Тема: «Звук и буква С»


НазваниеТема: «Звук и буква С»
страница1/8
Дата публикации04.02.2014
Размер0.79 Mb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Астрономия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Дата __________
Занятие № 17.

Тема: «Звук и буква С»
Цель: 1. Закрепление правильного произношения звука [С], знакомство с

буквой С.

2. Определение места звука в слове.

3. Деление слов на слоги. Звуко-слоговой анализ слов типа суп.

4. Составление предложения с данным словом по предметной картинке.

5. Закрепление образования множественного числа существительных.

6. Составление рассказа по сюжетной картинке с помощью вопросов.


Оборудование: предметные картинки на [С] на панно, сюжетная картинка «Соня

и собака», наборы для составления схем, тетради, карандаши, разрезные

азбуки.
Ход занятия.
1. Оргмомент (припоминание слов начинающихся на твёрдые согласные).

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

3. Знакомство с темой:

а) отгадывание загадок:

Лежит под крылечком, хвост колечком. (Собака)

Сто одёжек - все без застёжек. (Капуста)

Хвост пушистый, мех ворсистый, в лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)

Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (Самолёт)

б) проговаривание получившегося ряда слов – игра «Запомни, повтори»;

в) выделение звука [С].

4. Произнесение звука [С], характеристика: согласный, свистящий, твёрдый.

5. Воспроизведение слоговых рядов:

са-со-су-сы ас-ос-ус-ыс ста-сто-сту-сты аст-ост-уст-ыст

со-су-сы-са ос-ус-ыс-ас сто-сту-сты-ста ост-уст-ыст-аст

су-сы-са-со ус-ыс-ас-ос сту-сты-ста-сто уст-ыст-аст-ост

сы-са-со-су ыс-ас-ос-ус сты-ста-сто-сту ыст-аст-ост-уст

6. Выделение на слух звука [С], дифференциация ^ С-С’- З-Ш-Ц-Щ: сом, щётка, зайка,

собака, шум, стал, самолёт, зубы, сядь,цапля, посуда, сирень, шуба, квас, синий,

сон, щель, самосвал, поднос, закат.

7. Произнесение слов со звуком [С]:

а) проговаривание картинок на панно;

б) игра «Закончи предложение» - дополнение предложений словами в единственном

или множественном числе по картинкам на панно:

^ В лесу растут высокие (сосны). На опушке леса стоит стройная (сосна). На

деревьях пожелтели (листья). Соня рисует кленовый (лист). На улице ночью

громко лают (псы). В нашем дворе живёт большой и умный (пёс). Мама

поставила на стол чистые (стаканы). Она взяла в руки стеклянный (стакан).

в) проговаривание оставшихся картинок, определение места звука [С] в словах.

8. Составление предложений по индивидуальным картинкам:

а) подбор имён на С: Таня, Катя, Соня, Дима, Саня, Толя;

б) составление, проговаривание предложений по образцу:

Соня ест суп из миски.

^ 9. Физкультминутка со скороговоркой:

На кокосы, на кокосы налетели мы как осы.

А кокосы высоко, а кокосы далеко.

10. Деление слов на слоги – знакомство с игровыми способами определения слогового

состава.

11. Звуко-слоговой анализ слова суп, составление схемы слова.

12. Знакомство с буквой С: рассматривание, отыскивание, контур, печатание.

13. Упражнения с разрезной азбукой: звуковой анализ, синтез, преобразование по следам

анализа: ас – са – сам - сом

ус – су – сук – суп

14. Печатание слогов и слов:

ас ос ус ис са со су си

сам сом сук суп

15. Составление рассказа по сюжетной картинке «Соня и собака»:

а) подбор девочке имени на [С]Соня;

б) подбор слов на [С] к этой картинке:

скамейка, сосна, собака, куст, кусок, сад, высокая

в) составление рассказа с помощью вопросов:

Что это? Кто сидит на скамейке?

Где стоит дом? Кто сидит у скамейки?

Где высокая сосна? Что у Сони?

Что стоит под сосной? Кому даёт Соня кусок хлеба?

Соня и собака

Вот дом. У дома сад. В саду высокая сосна. Под сосной стоит скамейка. На

скамейке сидит Соня. У Сони кусок хлеба. У скамейки сидит собака. Соня даёт

собаке кусок хлеба.
^ 16. Итог занятия:

- С каким звуком познакомились?

- Какой он?

- игра «Отгадай слово»: ле., поя., фику., анана., компа., кла., ква., уку., насо., но.,

автобу., поко., уксу. .


Работа воспитателя по заданию логопеда

  1. Артикуляционная гимнастика.

  2. Гимнастика для развития мелкой моторики рук.

  3. Игра с мячом «Назови первый звук» (ум, утка, ухо, ах, ахать, Оля, умный, Аня, улица).

  4. Рисование на буквы У.


Дата __________
Занятие № 18

Тема: «Звук [С’]»
Цель: 1. Закрепление правильного произношения звука [С’].

2. Звуко-слоговой анализ слов гусь, гуси.

3. Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных

(употребление).

4. Согласование прилагательных с существительными в роде.

5. Упражнение в употреблении притяжательных прилагательных с

суффиксом –ин-.

6. Чтение слогов (са, ас, со, ос, су, ус, си, ис).

Оборудование: предметные картинки (сеть, семь, восемь, десять, гусь, беседка,

осень, василёк, такси, письмо, письма, апельсин, гусята, свинья, лисята,

селёдка, гуси, кисель, лес, кастюм, коляска), серия картин для упражнения

в согласовании прилагательных с существительными (синий, -яя, -ее),

наборы для составления схем.
Ход занятия.
1. Оргмомент.

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

3. Знакомство с темой – игры «Четвёртый лишний», «Запомни, повтори»:

Василёк, пион, гвоздика, ноготки - василёк

Аист, цапля, дятел, гусь - гусь

Торт, селёдка, конфета, апельсин - апельсин

Помидор, лук, селёдка, тыква - селёдка

4. Произнесение, артикуляционная поза звука [С’], характеристика: согласный, мягкий,

свистящий.

5. Выделение на слух (с закрытыми глазами):

а) из ряда слогов: со, ся, тя, ча, зя, щя, оч. ось, оть, сю…;

б) из ряда слов: лисята, внучата, площадь, пятёрка, земляника, наседка, овчарка,

обезьяна, лесенка, песенка, пещера, чайник, осенний, овсянка, осина, листья,

наступила, косяк, самокат, черепаха, ящерица… .

6. Замены [С] – [С’] в слогах и словах – игра «Наоборот»:

а) са – ся ас- ась ис – ись

со - ос - ес –

су - ус - яс –

сы - ыс - юс -

сэ - эс - ёс -

б) сад – сядь косы – коси

осы – оси носы – носи

вес – весь соль – сёл

квас – квась сыта – сито

сыны – сини сома – Сёма

7. Выделение звука [С’] в произношении по картинкам на панно:

а) проговаривание слов по картинкам;

б) выделение слов на [С’] – игра «Найди ошибку»;

в) определение места звука [С’] в словах – игра «1,2,3»;

г) образование притяжательных прилагательных на –ин-

Составление предложений по образцу:

^ Это Люсино письмо. Это Васина беседка.

8. Физкультминутка.

9. Деление слов на слоги, с помощью хлопков (с индивидуальными картинками,

беззвучное проговаривание) .

10. Звуко-слоговой анализ, составление схем слов (коллективно): гусь, гуси.

11. Согласование прилагательных с существительными в роде – подбор картинок

(предметов) к признакам синий, синяя, синее,(ясеневый, ясеневая,

ясеневое),составление предложений с этими словами.

12. Упражнение в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательным

значением с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов – игра «Большой –

маленький»:

пёс – пёсик лестница – лесенка колесо – колёсико

нос - песня - насос –

хвост - басня - пылесос –

лист - сосна - кокос –

13. Выделение слов со звуком [С’] из рассказа «Лиса и гусята», пересказ.
Лиса и гусята

Гуси и гусята паслись на поляне. Наелись гуси и гусята и улеглись спать. А тут из

лесу лиса. Гуси спят и не видят лису. Лиса хватает одного гусёнка и убегает с ним в

лес. Несёт лиса гусёнка своим (голодным) лисятам. Лисята наелись. Они сыты и

довольны.

^ 14. Итог занятия.

- С каким звуком знакомились?

- произнесение, характеристика звука [С’].

- припоминание слов на [С’].

Работа воспитателя по заданию логопеда

  1. Артикуляционная гимнастика.

  2. Гимнастика для развития мелкой моторики рук.

  3. Игра с мячом «Назови первый звук» (ум, утка, ухо, ах, ахать, Оля, умный, Аня, улица).

  4. Рисование на буквы У.


Дата __________

Занятие № 19

Тема: «Звуки [С] – [С’]»
Цель: 1. Закрепление правильного произношения и различение звуков.

2. Деление слов на слоги.

3. Звуко-слоговой анализ слов сам, сами, сама.

4. Упражнение в употреблении предлогов на, с (со).

5. Словообразование сложных слов.

6. Словообразование и согласование с существительными относительных

прилагательных.
Оборудование: предметные картинки на [С] – [С’] на столах, сюжетная картинка

«Осень», наборы для составления схем, тетради, карандаши, разрезные

азбуки.
Ход занятия

1. Оргмомент (припоминание картинок на [С’]).

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

3. Сопоставление звуков [С] – [С’]: отгадывание по характеристике, произнесение.

4. Воспроизведение слоговых рядов:

са-са-ся ся-ся-са ас-ас-ась ась-ась-ас

са-ся-ся ся-са-са ас-ась-ась ась-ас-ас

са-ся-са ся-са-ся ас-ась-ас ась-ас-ась

5. Различение [С] – [С’]:

а) игра «Наоборот»:

са-са-са – ся-ся-ся ас-ас-ас – ась-ась-ась сыны- вес -

со-со-со - ос-ос-ос - сад - носы –

су-су-су - ус-ус-ус - осы - сома –

сы-сы-сы - ыс-ыс-ыс - косы - соль –

сэ-сэ-сэ - эс-эс-эс - квас - сыр –

б) игра «Подарим картинки Люсе и Соне»;

в) деление слов на слоги – игра «Поможем Люсе и Соне разделить слова на слоги»

6. Звуко-слоговой анализ, составление схем слов и самих слов из букв разрезной азбуки

(коллективно): са – сам – сама – сами.

7. Физкультминутка.

8. Словообразование относительных прилагательных, согласование с существительными

(закрепление):

а) игра «Эхо»:

осень – осенний апельсин - фасоль –

весна – весенний ананас - мясо –

сосна – сосновый слива - стекло –

осина – осиновый банан - уксус –

ясень – ясеневый кокос - капуста

б) подбор предметов к признакам:

осенний осенняя осеннее осенние

лист погода небо листья

воздух листва солнце поля

костюм слякоть пальто сады

лес обувь поле леса

сад кофта облако дни

в) упражнение на развитие внимания и памяти «Запомни, повтори»:

осенний лист – осеннее небо – осенняя погода – осенний воздух.

9. Составление (путём договаривания предложений ) и заучивание рассказа по сюжетной

картинке «Осень»:

а) рассматривание картинки, определение времени года (назвать признаки),

придумывание названия;

б) подбор слов на [С] – [С’] к картинке:

осень осенние сад усыпана

листья синяя осыпаются поставить

ясени костюм сухие листопад

осины лист наступает сосны

в) составление рассказа:

Наступает (осень). С ясеней, лип, клёнов, осин осыпаютcя

на землю (сухие листья). Аллеи сада усыпаны (сухими листьями). Соня, Саня, Вася

и Сима гуляют в (осеннем саду). Они поднимают с земли (осенние листья). Из

осенних листьев они делают (осенний букет). Дети поставят букет на окно в

(синюю вазу).

г) заучивание рассказа;

д) выделение слов на [С] – [С’].

10. Упражнение в употреблении предлогов на, с (со) – преобразование деформированной

фразы – игра «Путаница»:

Соня, земля, листья, с, поднимать –

Сима, листья, земля, сухие, с, поднимать –

Земля, осыпаются, ясень, листья, с, на

Осина, листья, земля, на, осыпаются, с

Осыпаются, на, липа, листья, с, сухие, земля –

Падать, земля, листья, на, сухие –

Ставить, дети, букет, окно, на

11. Физкультминутка.

12. Упражнение в образовании сложных слов путём сложения основ по данному образцу

– игра «Придумаем новые слова»:

Осенью листья падают на землю – это листопад;

А зимой на землю падает снег – это снегопад;

С высоты падает вода (в горных реках) – это водопад;

Ночью в небе падают звёзды – звездопад;

Сам летит – самолёт;

Сам катит – самокат;

Разводит сады – садовод;

Перевозит лес – лесовоз.

^ 13. Итог занятия:

- произнесение, сопоставление [С] – [С’].

- припоминание картинок, слов на [С] – [С’].

Работа воспитателя по заданию логопеда

  1. Артикуляционная гимнастика.

  2. Гимнастика для развития мелкой моторики рук.

  3. Игра с мячом «Назови первый звук» (ум, утка, ухо, ах, ахать, Оля, умный, Аня, улица).

  4. Рисование на буквы У.


Дата __________
Занятие № 20

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Тема: «Звук и буква С» iconТема: «Звук и буква Ц»

Тема: «Звук и буква С» iconПрежде чем начать играть с ребенком, давайте разберемся, что такое...
Буква это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружностей и полукружий); буква обозначает...
Тема: «Звук и буква С» iconЗвук э. Буква э
...
Тема: «Звук и буква С» icon«Звук и буква У»
Отгадать загадки о транспорте. Определить, к какому виду транспорта относится слово-отгадка
Тема: «Звук и буква С» iconЗанятие 19. Звук |э|, буква э
Логопед читает рассказ «Эхо». Дети должны запомнить и назвать все слова со звуком [э] в тексте
Тема: «Звук и буква С» iconПроизнеси звук у (у-у-у). Что делают наши губы, когда мы произносим звук У?
Выучить: Звук у поется, тянется, поэтому он гласный звук, живет в Красном замке. Мы его обозначаем красным кружочком
Тема: «Звук и буква С» icon№ Звук и буква у
В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников....
Тема: «Звук и буква С» iconЗанятие Звук [э] Цели: уметь выделять звук [э] в начале слова, дифференцировать этот звук

Тема: «Звук и буква С» icon04. 08. 04. 05. Подготовка к обучению грамоте. Тема
Д]: когда мы произносим звук [Д], то: — губки свободны; — зубки сближены, но не сомкнуты; — язычок стучит кончиком за верхними зубками;—...
Тема: «Звук и буква С» iconДобавь звук [ц] или слог со звуком [ц]
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница