Дошкольников


НазваниеДошкольников
страница1/7
Дата публикации10.02.2014
Размер0.77 Mb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Астрономия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7








Н. Г. АЛТУХОВА

НАУЧИТЕСЬ СЛЫШАТЬ



КАК ЭФФЕКТИВНО

ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ:

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

ДОШКОЛЬНИКОВ

Санкт-Петербург 1999

ББК 74.1 А 52

Н. Г. Алтухова

Л 47 Научитесь слышать звуки. Серия «Учебники для ву­зов. Специальная литература» / Оформление обложки С. Л. Шапиро, А. А. Олексенко. — СПб.: Издатель­ство «Лань», 1999.— 112 с.

ISBN 5—8114—0112—4

Дидактическое учебное пособие, построенное как система игровых и занимательных упражнений, позволяет развить на высоком уровне фонематический слух дошкольников, что предупреждает появление дисграфических ошибок при обу­чении грамоте и способствует интенсивному развитию навы­ка чтения целыми словами.

Для воспитателей детских садов, методистов, логопедов, педагогов начальной школы, родителей.

ББК 74.1

Охраняется законом РФ об авторском праве.

Воспроизведение всей книги или любой ее части

запрещается без письменного разрешения издателя.

Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.

© Издательство «Лань», 1999 © Алтухова Н. Г., 1999 © Издательство «Лань»,

художественное оформление, 1999

ПРЕДИСЛОВИЕ

СОВЕТЫ ВЗРОСЛЫМ

Современная школа требует от детей, поступа­ющих в первый класс, не столько суммы знаний и умений, сколько способности к действию в ум­ственном плане, к анализу и обобщению.

Цель данного методического пособия — пра­вильная и эффективная подготовка к обучению языку — реализуется на уровне звукового анали­за слов.

Звуковой анализ — это:

  1. определение порядка звуков в слове;

  2. выделение отдельных звуков;

  3. различение звуков по их качественным ха­
    рактеристикам (гласный — согласный, твердый —
    мягкий). ,

Во время занятий ребенок вслушивается в сло­ва и звуки, интонационно выделяет звуки в сло­вах, определяет место звука в слове, различает на слух твердые и мягкие согласные звуки, подбира­ет слова на заданный звук.

Затем дети знакомятся с материализованными моделями слов (схемами). Здесь они учатся выде­лять все звуки в слове по порядку и моделировать слова.

Дидактические игры проводятся при повторе­нии и закреплении пройденного материала. Они

направлены на увеличение словарного запаса, со­вершенствование звуковой культуры речи.

В процессе обучения дети последовательно ов­ладевают анализом все более сложных по струк­туре слов. Они учатся вслушиваться н звуки речи, различать ударные и безударные гласные, срав­нивать слова по звуковым моделям, находить сход­ство и различие и т. д. В результате дети уже в 5 лет приобретают широкую ориентировку в зву­ковом строе речи, столь необходимую для обуче­ния чтению, грамотному письму в школе, для изу­чения родного языка.

Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятии делает познавательный процесс полно­ценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка-дошколь­ника. С помощью развлекательных моментов ста­райтесь поддерживать стойкий интерес к заняти­ям, желание узнавать новое и усваивать знания и умения.

Не теряйте карточки из разрезного дидактичес­кого материала! Некоторые из них используются в нескольких играх.

Выполнение упражнений типа «Зоопарк», «Что сказали звери?», «Волшебник», «Читаем по кар­тинкам», «Отгадай имя...» позволяют избежать ошибки «неузнавания» слова при обучении чтению: ребенок читает, но не слышит, что прочитал. По­этому упражнения и игры данного типа рекомен­дуется проводить регулярно. Воспользуйтесь елоч­ными флажками, старыми открытками, календа­риками: доступно, ярко, интересно.

Схемы слов ребенок может составлять при по­мощи мелких пуговиц-игрушек соответствующих цветов, что способствует развитию мышц пальцев. Дополнительная нагрузка на мелкую мускулату-

ру создается, если пуговицы хранятся в прозрач­ной бутылочке или банке с завинчивающейся крышкой, которую малышу нужно открывать или закрывать самостоятельно.

Разноцветные жетоны развивают и укрепляют память, тренируют мышцы пальцев. На жетонах написаны буквы, но специально внимание на них не заостряется, запоминание происходит непро­извольно. Затем начинается процесс узнавания. Наиболее любознательные дошкольники самосто­ятельно начинают складывать слова из жетонов и читать.

Не рекомендуется переходить к следующим за­нятиям, пока не освоен материал предыдущих. Вы­полнив все упражнения по всем темам, ребенок начинает читать целыми словами, что облегчает ему восприятие лексического значения слова и спо­собствует развитию речи.

введение:

РАЗВЕДЧИК

Перенеси из одного угла комнаты в другой все звонкие предметы очень тихо. Даже пол или обувь не должны скрипеть.


^ УЧИМСЯ СЛЫШАТЬ ЗВУКИ

Нас окружает мир, полный разных удивитель­ных звуков. Все, что мы слышим и все, что про­износим — это звуки. А много ли звуков мы мо­жем различить?

Давайте посидим минуточку очень тихо: кто ка­кие звуки услышит?

УГАДАЙ ПО ЗВУКУ

Сядь ко мне спиной и не поворачивайся. Уга­дай, чем я буду создавать звуки и шумы. (Можно бросать на пол разные предметы: ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п.; можно рука­ми бумагу мять, рвать ее, перелистывать книгу, разрывать материал, потирать руки, ударять пред­метом о предмет, расчесывать волосы, мыть руки, подметать, резать и т. д.)

ПОСИДИМ В ТИШИНЕ

Собери предметы, которые при соприкоснове­нии друг с другом звенят: ложки, тарелки, метал­лические крышки. Положи их один на другой, затем переложи 2-3 раза, стараясь произвести как можно меньше шума.

6

ЧТО ЗА МАШИНА?

Угадай, что за машина проехала по улице: лег­ковая, автобус или грузовик? В какую сторону?

УСЛЫШЬ ШЕПОТ

Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом да­вать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?

ИГРА В КОМАНДЕ

Сядьте в круг. Я буду обычным голосом давать команду сделать какое-нибудь движение, а затем шепотом произносить имя того, кто должен его выполнять. Будьте очень внимательны.

МОРЗЯНКА

Слушай внимательно ритм, который я тебе про­стучу. Повтори. (С каждым разом предлагается все более трудный ритмический рисунок).

УГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК

Я попробую звуками изобразить какой-то пред­мет: паровоз, машину, самолет, свистящий чай­ник, собаку, кошку, курочку и т. п. А ты угады­вай. Если угадаешь — тебе водить.

УГАДАЙ, КТО Г(ШО1»ИТ

Угадай, кто это произносит:

  • Московское время 5 часов 10 минут.

  • Налить вам еще чаю?

  • Открой рот и скажи «Ли».

  • Раз, два, три, водишь ты!

  • Сегодня ночью и завтра днем переменная
    облачность, без осадков.


  • Осторожно, двери закрываются. Следующая
    остановка «Детский мир».

ЧТО ЭТО?

На магнитофонную кассету записаны звуки. Угадай, что именно.

а) В доме: журчание воды в ванной, тиканье ча­
сов, шипение и скворчанье еды, жарящейся на
сковороде, урчание холодильника, телефонный
звонок, гудение пылесоса, лай собаки, топот ма­
лыша, звонок в дверь, звон тарелок (когда их кла­
дут на стол, в мойку), скрип стула, стук закрыва­
ющейся двери, позвякиванье ложки в стакане,
стук в дверь, щелчок выключателя.

б) Слушаем погоду: стук капель по стеклу, рас­
каты грома, вой ветра, шуршание дождя и т. д.

в) Улица: гудок машины, хлопок закрывающей­
ся дверцы автомобиля, тарахтение грузовика, скре­
жет и визг тормозов, детский смех, звук движу­
щегося трамвая, звук пролетающего самолета,
пение птиц.

г) Магазин: работает касса, катят контейнеры,
позвякивание чашек в кафетерии.

^ ПРИЯТНО СЛУШАТЬ ЭТОТ ЗВУК?

Приятные звуки или нет: музыка классическая, популярная, автомобильные гудки, звонок будиль­ника, скрежет железа по стеклу, детский смех, кашель.

^ ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК

Послушай и угадай: что в коробке? (Может быть один или несколько предметов в любом сочетании: теннисный мячик, деревянный шарик, монеты, пу­говицы, спичечный коробок и т. д.)

ЗВУКОВАЯ ОДЕЖДА СЛОВА

Наша речь, слова, которые каждый из нас про­износит, тоже состоят из звуков. Звуком слово начинается, звуком заканчивается. В середине слова тоже звуки. Рисунок звука, его портрет, называется буквой. Буквы услышать невозмож­но. Буквы можно писать и читать. У каждого звука своя буква. Некоторые звуки очень бога­ты: у них несколько портретов-букв. Есть буквы-загадки: портрет один, а звук совсем другой. Что­бы во всем разобраться, научись сначала слушать и слышать звуки.

8

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРВОГО ЗВУКА В СЛОВЕ

ЗВУКОВАЯ МОЗАИКА

Для проведения игровых занятий вам будет ну­жен картон различных цветов. Жетоны представ­ляют собой квадраты 3 х 3 см. Кроме цветного картона, вам потребуется три листа с начерчен­ными сетками в 9 (3 х 3), 16 (4 х 4) и 25 (5 х 5) квадратов. Квадраты на листах такого же разме­ра, что и жетоны.

Перед тем как начать выкладывать узор, убе­дитесь, что ребенок знает названия цветов.

Научить различать цвета поможет такая игра. На столе разложить жетоны, необходимые для со­ставления данного узора. Называя цвет, прикасай­тесь к жетону такого же цвета; одновременно к это­му жетону должен прикоснуться ребенок. Предна­меренно и неожиданно опустите руку не на тот жетон, цвет которого назвали. Ребенок же должен не сбиться, а показать правильный жетон.

а) Лист 3x3. Жетоны красные и синие. Объяс­нение. Я буду называть разные слова. Если слово начинается со звуков [К] или [К'], клади жетон красного цвета, если со звуков [С] или [С] — сине­го цвета. Раскладывать жетоны надо с самого вер­хнего левого угла, сначала верхний ряд, потом вто­рой затем третий. Если будешь внимательно слу­шать слова и правильно подбирать жетоны нужного цвета, у тебя получится красивый узор.

10

^ Слова: компот, сад, конверт, самовар, корзина, салат, кошка, свекла, кино.

б) Лист 3x3. Жетоны желтые и зеленые.
Слова: забор, жук, замок, жаба, железо, жираф,
замок, жар-птица, золото.

в) Лист 4x4. Жетоны зеленые, красные, черные.
Слова: заболеть, кормить, чистить, забывать, кар­
кать, чирикать, завивать, кудахтать, чесать, зевать,
кусать, чихать, заикаться, копать, читать, замерзать.

г) Лист 4x4. Жетоны синие, красные, желтые,
зеленые.

Слова: свистеть, жарить, кашлять, закрывать, же­лать, кипятить, зевать, синеть, ковырять, зани­мать, скучать, жмуриться, заикаться, сидеть, же­вать, клевать.

д) Лист 5x5. Жетоны черные, красные, зеленые, желтые, синие.

Слова: черепаха, корыто, забор, жаворонок, свет, король, зной, железо, свеча, чемодан, зонт, жук, свитер, черника, космос, желе, свинья, черепаха, кран, знамя, солнце, чиж, крапива, зима, жираф.

ФЛОМАСТЕРЫ

У меня 12 фломастеров разного цвета. Я загада­ла цвет одного из них. Если ты догадался какого, возьми его в руки:

[ж]..., [з']..., [к]..., [с']..., [ч']...

Покажи фломастером все предметы, названия которых начинаются с того же звука, что и цвет.

11

ЗООПАРК

Посмотри ни игрушки. По первым звукам на­званий игрушек отгадай слово: мышь, ослик, лев (моль); собака, обруч, козлик (сок); кот, обруч, собака, тигр (кость).

ЧТО СКАЗАЛИ ЗВЕРИ?

Из нескольких игрушек выбери те, из первых звуков названий которых можно составить речь жи­вотных и птиц:

«Что сказала корова?» — мышь, утка (му). «Что сказала кукушка?» — кот, утка (ку). «Что сказала курочка?» — корова, ослик (ко).

Составь из игрушек: ум, ус, Умка, кар, мяу, звук, жук, час, сок, кость.

Например, слово «кот» задумали. Как я могу тебе помочь? (кукла, ослик, топор). Давай потренируемся.

ЧИТАЕМ ПО КАРТИНКАМ

На листе нарисованы или наклеены 8 — 4 кар­тинки. По первым звукам изображенных на них предметов угадай слово:

ГРИБЫ — УДОЧКА — СЕТКА (гусь)


СВЕЧА — ОЗЕРО — ЛИСА (соль)







ВОЛШЕБНИК

Сегодня к нам придут гости. Я научу тебя од­ному фокусу. Покажем гостям, чтобы не скучали. Вот два набора картинок:

а) кот, лук, слон, рак, мак, мост;

б) кукла, ослик, топор, ложка, утюг, стул, мо­
лоток, автобус, роза.

В то время, когда ты выйдешь из комнаты, я попрошу гостей загадать картинку из первого на­бора. А сама в это время незаметно составлю сло­во по первым звукам названий предметов карти­нок второго набора.

Когда ты вернешься, то боа труда по моей под­сказке догадаешься, какое слово загадано.

12



МЫШЬ — АРТИСТ — КРОКОДИЛ (мак)

13



М И1111СЛ ЛСТРА — ЧАСЫ (мяч)

КОТ — ЛЫЖИ — ОСЕНЬ — УХО — НОГИ (клоун)

















ЗЕБРА — ИГРУШКИ — МАШИНА

(зима)

— АРБУЗ

КОНЬ — НЕЗНАЙКА — ИГОЛКИ — ГОРА — АИСТ

(книга).











К ИСТЬ — ИГОЛКА — НОС — ОСЛИК (кино)



ВАРЕЖКА —
ОБРУЧ — ЛОШАДЬ — КОТЯТА

(волк)



РОМАШКА - ОСТРОВ - ЗОНТ - АНАНАС (роза)



ОТГАДАЙ ИМЯ

^ Угадай имя мальчика. Соедини первые звуки в словах (на слух):

а) Волк — абрикос — сирень — ананас.

б) Торт — облако — лиса — аист.

в) Вилка — игла — тюбик — арбуз.

г) Астра — ноты — тополь — ослик — новость.

Угадай имя девочки. Соедини первые звуки в словах:

а) Обруч — лимон — аист.

б) Арбуз — незабудка — актер.

в) Танец — артист — нитки — астра.

г) Носки — автобус — самолет — телевизор —
Африка.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Дошкольников iconИгровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития
Зпр. В настоящее время делаются первые шаги по организации коррекционно-педагогической работы с детьми с зпр старшего дошкольного...
Дошкольников iconМетодическое пособие включает в себя список литературы, который поможет...
В методическом пособии представлены технологии развития связной речи дошкольников, разработанные на основе методов и приемов триз...
Дошкольников iconМетодические рекомендации Занятия по развитию зрительного восприятия...
Методические рекомендации Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения
Дошкольников iconДиагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет...
Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет [Текст] / сост. Н. Д. Денисова. Волгоград : Учитель, 2013. 202...
Дошкольников iconДошкольников
Может быть использована сту- дентами дефектологических факультетов педагогических институтов
Дошкольников iconУважаемые родители старших дошкольников
Приглашаем вас принять участие во втором семинаре цикла встреч, посвященных знакомству c «Монтессори-школой Михайловой»
Дошкольников iconМетодическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений и студентов...
Формирование навыков мышления, воображения и речи дошкольников средствами отсм триз
Дошкольников icon№ Звук и буква у
В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников....
Дошкольников iconДидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник...

Дошкольников iconРекомендовано Ученым советом Педагогического общества России в качестве...
Пособия комплекта «Учим ребенка говорить и читать» помогут ребенку попасть в уди
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница