнёночек кудрявый – месяц гуляет в голубой траве.

Гипербола – художественное преувеличение, суть которого заключается в том, чтобы усилить какие-либо качества человека или результатов поступков и тем самым эмоционально воздействовать на читателя или слушателя: Тысячу раз тебе говорил; напугал до смерти; кошмарный беспорядок; глаза громадные, как прожекторы (В. Маяковский).

Литота – художественное преуменьшение: лошадь величиной с кошку; небесполезное занятие; Талии никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь).

Олицетворение – наделение предметов или явлений неживой природы чертами живого существа, человека: море смеётся; судьба играет человеком; И звезда с звездою говорит (М. Лермонтов).

Метонимия – замена одного слова, названия или понятия другим, имеющим с первым причинную связь: город отмечает юбилей; читать Пушкина; съел целую тарелку.

Синекдоха – перенос по количественному соотношению, употребление единственного числа вместо множественного, и наоборот: Карась здесь не водится; И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М. Лермонтов)

Аллегория – иносказание, передача отвлеченного понятия через конкретный образ: ^ Должны победить лисы и волки (хитрость, злоба, жадность).

Перифраза (или перифраз) – замена названия предмета описательным оборотом речи: страна фараонов (о Египте); Грозно зарычал царь зверей; Из чащи на опушку вышел лесной великан – лось; Вы видели белочек в центре города? Лично я рыжую попрыгунью увидел из окна собственной квартиры.

^ Оценочная лексика – эмоционально-окрашенные слова, содержащие оценку.

Ирония – один из видов комического, скрытая насмешка, основанная чаще всего на том, что слово или выражение употребляется в значении, прямо противоположном общепринятому; переименование по контексту, подразумевающее прямую противоположность сказанному: Ну и помог ты мне! Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И. Крылов).

Парцелляция - намеренное нарушение границ предложения, разделение одного предложения с помощью точки на несколько частей – две или более – в экспрессивных целях. Парцелляция в пределах простого предложения: Я поехал в город. Купить лекарства; И снова идёшь среди воя собак. Своей. Привычной. Поступью. Тигра. (И. Сельвинский) Парцелляция в сложноподчиненном предложении (отдельной точкой придаточной части): Позже всего стареет голос. Поскольку голос – это инструмент души (В. Токарева).

^ Фигуры речи

Фигуры речи (стилистические фигуры, риторические фигуры) – особые синтаксические построения, усиливающие образно-выразительную функцию речи.

^ Оксюморон (оксиморон) – контрастное сочетание противоположных по значению слов с целью создания поэтического эффекта: живой труп (Л. Толстой); не каждый умеет красноречиво молчать.

Антитеза – художественное противопоставление образов, характеров, понятий, положений, ситуаций и т.п.: «Толстый и тонкий» (А. Чехов); А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой! (М. Лермонтов)

^ Синтаксический параллелизм – расположение рядом сходных синтаксических конструкций для создания единого поэтического образа, часто с использованием антитезы: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов); Не страна – для бизнеса, а бизнес – для страны (из газеты).

^ Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова с целью обратить внимание читателя: Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза (С. Есенин)

^ Анафора (единоначатие) – это повторение сходных звуков, слов, конструкций в начале строф или близко расположенных фраз, обычно – при синтаксическом параллелизме: Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем, клянусь позором преступленья и вечной правды торжеством. Клянусь паденья горькой мукой, победы краткою мечтой; клянусь свиданием с тобой и вновь грозящею разлукой (М. Лермонтов)

Эпифора - повторение слов в конце предложений: ^ Я всегда это знала, и ты тоже знал, мы оба это знали; Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н. Гоголь)

Экспрессивный повтор – включает анафору, эпифору, а так же повтор слов в середине предложений - любой стилистически оправданный повтор в пределах одной или нескольких фраз: Это большой труд и большая удача , не всякому дающаяся, - найти друга и не потерять его (И. Бестужев-Лада); Строем клянусь и полком! Боем клянусь и штыком! (Е. Благинина)

Градация – постепенное последовательное усиление или ослабление образов, сравнений, эпитетов и других средств художественной выразительности. Восходящая градация: Я Вас прошу, я очень прошу, я Вас умоляю. Нисходящая градация: Не обошлось без переломов рук и ног, сотрясения мозга и ушибов.

Инверсия – стилистически значимое изменение обычного порядка слов для достижения определенной художественной цели: ^ Судьбы свершиться приговор! (М. Лермонтов)

Эллипсис – пропуск сказуемого, придающий речи динамизм: Татьяна в лес, медведь за нею (А. Пушкин); Чтобы с каждого окна – флаги! С каждой крыши – фейерверк! Из каждого угла – цветы! (К. Федин)

^ Многосоюзие (=полисиндетон) – такое построение строфы, эпизода, стиха, когда все основные входящие в него логически значимые фразы связаны одинаковыми союзами; повторение союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых членов предложения: И ветер, и дождик, и мгла… (И. Бунин)

^ Неполные предложения – предложения, в которых пропущен какой-либо член, необходимый для полноты строения и значения. Отсутствующие члены предложения могут быть восстановлены и контекста.

Умолчание – намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном: Но я хотел… Быть может, Вы…

Бессоюзие – намеренный пропуск союзов для придания тексту динамичности, стремительности: ^ Швед, русский – колет, рубит, режет (А. Пушкин)

Риторический вопрос – вопрос, заданный не с целью получить ответ, а с целью привлечь внимание к явлению, для эмоционального воздействия на читателя: Иль нам с Европой спорить надо? Иль русский от побед отвык? (А. Пушкин)

Риторическое восклицание – восклицание как специальный прием выразительной речи, носит условно-обобщенный характер: ^ Степи, как вы хороши! (Н. Гоголь); О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний! (В. Маяковский)

Риторическое обращение – эмоциональное обращение к людям, непосредственно не участвующим в общении, или к неодушевленным объектам; часто – в сочетании с риторическим вопросом или восклицанием, усиливает выражение чувств: Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? (С. Есенин); Русый ветер! Какой ты счастливый! (С. Щипачев); Позвольте Вам, уважаемый читатель, задать вопрос (из газеты)

Вопросно-ответная форма изложения – форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы на вопросы.

Похожие:

Речь. Выразительность русской речи Тропы Тропы iconТропы Тропы
Тропы (греч. 1гороз — «поворот», «оборот») — обороты речи (образы), основанные на употреблении слов в переносном значении и используемые...
Речь. Выразительность русской речи Тропы Тропы iconБхайравананда Трикасамарасья Каула Стратегия и тактика тропы Узора Великой Бездны Минск
...
Речь. Выразительность русской речи Тропы Тропы iconКоторый думал Посвщяние и Благодарность
Тропы Мертвых. Вместе со мной, там присутствовали двоюродный брат императора Гемелл, ослабевший; Октила и Хальцион от непорочных...
Речь. Выразительность русской речи Тропы Тропы iconПлан работы Воронежского отделения мэоо «эка» на октябрь-декабрь 2011 г
...
Речь. Выразительность русской речи Тропы Тропы iconЗанятие №11 обучение выразительному чтению
Понятие об исполнительском анализе. «Выразительная» триада: эмоционально-образная выразительность, логика чтения, техника речи
Речь. Выразительность русской речи Тропы Тропы iconН71 играйка. Семь игр для развития речи дошкольников. Формирование...
Язную речь, умение правильно выражать мысли, совершенствуют грамматический строй речи, учат любить, живую природу, бережно относиться...
Речь. Выразительность русской речи Тропы Тропы iconТема: Ораторская речь
К первой например можно отнести вузовскую лекцию или научный доклад, ко второй – дипломатическую речь или выступление на съезде,...
Речь. Выразительность русской речи Тропы Тропы iconСборник статей о русской интеллигенции Слово "интеллигенция"
Слово "интеллигенция" может употребляться, конечно, в различных смыслах. История этого слова в русской обиходной и литературной речи...
Речь. Выразительность русской речи Тропы Тропы iconЭкзаменационные вопросы 2012
Язык – речь – речевая деятельность. Антиномия кода и текста. Признаки языка и признаки речи. Отношение языка и речи к норме (свойства...
Речь. Выразительность русской речи Тропы Тропы iconАбелева И. Ю. А14 Речь о речи. Коммуникативная система человека
Анализируются собственно языковые и паралингвистические средства, используемые при общении. Подчеркивается сходство речевого по ведения...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница